"Звуки [х]-[х`]; буквы Хх. Закрепление."

Автор: Никитина Алена Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №41
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Звуки [х]-[х`]; буквы Хх. Закрепление."
Дата публикации: 16.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока : Звуки [х]-[х`] ; буквы Хх. Закрепление.
Цели: Закрепить особенности согласных звуков [х]-[х`]. Вырабатывать навыки слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Развивать умение различать и осмысливать звуки [х]-[х`] в потоке речи, в разных позициях: в начале, середине и в конце слова. Учить читать слова, тексты. Вырабатывать сознательное, правильное и выразительное чтение.Закрепить соединение элементов при написании букв, учить верхнему соединению Хх, отрабатывать написание Хх. Обогащать словарь детей. Воспитывать культуру труда. Оборудование: презентация подготовленная к уроку. Ход урока:
I.
Психологический настрой: -Здравствуйте, ребята, Я рада встрече с вами. Я думаю, мы станем Хорошими друзьями! Идя к заветной цели Работать будем дружно. Сегодня на уроке Нам много сделать нужно!
II.
Мотивация: Ребята, сегодня к нам на урок из деревни Хлебушкино приехал художник (слайд №1). Он узнал, что в нашей школе есть 1 В класс и там все хорошо занимаются. Вот художник решил проверить вас, он привез вам трудные задания. Но я думаю, мы с ними справимся?! Да?
III
. Речевая разминка: Вот первое его задание, он для вас приготовил скороговорки (слайд №2). Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку. * * * Хорош пирожок- внутри творожок. (Читают медленно, потом обычным темпом, затем быстро. Потом девочки читают вопросительно, мальчики восклицательно.)
IV
.Воспитательный момент: - Ребята, а бублик, баранка, батон, буханка, пирожок- как это все можно одним словом назвать? (хлеб) -А теперь послушайте сказку художника и подумайте, легко ли дается хлеб людям? Сказка Дал однажды человек волку кусок хлеба. Волк съел и говорит: -Ох и вкусно! А как его делают? -Надо землю вспахать. -И тогда можно есть? -Нет, еще надо боронить! -И можно есть?
-Нет еще. Надо удобрение положить, посеять, подождать пока созреет, потом скосить, обмолотить, да на мельницу свезти, смолоть в муку, потом испечь - вот тогда уже и есть можно. Волк говорит:- Ой, сколько хлопот да трудов! Нет уж, хоть и вкусен хлеб, но жил без него и дальше так проживу. Так и живет волк без хлеба - А может человек жить без хлеба? -Так много ли труда уходит на то, чтобы на нашем столе всегда был вкусный хлеб?
V
. Знакомство со стихотворением. -Чтобы убедиться в этом, давайте откроем учебники на стр. 42 и прочитаем стихотворение, и подумаем о чем оно? «Хлеб» Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил! -О чем стихотворение? Кому слава? -За что? Кто растит хлеб? (ХЛЕБОРОБЫ) -Кто такие хлеборобы? Ребята, посмотрите, как пишется слово ХЛЕБОРОБЫ, запомните его. (слайд № 3). А сейчас художник предлагает поработать на листах , которые он вам приготовил. Обведите слово хлебороб и раскрасьте буханку хлеба.
VI.
Работа со звуками, с пословицами (смысловая нагрузка). Давайте еще раз обратимся к стихотворению «Хлеб» Посмотрите, что стоит в конце каждого предложения? (!) Значит, как нужно читать эти предложения? (выразительно, восторженно). Давайте прочитаем его так, чтобы было приятно слушать : выразительно и чётко.(чтение по цепочке). -Ребята, посмотрите, пока мы читали, художник написал нам слова, посмотрите, какая буква повторяется? (буква Х) ХОЛОД, ПОДСОЛНУХ, ХЛЕБ. -Какой звук обозначает буква Х? (Х) -Давайте охарактеризуем его. (Твердый, глухой, согл.) -Хорошо, и с этим заданием мы справились, а как насчет задания потрудней? Как вы понимаете пословицу: «Делано на спех- делано на смех»!? -Как можно по другому сказать? Поспешишь, людей насмешишь. -Но мы делаем все хорошо, поэтому у нас все получается, а сейчас давайте разомнем пальчики
VII.
