"Сущность процесса обучения"

Автор: Тимофеева Людмила Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Трудфронтская СОШ"
Населённый пункт: село Трудфронт, Астраханская область, Икрянинского района
Наименование материала: статья
Тема: "Сущность процесса обучения"
Дата публикации: 16.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сущность процесса об учении - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, - организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; - овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. целостный педагогический процесс это процесс обучения. Это очень сложный процесс, уступающий только процессам воспитания и развития.. Процесс обучения обладает множеством функций: 1) образовательная - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки; 2) развивающая - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер; 3) воспитательная - формирует эстетическую культуру, морально- нравственную сферу; 4) социальная - формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу; 5) валеологическая - функция здоровьесбережения; 6) функция социальной защиты или функция педагогической поддержки;
Движущие силы обучения - это противоречия. Основные противоречия в процессе обучения: 1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения; 2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются; 3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением; 4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником; 5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике; Закономерности процесса обучения. Закономерность - это объективно- стойкие и существенные связи в учебном процессе, которые обеспечивают его эффективность. Общие закономерности процесса обучения: 1) закономерность разумного соединения внимания и требования к ребенку; 2) создание условий для получения радости; 3) учет возрастных и индивидуальных особенностей; 4) согласованность единства всех обучающих институтов; Специфические закономерности:
1) состоит в воспитательном характере процесса обучения; 2) процесс обучения зависит от условий его протекания; 3) во взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения является устная речь ребенка; 4) происходит взаимосвязь между процессом обучения и реальными возможностями ученика; 5) активность ученика к процессу обучения. Современный этап развития педагогической системы ориентирован на идеи гуманизации и гуманитаризации. Гуманизация это направленность образовательного процесса на развитие отношений взаимодействия между его субъектами. Гуманитаризация –это ориентация на освоение содержания образования, направленного на решение задач развития личности и её самоактуализации. проблемы образовательной системы: - обновление и усложнение задач, содержания и структуры образования; - отсутствие критериев эффективности инновационной деятельности и наличии феномена сопротивления инновациям; - преодоление ухудшения состояния физического и психического здоровья школьников и педагогов в связи с интенсификацией учебного процесса; - устаревшая материальная база школ; - снижение престижа педагогической деятельности уменьшение молодых кадров в школу, старение педагогических коллективов;
- дефицит квалифицированных педагогов. - отсутствие у учащихся и выпускников школ функциональной грамотности - компетентной в коммуникативной, правовой, экологической, экономической областях; - неэффективность пятибалльной системы оценивания знаний, умений, навыков школьников; - тенденция снижения качества российского образования