"Русские следы в Германии.Путешествие по немецким пушкинским городам".

Автор: Андреева Наталья Анатольевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №17"
Населённый пункт: Вологодская область город Череповец
Наименование материала: конспект
Тема: "Русские следы в Германии.Путешествие по немецким пушкинским городам".
Дата публикации: 14.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект урока
Russischen Spuren in Deutschland

(Русские следы в Германии)

Eine Reise durch „Deutsche Städte von Puschkin“

(Путешествие по немецким пушкинским городам)
Цель урока: познакомить учащихся с информацией о пушкинских городах в Германии. Задачи урока: Учебные: 1. ознакомить с названиями немецких городов, связанных с именем А.С.Пушкина, и с некоторыми историческими фактами; 2. научить сопоставлять тексты стихов А.С.Пушкина на русском языке и их перевод на немецком языке. Воспитательные: 1. активизировать познавательную инициативу обучающихся и формировать их социальную компетентность; 2. развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели. Развивающие: 1. содействовать накоплению нового опыта познавательной и практической деятельности; 2. формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная работа); 3. развивать способность к рефлексии как важнейшей составляющей умения учиться. Техническое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор. Тип урока: урок открытия нового знания. Ход урока:
1. Организационный момент Guten Tag, Kinder. Ich freue mich euch zu sehen. Setzt euch bitte. Wie geht es? Der wievielte ist heute? Welcher Wochentag ist heute? Sind alle da? Wer fehlt heute? 2. Мотивация Ich will ein Gedicht lesen. Hört aufmerksam bitte! Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе......... Sagt mir, wer dieses Gedicht geschrieben hat? (Ответы учеников.) 3. Целеполагание Bitte, seht auf das Bild ( слайд 2). Wer ist das? (Das ist ein russischer Dichter A.S.Puschkin) Wo befindet sich diese Städte ( слайд 3)? (In Deutschland.) Wie meint ihr, welches Thema haben wir heute? (Ответы учеников.) А.Герцен писал: «Пушкин как нельзя более национален и в то же время понятен для иностранцев». Unseres Thema heisst «
Eine Reise durch „Deutsche Städte von

