"Значение слова"

Автор: Каюда Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЛГ МАОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО- Югра
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Значение слова"
Дата публикации: 15.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: Лексическое и грамматическое значение слова

Цель урока:
1.Расширять представления о свойствах лексического значения слова. 2. Учить различать лексическое и грамматическое значения слова с помощью различных форм частей речи. 3. упражнять в использовании разных частей речи в словосочетаниях и предложении. 4. Учить пользоваться толковым словарем;
Ход урока

1.

Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

2.

Актуализация знаний

Цель -развивать
орфографическую зоркость;
- обогащать
словарный запас, развивать речь.
а)Работа над эпиграфом урока.
Хороша верёвка длинная, а речь короткая.( (лексическая работа) - Какой перед нами жанр УНТ? ( пословица) - Для чего создавали люди пословицы? (народная мудрость, учить последующие поколения) - Чему учит нас эта пословица? -имеется ввиду , что речь должна быть короткой, чёткой и ясной) - Давайте возьмём её на заметку , и когда вы будите отвечать старайтесь это делать чётко и ясно.
б). Разъяснение хода работы ( лист учёта знаний).

Запись числа и эпиграфа урока.
- Запишите число и эпиграф урока. - Что означает эта запись? Сколько слов в предложении? - Докажите, что перед нами предложение. - Разобрать предложение по членам предложения. ( самостоятельно) - Назовите грамматическую основу. Охарактеризуйте её. - Назовите второстепенные члены предложения. - По цели высказывания- повествовательное. - По интонации-не восклицательное - По строению- распространено вт.чл.пр.
3.

Зарядка для ума: «Разгадай шараду»
Из первого слога — идут пароходы, Последний увидишь в лесу. Поставь между ними согласную букву, А целое — в школу несу. (портфель)
4.

Изучение нового материала

Мы сейчас с вами составили из разных частей слова «портфель». А вообще что такое слово? (Беседа)
Версии детей:
 Это набор букв.  Это набор звуков, ведь слова мы не только пишем, но и слышим.  Это звуки или буквы, расположенные в определенном порядке. — Итак, у нас три версии, что такое слово. Остановимся на последней, так как она содержит две предыдущие. Скажите, какой набор звуков будет являться словом: — (Абэвэгэдэ — это набор звуков, который ничего не обозначает, а абэвэгадэйка — это слово, обозначающее игру с буквами или книгу с такими играми для маленьких детей) Следовательно, что необходимо, чтобы набор звуков стал словом? (Набор звуков, расположенных в определенном порядке, будет тогда словом, когда оно будет называть какое-то явление, предмет или действие и т. д.) Составьте предложение со словом- портфель А вот мой вариант. Что скажите?
Мамлука гурдила тинке мелотый портфель.
-Не понятно А где мы можем найти объяснение непонятным ловам? В словаре , но объяснение мы найдём не для всех слов.
О чём может быть это предложение?

Т.е. вам понятно только слово портфель-что оно означает,

т.е его лексическое значение, а можно ли определить какой частью речи

могут быть слова?

Кто ответит что мы сейчас назвали? Признаки частей речи- и это

грамматические признаки слова.

Какой вывод мы можем сделать? Что слова имеют лексическое и

грамматическое значения.

5.

Тренировочные

упражнения

Задание: определи слово по его лексическому значению, слово запиши.

Объясни орфограммы.

1.
Сигнальный электрофонарь с красным, жёлтым, зелёным стеклом для регулирования движения на улицах
.

(светофор)

2. Сооружение в виде ступеней для подъёма и спуска
.( лестница)
3. Намеренное искажение чего- либо , неправда
- (ложь)

4.
Часть суши, окружённая со всех сторон водой.
(остров)

5.
Направо вода и налево вода, Плывут здесь суда и туда и сюда, Но если захочешь напиться, дружок, Соленым окажется каждый глоток
(море)-

«Найди лишнее»
Слон, жираф, заяц, волк, телёнок, лев, львиная, крокодил, муравей.- (использовали грамматические признаки)
Т.к лев и львиная однокоренные слова, но отвечают на разные вопросы,

следовательно другая часть речи-морфологические признаки

Лев-м.р

Львиная-может быть и м.р,ж.р., ср.р-т.к изменяется по родам

Сообщение об

истории создания словаря.
Толковый словарь — это результат огромного труда. В чем же заключается трудность создания толкового словаря?
Дети
: Трудно все слова собрать вместе, ведь один человек не может знать всех слов, которые существуют в языке, трудно их расположить в определенном порядке, трудно также разъяснить лексическое значение слов. Знакомство с толковыми словарями — Для чего человеку нужен словарь? — Какие словари вы знаете? (Энциклопедические, толковые и орфографические). — Словарями надо уметь пользоваться. В нужный момент надо обращаться к нужному словарю. Вывод по уроку: Что мы сегодня нового узнали о слове? Слово имеет лексическое значение (то, что слово обозначает) и грамматическое значение (морфологические признаки). Если не знаешь лексического значения слова, то его можно найти в толковом словаре.
Домашнее задание