"Укрепление красочного слоя желтково-водной эмульсией"

Автор: Кислицына Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Пензенское Художественное училище им К.А Савицкого"
Населённый пункт: Пенза
Наименование материала: конспект
Тема: "Укрепление красочного слоя желтково-водной эмульсией"
Дата публикации: 18.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект к уроку 1го курса

Тема

:

«Укрепление красочного слоя желтково-водной эмульсией»

ЦЕЛЬ:

Обучающая:
научить укреплять левкас и красочный слой.
Развивающая:
дать необходимые сведения об идентичности яичной темперы красочного слоя с эмульсией из яичного желтка, тем самым определив, уникальность и необходимость этого вида укрепления.
Воспитывающая:
чувство ответственности за принятое решение укреплять именно этим. схожим с авторской живописью материалом
.

Задачи урока:
1.Научить составлять эмульсию из куриного желтка и воды, применять на практике эмульсию. 2.Вести последовательную работу по укреплению шелушений красочного слоя.
Оборудование, материалы и инструменты:
Фторопластовая пленка Фторопластовый шпатель Фильтровальная бумага Кисть беличья Спирт технический Куриное яйцо Вода кипяченая холодная Стенд с фотографиями процесса укрепления на желтково-водную эмульсию
Литература:
«Реставрация икон», Москва 2001 (ВХНРЦ им И.Э Грабаря) «Техника живописи» Д.И Киплик, 1999г
«Реставрация произведений русской иконописи» В.В Филатов,2007г
План урока
1.Организационный момент 5мин 2.Объяснение нового материала 25мин 3.Самостоятельная работа 60мин 4.Продолжение самостоятельной работы 50мин 5.Подведение итога по проделанной работе 15мин 6.Домашнее задание 5мин
Ход урока:

1
.Вхожу в класс. «Добрый день, все должны организовать свое рабочее место. На столе перед вами должна лежать только икона и материалы, которые я просила принести вас сегодня для работы» . (Студенты готовятся к работе)
2.
Объяснение: «Ребята, сегодня мы с вами будем учиться укреплять левкас с красочным слоем , используя желтково-водную эмульсию. Этот метод один из лучших для произведения иконописи. Может быть кто-то знает почему?» (Студенты отвечают) «Да, эмульсия в составе своем имеет куриный желток, такой же который использовали для написания иконы мастера. Т.е получается, что материал укрепления и красочный слой, который мы будем укреплять имеют одну природу происхождения. А мы знаем насколько важно и желательно подбирать для реставрационных процессов именно те материалы, которые близки по природе самому произведению. Кроме того желток смягчает красочный слой, придает ему эластичность, что и позволяет расправить деформации. Взгляните на стенд (показываю фото на
стенде с разрушением красочного слоя) .

Мы видим
1й этап:

Цель 1го этапа для студентов:
Понять каким образом желтковая эмульсия влияет на красочный слой и научиться определять место требующее укрепления.
Цель для учителя:
Обеспечить процесс закрепления материала и дать знания и понятие каким образом эмульсия способствует укреплению красочного слоя. «Тоже самое, но в разной степени вы наблюдаете и на своих иконах. Сейчас мы определим место с отставанием красочного слоя на ваших иконах. (Прохожу и показываю каждому какое именно место с отставанием красочного слоя мы будем укреплять). Это можно устранить используя желтковую эмульсию с водой в пропорции 1:4 . Для начала мы обработаем поверхность изображения спиртом. Для этого все берут беличью кисть и опускают ее в состав спирта с водой (1:1), затем аккуратно наносят на участок, который будем укреплять (показываю сама как это делается на отдельной иконе). Чистый спирт использовать нельзя, т.к он потом будет коагулировать белки в желтковой эмульсии, сделав ее непригодной. Теперь ждем, когда спирт полностью испарится. Для чего мы это делаем? Спирт поможет нам немного размолодить лаковую пленку и эмульсия будет лучше проникать внутрь слоев».
2й этап:

Цель для учителя
: научить приготовлению водно-желтковой эмульсии.
Цель для студентов
: Научиться приготовлению эмульсии. «А пока мы приготовим эмульсию (показываю сама как это делается). Яйцо кладем на ладонь и быстрым ударом скальпеля разрубаем скорлупу. Желток осторожно отделяем от белка, но так чтобы не повредить пленку мешочка. После этого прокалываем пленку желтка и выпускаем его в чистый сосуд, а пленку выбрасываем. Желток разбавляем дистиллированной водой 1:4».
3й этап:

Цель для учителя
: научить использовать приготовленную эмульсию для укрепления.

Цель для студентов
: Научиться укреплять красочный слой эмульсией. «Теперь, когда спирт испарился, можем наносить эмульсию кистью на обработанный участок (показываю сама на своей иконе). Наносим эмульсию так, чтобы она проникла в каждую трещинку под красочный слой. Оставляем эмульсию и наблюдаем впитывает ли ее слой . Постоянно наносим эмульсию снова на те места, где она впиталась (показываю сама). Как только эмульсия перестает впитываться мы оставляем ее на 15минут , до момента, когда она загустеет. Берем фторопластовую пленку и шпатель тоже фторопластовый, используем этот материал, т.к у него нулевая атгезия. И начинаем через пленку, при помощи шпателя ,расправлять и прижимать отстающие частички деформированного красочного слоя (показываю сама на иконе весь процесс). После приглаживания, мы закрываем участок фильтровальной бумагой и ставим пресс из мешочков с песком. Оставляем икону на сутки в таком состоянии (показываю сама как ставить пресс). Примерно за 12часов происходит стабилизация эмульсии, левкас становится монолитным. Сейчас каждый начинает работу со своей иконой, я буду смотреть и контролировать ваш процесс, а если будут возникать вопросы вы можете их задать. »
3
.Студенты начинают работать самостоятельно. Я смотрю как они выполняют работу, и уже индивидуально работаю с каждым. Если вижу ,что одну и ту же ошибку сделали более 2х человек, то обращаю на этот процесс общее внимание
группы и повторяю еще раз как правильно.


4
.Итог Спрашиваю какие именно моменты были сложными во всем процессе, даю рекомендации каждому ученику по дальнейшему ведению работы. Обращаю внимание на основные моменты, где допускались ошибки.
5
.В качестве домашнего задания прочитать 4ю главу книги В.В Филатова «Реставрация произведений русской иконописи» ,чтобы закрепить пройденный материал.

Конспект урока

Кислицыной Елены Владимировны, преподавателя

реставрации станковой темперной живописи.

Предмет

: реставрация станковой темперной живописи

1курс

Тема урока

: «Укрепление красочного слоя желтково-водной

эмульсией»
Разработала и провела урок : преподаватель высшей категории Кислицына Е.В
2011г