"Круги Луллия как средство обогащения словарного запаса детей"

Автор: Солонская Стелла Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №40 " Золотая рыбка"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Круги Луллия как средство обогащения словарного запаса детей"
Дата публикации: 18.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Выступление в ресурсном методическом центре по теме: " Круги Луллия как средство обогащения словарного запаса детей" Воспитатель: Солонская С • • Всем известно что, обогащение словаря дошкольников является одной из актуальных задач по развитию речи. • С открытия нашего сада и набора детей до 3 лет, по результатам наблюдения , мы выявили проблему : словарный запас детей беден либо дети не разговаривают совсем.Поэтому педагогу следует применять интересные и несложные способы развития речи ребёнка. На сегодняшний день существует много методов и приёмов с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.Какие методы и приёмы используете вы в своей педагогической практике? • Важнейшим условием совершенствования речи дошкольников, является создание эмоциональной благоприятной ситуации. • Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников-игра. • Между игрой и речью существует двухсторонняя связь; с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. В своей педагогической практике мы используем систему игровых упражнений с использованием кругов Луллия. Основоположником метода является Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.).Он создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математике и др. Универсальность игрового материала, даёт возможность используя лишь несколько колец, получить либо разные варианты игры, либо дополнения к используемой игре.


Цель
: Развитие познавательных интересов ребёнка, обогащение словарного запаса у детей.
Задачи:


-
Совершенствование развития связной речи -Формирование структуры предложения -Уточнение и активизация словарного запаса
.
Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. ·В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом). Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом. · Игровые упражнения целесообразно проводить вне занятий (индивидуально или с подгруппами детей). · Сами круги желательно изготовить из пластика (или толстого картона, фанеры). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия (с помощью мастики или скотча, чтобы педагог и дети могли легко поменять их). Мы используем круги из картона, фанеры. · Игровые задания должны состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание - РЗ); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание - ФЗ). Подготовка к игре: способ: 1. Установить пособие на столе. 2. На круги уложить выбранные кольца с картинками или на секторах располагают картинки (предметные, сюжетные) или слова. 3. Закрепить сверху стрелку. 4. Привести систему кругов во вращение и подобрать пару по заданию. 1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие- либо объекты. Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго - мест их произрастания (сад, лес, болото и т.п.); третьего - плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.). 2. Ставится задача Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось. 3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах
оказались под стрелкой, называют их. Например: береза - болото - апельсин. Задача. Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования. Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины. 4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ. 5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т.п.). Исходя из опыта своей работы Игры можно классифицировать : • Игры на формирование лексико-грамматических категорий • Игры на развитие связной речи • Игры на развитие творческого воображения.
Ожидаемые результаты.
Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: "Подберите карточки с изображением домашних животных". Самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий. Составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками. .В итоге хочется отметить, что в результате данным многофункциональным пособием у детей на конец учебного проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Повысился уровень усвоения материала.Использование кругов Луллия является эффективным средством обогащния словарного запаса у детей.Во время выполнения заданий с кольцами Луллия у детей улучшается скорость и прочность запоминания,обостряется внимание. Дети деятельны и активны, в работу включаются сразу несколько органовчувств: слух, зрение,осязание .
Литература:
1.Сидорчук Т., Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками.- Ульяновск, 2014 2.Интернет ресурсы «ТРИЗ плюс» 3. Журнал « Экстернат. РФ»