"Социализация ребенка"

Автор: Бедарева Екатерина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Детский сад №7"
Населённый пункт: г.Бийск Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация ребенка"
Дата публикации: 19.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Е.М. Бедарева, воспитатель, МБДОУ «ЦРР-Детский сад №7»(г. Бийск)
Социализация ребенка
В соответствии ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально- коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей. Задачи образовательной области «Социально коммуникативное развитие»: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; - формирование позитивных установок к различным видам труда; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [4]. Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к обще человеческим ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка. В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация - это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе [6.С.373]. Для воспитания полноценной личности необходимо помогать социализации ребенка в его первоначальных социальных институтах - семье и группе детского сада, которые могут
способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется личность [3.С. 479]. Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. Факторы социализации личности ребенка-дошкольника - внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы; - внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений. Основные механизмы социализации: - идентификация – стремление ребенка походить на близких и других значимых людей, перенимать их личностные качества и представления о мире. Ребенок ориентируется на роли и установки взрослых и эмоционально позитивно воспринимает их; - интериоризация – присвоение моделей поведения, копирование образцов действий и включение их в картину собственных моделей поведения. Благодаря этому механизму социализации внешние наблюдаемые модели поведения становятся внутренними моделями ребенка, включаются в его структуру личности; - ролевое экспериментирование – направлено на апробацию различных качеств личности через социальные роли в обществе. Обратная связь со стороны социального окружения и собственные переживания закрепляют одни модели поведения, апробированные в ролевом экспериментировании, и отторгают другие; - социальные ритуалы и социальные образцы – как устойчивые модели поведения в определенных социальных ситуациях взаимодействия представляют собой эффективный механизм построения взаимодействия и межличностных отношений [5. С.8]. Средствами социализации ребенка в образовательной среде ДОУ являются: предметный мир, наделенный социальными смыслами и значениями; язык, речевое общение; образцы поведения значимых взрослых; элементы детской субкультуры, подчеркивающие определенные ценности и способы регуляции поведения; объединение в различные группы, обладающие определенными ценностями и нормами.
В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная. У каждого воспитанника несмотря на объективную реальность, включенную в картину мира, формируются собственные представления о социальной действительности. Моделируя образовательную среду, важно понимать, с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка. Какой окажется эта среда – воспитывающей, стимулирующей творчество или догматической, воспроизводящей ограничения, – зависит от ее содержания и целей [2. С.217]: - эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций и т.п.); создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха; - положительное отношение ребенка к окружающим людям , воспитание уважения и терпимости; - развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции; - развитие социальных навыков детей . Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться [1. С.714]; - обогащение предметно-пространственной среды , наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития. Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей , специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника: понять и помочь – основной принцип педагога; позитивное отношение к жизни; стремление к лучшему; формирование творческой активности; доброжелательное отношение; обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями; грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса; создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника Детский сад как первый институт социализации ребенка представляют социум и становятся основой для построения его обобщенных отношений с социальным окружением. Ответственность дошкольных образовательных организаций за социализацию ребенка чрезвычайно высока, так как все последующие социальные воздействия и модели поведения
накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве. Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении от детей не посещавших ДОУ. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним. Именно поэтому, в своей работе стараюсь создать все условия для успешной социализации дошкольников, непрерывного социально-личностного развития, т.е. включения социализации во все моменты образовательного процесса, так как считаю, что социально- коммуникативное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.
Литература
1.Алиева, Ш. Г . Cоциальное развитие дошкольников [Текст] / Ш. Г. Алиева // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. 2.Загвязинский, В.И . Теории обучения и воспитания: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 256 c. 3.Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / А. Д. Попова // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 477-479. 4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст]. 5.Авдулова, Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в детском саду [Текст] / Т.П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя. -2014г. - № 8.- С.7-11. 6. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. – 431 с.