— Напечатайте на листочке слово-перевёртыш шорох. (Хорош.)
Из слова шорох, заменяя первую букву, образуйте новые слова. Поставьте ударение. (Порох, горох, ворох.) Послушайте текст и запомните как можно больше слов на букву х. Хомка — Холодно! — хныкал хомяк-хохотун. — Хатка хлипкая, халат худой. Худо. — Хорошо! — хорохорился хомяк-хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой. Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка-хибарка — а хитрые хоромы. Хороший хозяин хомяк-хлопотун. XIII. физкультминутка про хомяка.
X. Работа над словами и предложением.
А теперь, художник нам предлагает вспомнит и прописать на обратной стороне листа с заданиями печатную букву Х. Напишите у себя красиво , сядьте все ровненько, лист положите правильно. Написали молодцы! А нас уже ждет следующее задание от художника. Кто прочитает на доске ? Какаое оно? — Прочитайте текст «Заботливая внучка» (с. 41). Назовите героев этого произведения. Кто ведёт разговор? (Бабушка и внучка.) Какого возраста внучка? (Она первоклассница.) Прочитайте текст по ролям. Откуда видно, что внучка первоклассница? Найдите ответ в тексте. (Ой, как жаль. А то я бы тебя читать научила. Я теперь грамотная.) Какой вы себе представляете эту маленькую девочку? Опишите её. Как вы понимаете выражение быть грамотным? (Это значит знать все буквы и уметь читать.) Теперь прочитаем рассказ про деда и внука «Страх и смелость» (с. 40). Скажите, что такое страх? (Когда очень страшно.) Послушайте, как говорят, когда очень страшно: Страх сковал сердце. От страха не сдвинуть с места ноги. От страха подкосились колени. От страха не мог пошевелить рукой и т. д. С чем сравнивали страх? Прочитайте текст по ролям. Назовите героев. (Дедушка и внук.)
А что же такое смелость? (Это когда человек ничего не боится, а старается помочь другим, хотя самому бывает тоже страшно, но он преодолевает страх.) Объясните, почему страх такой большой, а смелость меньше, но сильнее? Люди каких профессий особенно смелые?
X. Работа над предложением.
-Художник очень доволен вами и из деревни Хлебушкино он привез ещё одно стихотворение, давайте я его прочитаю а вы послушайте и скажите и о чем оно?! Радо солнцу небушко, Помогло подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: Он на ней как солнышко. (Г.Виеру) - О чем стихотворение? Посмотрите, как автор описывает солнце, хлеб, как он назвал их? (ЛАСКОВО) -Ребята, а как мы должны относиться к хлебу? Мы все должны относиться к хлебу бережно, ведь в него вложено столько человеческого труда и сил. Слово ХЛЕБ, очень важное слово. Художник спрашивает, а какая буква стоит впереди слова хлеб? (буква Х, которая обозначает звуки [х]-[х`], давайте охарактеризуем звук [х] в слове ХЛЕБ и составим схему к этому слову вы начертите её под словом, а потом проверим с той , которая появится на доске.
XI.Итог урока

-
Художнику очень понравилось, как мы работаем на уроке, он обязательно приедет к нам еще в гости, давайте мы на прощание ему подарим Наши знания, которые получили на уроке. Что узнали нового? Что понравилось больше всего? Какая буква была хозяйкой нашего урока? А ещё мы художнику подарим колоски , которые в будущем превратятся в большой урожай. Те ребята, которым урок понравился и им, было легко, раскрасьте колосок жёлтым карандашом, кому было, что – то непонятно оранжевым, а кому трудно и неинтересно зеленым. -Вы все очень хорошо работали, все молодцы, спасибо за работу на уроке. От меня и художника.