Puschkin“
(слайд 1). 4. Организация деятельности Для каждой страны важна её история. История – это память, которая может жить вечно, отражаясь в литературных произведениях и памятниках культуры. Хочу привести слова Томаса Картейля: «История мира – это биография великих людей» (слайд 4). Все народы нашей планеты всегда были связаны между собой, а страны имеют связи и строят отношения друг с другом.
Россия и Германия – две крупные державы, два государства со своей давней историей. Несмотря на кровопролитные войны, Россию и Германию связывают и положительные исторические факты (слайд 5): торговые связи, Немецкая слобода в Москве, возникшая в средние века. Можно привести множество примеров величайшего вклада немцев в историю Русского государства. Самый яркий из них – Екатерина Вторая (Великая), чистокровная немка. Всем известно имя великого ученого Михаила Ломоносова, который основал Московский университет. Он получил образование в Германии, женился на немке. А какие вы можете привести примеры? (Ответ учеников.) Памятники архитектуры и культуры отражают следы русских в Германии. В современной Германии есть несколько памятников А.С.Пушкину. Интересно, что Александр Сергеевич ни разу здесь не был. Как вы считаете, почему в Германии появились памятники Пушкину? (Ответ учеников.) Чтобы познакомиться с немецкими городами, где есть памятники А.С.Пушкину, мы отправимся в увлекательное путешествие (слайд 6). Kinder! Ich lade euch zu einer Reise ein! Womit fahren wir ( слайд 7) – mit dem Bus, mit dem Obus, mit dem Schiff, mit dem Flugzeug, mit dem Zug oder mit dem Auto? (Ответ учеников. Ich will … fahren.) Unsere erste Station ist Weimar (слайд 8). Как же так получилось, что Веймар считается самым главным пушкинским немецким городом? Всё дело в том, что Мария Павловна Романова, дочь Павла I, финансировала труды Гёте, а он помог ей стать лидером в культурной жизни Веймара. Благодаря Марии Павловне великий немецкий поэт заинтересовался русской культурой, и город стал местом паломничества «русских интеллектуалов». От Жуковского Гёте узнал о Пушкине и его творчестве. И неслучайно Веймар считается главным пушкинским городом, ведь именно здесь началась история поэта в Европе, а благодаря ему и признание
русской литературы. Это объясняет существование в Веймаре памятника великого русского поэта. Und jetzt lest bitte ein Gedicht ( слайд 9, 10). Wer kann dieses Gedicht auf Russisch sagen? (Ответ учеников. Проверяем правильность, слайд 11.) Unsere zweite Station ist Gera, Thüringen (слайд 12). Существует легенда, что Гёте передал в дар Александру Сергеевичу в знак признания его таланта гусиное перо. В Тюрингии в городе Гера есть памятник поэту с гусиным пером в руке. В Европе Россию пытались узнавать и понимать через ее литературу. В 1821 году в Германии появляются первые переводы Пушкина. А в 1832 году (уже после смерти Гёте) немецкие критики говорят: «Сегодня в Европе никого нет крупнее, чем Пушкин и Адам Мицкевич». Unsere dritte Station ist Jena (слайд 13). Ещё одно скульптурное изображение Александра Сергеевича находится недалеко от Веймара, в университетском городе Йене. Дело в том, что очень известный в Германии университет тоже связан с именем Марии Павловны Романовой. Она сама посещала занятия, выделила университету крупную сумму денег и подарила несколько ценных коллекций, принадлежащих ей. Bitte seht auf die Tafel ( слайд 14). Hier sind einige Benenungen der Märchen. Wie ist das auf Rusisch? (Ответы учеников. Проверяем, слайд 15.) Jetzt machen wir eine Gymnastik. Steht bitte auf! Schmale Straße, breite Straße, Hohe Häuser, kleine Häuser, Schnelle Autos und Flugzeuge, Starke Verkehr, gute Leute. Unsere vierte Station ist Bonn (слайд 16). Второй пушкинский город в Германии – Бонн. Здесь находился один из самых сильных европейских центров славистики. Бонн тесно связан с именем профессора Рольфа - Дитриха Кайля, известного западного
пушкиниста. Он занимался переводами поэзии Пушкина, исследовал его творчество. Перевод Кайлем поэмы «Евгений Онегин» на немецкий язык считается лучшим. Unsere fünfte Station ist Wiesbaden (слайд 17). Младшая дочь А.С. Пушкина Наталья жила в городе Висбаден. Она известна в истории как «хранительница писем своих родителей». В этом городе до сих пор живут потомки поэта. Памятника Пушкину здесь нет, как и не существует ни одного официального упоминания о том, что русская графиня Наталья Меренберг была дочерью самого любимого русского поэта. Ее могилы тоже нет, так как она завещала развеять свой прах над могилой мужа. Но в усыпальнице рода Нассау (супруга Натальи) стоит портрет Н.А.Гончаровой. Unsere sechste Station ist Nürnberg (слайд 18). Не могу не упомянуть ещё об одном пушкинском месте в Германии. Недавно в культурной жизни немецкой страны появился новый памятник, посвященный творчеству великого поэта. Благодаря обществу наших соотечественников в городе Нюрнберг открылся скульптурный парк «Лукоморье». Таким образом, знаменитый ученый кот, 33 богатыря и дядька Черномор стали достопримечательностями Нюрнберга. Wir lesen das Gedicht «Ruslan und Ludmila» zu zweit ( слайд 19). Der erste liest auf Deutsch, der zweite übersetzt. Und dann jeder Schüler macht die Illustration. ( Текст отрывков из пролога выдаётся на листах каждому ученику.)
У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Ein Eichbaum ragt am Meeresstrande.

An goldner Kette festgemacht,

Kreist rund um seinen Stamm im Sande

Ein weiser Kater Tag und Nacht.

Geht's rechts, hört man ein Lied ihn surren,

Geht's linksherum - ein Märchen schnurren.

Tierspuren, seltsame, erscheinen

Auf fremdem, unbetretnem Pfad,

Ein Häuschen steht auf Hühnerbeinen,


Стоит без окон, без дверей;

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

Das weder Tür noch Fenster hat.

Da mag den Bart der Meergott zeigen,

Da sieht man dreißig Recken steigen

Geharnischt an den öden Strand.

Da mag der Königssohn besiegen

Den Zaren, der sein Volk gequält,

Der Zaubrer durch die Wolken fliegen

Weit über Meere, Wald und Feld,

Und mit ihm fliegt der wackre Held.

Da sieht man die Prinzessin traurig

Im Turm, vom treuen Wolf umhegt,

Den Mörser mit der Hexe schaurig

Umgehn, von Zauberhand bewegt,

Nach Gold den Geizhals sterben gieren;

Alt-Rußlands Geist kann man dort spüren!

(перевод: Мартин Ремане)
5. Домашнее задание. Ihr könnt auch als einen Dichter sein. Schreibt ein kleines Gedicht zu Hause bitte. Wählt das Thema selbst. Und in der nächsten Stunde präsentiert jeder sein Gedicht. 6. Итог. Рефлексия Unsere Reise ist zu Ende (слайд 20). War die Stunde interessant? ( Ответы учеников.) Danke für die Arbeit. Wir fahren nach Hause.