"Освоение искусства ошибана -культурой японского народа"

Автор: Марьясова Нина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Абакан.
Наименование материала: Статья
Тема: "Освоение искусства ошибана -культурой японского народа"
Дата публикации: 16.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Освоение искусства ошибана с целью знакомства обучающихся

«Мастерская природы» с культурой японского народа.
Большинству из нас хорошо известно слово «икебана» древнее искусство составления букетов из срезанных и засушенных растений. А что же такое ошибана? Можно с уверенностью сказать, что такое слово неизвестно многим, хотя с этим видом декоративно-прикладного искусства знакомы. Ведь кто из нас в детстве не засушивал между страницами книг цветы или яркие осенние листья. Художественное творчество мастеров ошибаны или прессованной флористики основано на использовании именно этого материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, искусно засушенных под прессом и сохранивших, благодаря этому свои природные форму и цветы. Это древнее искусство возникло в стране Восходного Солнца Японии – много веков назад и на протяжении тысячи лет цветами композициями занимались только мужчины – это было их привилегия и лишь последние триста лет к этому виду искусства стали приобщаться женщины. С тех пор искусство ошибана завоевывает все больше и больше поклонников по всему миру. Французы, например свое увлечение прессованной флористикой называют «Коллаж» от глагола приклеивать. В России зачинателем нового вида искусства является художница Зинаида Мамонтова, которая посвятила много времени и сил разработке технологии засушивания растений и пришла к выводу, что почти все цветы, листья и травы удается засушивать, сохранив их природный цвет и форму. Каковы бы ни были общекультурные тенденции, вызывающие рост интереса к искусству ошибана, каждый человек имеет свои собственные мотивы. Лично я тоже являюсь поклонником пресованной флористики. Поначалу просто нравилось составлять композиции из цветов и листьев, а серьезно увлекалась этим творчеством, когда у меня появилась книга Людмилы Блицкой «Креативные картины из природных материалов». Мое увлечение помогает мне в работе с детьми. Наше творческое объединение также как и программа называется «Мастерская природы». Программа предусматривает работу с разным природным материалом: семена, шишки. Оболочки, скорлупа, камешки, ракушки, но основной акцент сделок на прессованную флористику. Отличительной особенностью программы является: разнообразие, простата, доступность, материала, общение ребенка с природой. Занятие флористикой расширяют кругозор детей, воспитывают экзотический вкус, делает их более чуткими и терпимыми, учат понимать природу. Из собранных и засушенных растений можно круглый год создавать картины, подарки, открытки, панно. Такие занятия дают прекрасный старт для развития воображения ребенка. Ведь форма места по своей природной
пластине близка стилистике детского рисунка. А цветовая палитра, как в живописи. Образы и композиции как в конструировании, помогают из готовых форм (листочков) легко, быстро и каждый раз по-новому. А техника ничуть не сложнее, чем в аппликации из бумаги. Даже еще процесс ничего не нужно вырезать, остается лишь художественно наклеить на картоне сами листочки и цветочки, чтобы получилась красивая картинка. Так мы осваиваем ошибану на I году обучения. На втором и третьем годах обучения воспитанники учатся делать картины используя более сложные техники работы и природным материалом, при этом соблюдая законы композиции, пропорции. Цветосочетание, динамику. Учатся использовать собственные решения в соответствии со своим стилем. Так постепенно шаг за шагом дети познают азы прессованной флористики, испытывая радость творчества. И в конце слово классика Винсент Ван Гог «Письма»: «Японец изучает какую-нибудь одну травинку, но эта травинка дает ему возможность изображать все растения, затем деревья, ландшафт, зверей и наконец образ человека. Вот в чем проводит он свою жизнь, и эта жизнь еще коротка, чтобы все это выполнить. Смотри, разве то, что нам показывают Японцы, не истинная революция, эти простые японцы, живущие среди природы, как цветы? Тот не умеет изучать японское искусство, кто не становится от него радостнее и счастливее. Мы должны возвратиться к природе, невзирая на наше воспитание, невзирая на нашу работу в мире условности.