"Человек разумный-часть природы"

Автор: Воронцова Елена Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Северная СОШ №13
Населённый пункт: х.Гашун, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Человек разумный-часть природы"
Дата публикации: 02.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Учитель Воронцова Елена Григорьевна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2-б

Тема урока: Про тебя.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:
- иметь представление о том, как много людей проживает на планете Земля; - знать понятие «человечество», то, как живут люди в обществе, жизнь людей меняется постоянно, тогда как жизнь животного и растительного мира в природе меняется очень медленно и почти незаметно.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные действия Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Проявлять интерес к содержанию урока. Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе. Формирование умения поиска и выделения нужной информации, читать осознанно небольшой текст, пересказать прочитанное, толковать понятие «человечество» Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориен - тироваться в учеб нике, выполнять учебные действия.
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир 2 класс», автор О. Н. Федотова. - иллюстрации живой и неживой природы, конверты с заданиями, краски. - приложение к уроку. -презентация.
Ход урока:
1.
Организационный момент
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. (С.Смирнов)
2. Повторение пройденного материала.
На доске и экране (лев, камни, береза, солнце, парта, автомобиль, человек ).
Рассмотрите картинки. Назовите одним словом, что изображено на них? (Окружающий мир) Что можно сделать с этими картинками? Предложите свое задание. (Разделить на группы). Какие? (Живая природа, неживая природа и предметы, сделанные руками человека) Разделите эти картинки на эти группы. Работать вы будете в парах. (Один ученик у доски, а остальные получают конверты с этими предметами) Давайте проверим. Согласны ли вы, что человек – часть живой природы? (Человек – часть природы. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети)
3.

Работа над новой темой.
Если человек – часть природы, то тогда он часть чего? (Окружающего мира) Сформулируйте тему урока. Мы – часть окружающего мира . Человек-часть природы Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: Как взаимодействует человек с окружающим миром? Живая природа РОЖДАЕТСЯ, РАСТЕТ , РАЗВИВАЕТСЯ. Пронаблюдаем это на презентации- Прорастание фасоли. Рассмотрим иллюстрацию в учебнике с.44 Развитие аистенка Человек родился Чем его кормят.? Как мы его назовем (млекопитающее) Работа по ТПО с.34 №47 ( запишем то , что нам уже известно) Человек часть живой природы. Как и все живое на Земле, он рождается, растет, ест, развивается, дает потомство. Основное отличие человека от остальных тем, что он существо разумное и т. Д. Каждый из вас много раз смотрелся в зеркало. Назовите из каких частей состоит ваше тело. Части тела называйте последовательно, начиная с верху вниз. Давайте проверим все ли части тела есть у вас 1. Кивните мне головой. 2. Покажите, где находиться ваша шея. 3.Поднимите правую руку вверх. 4.Спрячьте левую руку за спину. 5.Поставьте правую ногу на пятку. 6. Топните левой ногой. Выполните по ТПО задание №48. Подпишем части тела . С кем в согласии должен жить человек? (С природой и другими людьми). - К какой группе живых существ можно отнести человека? (К группе животных). - Так человек – животное? Считаете ли вы себя животным? На какого животного вы похожи? - На какие вопросы на уроке мы с вами постараемся сегодня ответить? (Кто
такой человек? Какова его роль на Земле?) - Сравним человека с животными. - Сравним животных и человека по окрасу. Что вы можете сказать? (Животные разного окраса, а у людей разный цвет кожи). Слайд из приложения №1 - Посмотрим на экран. Животные имеют не только разный окрас, но и строение, покров тела (шкуры, перья, чешуя, гладкокожие). А у людей цвет кожи разный, но строение организма одинаковое у всех (с темной кожей, белой кожей и т.д.). Слайд №2 - Как питаются животные и человек? (Животные питаются готовой пищей: растениями, животными, грибами. Человек тоже питается готовой пищей: растениями, животными, грибами, но животные употребляют пищу в сыром виде, а человеку пищу необходимо приготовить: мясо сварить, пожарить, овощи вымыть…) - Рассмотрим движение животных и человека. Учеб. с. 45 Человек умеет двигаться также как животное? (Человек умеет бегать, прыгать, плавать, а животное умеет еще и летать. И все движения делает лучше, чем человек. Но у человека движения организованные, он умеет танцевать, играть в спортивные игры). Физминутка. - Чем еще человек отличается от животного? (Жилищем, у животных – норы, берлоги, гнезда, а человек пытается свое жилище украсить, сделать удобным. Общением, хотя животные тоже общаются на своем языке и выражают разные эмоции (злость, радость, печаль), общение человека отличается. Человек более эмоционален, он владеет речью. - Так в чем же главное отличие человека от животного? В речи: человек выражает сочувствие, любовь, ласку, поддержку, делится
своими впечатлениями по телефону, интернету, телевидению, читает газеты … В мышлении: человек умеет говорить, и поэтому он умеет думать). Вывод: Главное отличие человека от животного – в разуме и мышлении. Ну а чем же люди отличаются друг от друга?( ростом, весом. Цветом кожи и волос). Как мы назовем тех люде которые между собой будут похожи? ( родственниками) На кого похожи бывают дети?( на родителей) Отпечатки пальцев всегда отличаются. Ставим свои отпечатки на листах бумаги. Что помогает человеку познавать окружающий мир( Органы чувств) Назовите их? Скажите, а как должны жить в мире все люди? (Дружно) Верно, и существует множество пословиц о дружбе. Сейчас мы поработаем с вами в группах. Каждой группе нужно будет объяснить смысл своей пословицы. (слайд 9) 1. Не имей сто рублей, а имей 100 друзей. 2. Один в поле не воин. 3. Дерево держится корнями, а человек друзьями. Да, мы должны понять, что только согласие, мир и дружба могут сохранить нас на этой Земле.
4.

