"Формирование патриотизма на уроках математики".

Автор: Гаделисламова Людмила Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ"СОШ №7"
Населённый пункт: г. Ревда
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование патриотизма на уроках математики".
Дата публикации: 18.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Л. Г. Гаделисламова МКОУ «СОШ № 7»г. Ревда 37768@mail
Формирование патриотизма на уроках математики.
Дерзайте ныне ободренны, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М.В. Ломоносов Работая много лет учителем математики и являясь классным руководителем в том или ином классе я всегда задумывалась о развития гражданского самосознания, воспитание патриотизма и гордости за свою страну. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, активную гражданскую позицию. И параллельно с этим пробуждение интереса к математической науке и к истории математики в России через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся, развитие их творческих способностей, приобретение навыков коллективной деятельности. При изучении алгебры и геометрии в школьной программе мы встречаем имена Евклида, Пифагора, Фалеса, Декарта, Ньютона и т.д., но почти не слышим имена российских ученых. Поэтому для того, что б учащиеся знали русских учёных и гордились ими я предложила им объединится в группы - по 2-3 человека, обязательно подключить родителей и иcкать интересный материал о жизни и научном творчестве наших великих сограждан, внесших большой вклад в развитие мировой математической науки. Учащиеся в книгах и интернете пробуют найти сведения о жизни и творчестве российских ученых-математиков, из самого интересного материала создали презентацию и защитили ее перед учениками класса. Ребята создали презентации о Магницком Леонтии Филипповиче, Буняковском Викторе Яковлевиче, Остроградском Михаиле Васильевиче, Чебышеве Пафнутии Львовиче, Ковалевской Софье Васильевне, Лобачевском Николае Ивановиче, Понтрягине Лве Семеновиче, Лузине Николае Николаевиче и Колмогорове Андрее Николаевиче, разбившись на группы по 2-3 ученика.
Ребята вместе с родителями продумывали план деятельности, распределяли время на работу, собирали информацию, обрабатывали её, работали над презентациями и наконец отчет по проделанной работе на классном часе и школьной практической конференции. Представляя свою презентацию, каждый ученик утверждал, что именно выбранный им ученый является наиболее значимым творцом математики, отдавшим ей всю свою жизнь. Я очень надеюсь, что когда мои ученики вместе с родителями создавали свои презентации, они гордились, что являются соотечественниками таких великих математиков. Исследовательская работа понравилась моим ребятам, и я решила продолжить её. Предложила учащимся узнать – нужна ли была математика на войне и какие учёные там прославились. Каково же было их удивление, когда они стали искать материал и убедились, что математика и математики востребованы были и во время войны. В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Достижение блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов позволило А. С. Яковлеву и С.А. Лавочкину создать грозные истребители, С. В. Илюшину - неуязвимые штурмовики, А.Н. Туполеву, Н. Н. Поликарпову и В. М. Петлякову - мощные бомбардировщики. Но, овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестным ранее явлениями в поведении самолета. Выдающийся советский математик М. В. Келдыш исследовал причины флаттера и шимми. Созданная учеными математическая теория этих опасных явлений позволила авиационной науке защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета конструкций, тем самым были спасены жизни многих летчиков. Десятки имен молодых талантливых математиков значатся в списках павших и пропавших без вести. Вечная им память! И следующее исследование было изучение биографии погибших математиков, ведь пока о них помнят - они живы. Список литературы: 1. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельской школе. М.:Центр «Педагогический поиск», 2002.
2. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / авторы – составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина и др. – 2 изд., М.:АРКТИ,2003. 3. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / автор – составитель И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель,2006 Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с. 2.Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,-368 с. - (Педагогика. Психология. Управление). 3. Адаменко С.Воспитываем патриотов России // Народное образование-2005- №4-С. 23 4. Боброва Л.В.Письмо с войны. Театрализованное представление // Воспитание школьников -2004 №8-С 103. 5. Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. О-75 пособие для студентов пед. Ин- тов по спец. № 2115 «Преподаватель нач . воен. Обучения и физ. воспитания». – М.: Просвещение ,1988-192с. 6. Быков Л.П. Долгое эхо войны.- М., Сократ, 2005-395 с.