Физминутка.
А сейчас мы с вами дружно встанем и отдохнем под музыку, станцуем веселый танец.
5.

Продолжение работы над новой темой.
Прочитайте учебник с. 27 Мы с вами живем в городе, где много зданий, заводов, но обходимся ли мы без природы? Человеку трудно жить одному, но и в обществе жить непросто, этому надо учиться у природы. Знаете ли вы животных, которые живут совместно друг с другом большими колониями, семьями? А сейчас ребята расскажут нам о том, как живут в природе некоторые животные. (Индивидуальные задания: рассказ о муравьях (слайд 18) , о волках (слайд 19) , о львах (слайд 20) Человеку, как и животным, необходимы воздух, вода, пища, тепло. Все это нам дает природа (слайд 21). А жизнь человека всегда была такая, как сейчас? Как жили наши предки? Как мы живем сейчас? Чему должны научиться древние люди, чтобы они смогли жить в современном мире? (Строить современные дома, сменить шкуры на одежду…) А могли бы мы чему-либо научиться у древних людей? (Их гармонии с окружающей природой)
6.

Подведение итогов. Закрепление.

Человек отличается от животных. Отличие это огромно. Человек мыслит, обладает речью, трудится. Благодаря этому он создал особый мир – современные города, дороги, фабрики и заводы, автомобили и самолеты, телефоны, телевизоры, компьютеры. Люди пишут книги, создают скульптуры, картины, музыку. Они изучают природу, раскрывают все новые и новые ее загадки. Но в то же время человек – не только создатель и потребитель, он стал еще и разрушителем. Какой же вред наносит человек природе? (Ответы детей) Да, человек почувствовал власть над природой. Посмотрите на некоторые экологические проблемы. (слайды 22, 23, 24) Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 млн. га лесов, 80% лесных пожаров происходит по вине человека. А ведь леса производят 80-90% кислорода, необходимого для жизни на планете, и на их восстановление требуется длительное время. На Земле уже исчезли многие виды животных, растений, некоторые оказались на грани исчезновения, хотя и занесены в Красную книгу. Заводы и фабрики ежегодно выбрасывают тонны мусора, загрязненной воды и газопылевые выбросы. Ребята, знаете ли вы. Что бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет? Итак, давайте вернемся к вопросу нашего урока. (слайд 25) Как человек должен взаимодействовать с окружающим миром? (В гармонии…) Можем ли мы прожить в одиночку без природы? Почему? (Потому что мы – часть природа, часть окружающего мира). - Что нового вы сегодня узнали? А как мы – первоклассники можем помочь природе? Никогда не лазать по деревьям – они живые! Не разорять гнезд! Зимой не забывать счищать снег с кормушек, подсыпать корм, но так, чтобы не спугнуть птиц. Не вредить никаким животным! Не лишать землю красоты! (Слайд 26)
7.

Рефлексия
У вас на столах лежат солнышки и тучки. Оцените наш урок и свою работу. С каким настроением уходим с урока? Спасибо. Молодцы! (слайд 27)