"Стимулирование мотивации на уроках посредством приемов технологии развития критического мышления"

Автор: Алексеева Олеся Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3
Населённый пункт: город Нижние Серги-3, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Стимулирование мотивации на уроках посредством приемов технологии развития критического мышления"
Дата публикации: 03.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Нижние Серги-3
Мастер-класс

Стимулирование мотивации на уроках посредством приемов

технологии развития критического мышления

Выполнила:
учитель начальных классов Алексеева Олеся Викторовна г. Нижние серги-3

Пояснительная записка
Настоящая ситуация такова, что увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащегося к изучаемому предмету и его активность на протяжении всего урока. Поэтому проблема мотивации приобретает все большее значение. Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность, помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс обучения, сделать познаваемое личностно значимым. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он активно включён в деятельность. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют мотивацию учащегося на самостоятельную добычу новые знания, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. К таким приемам можно отнести приемы технологии развития критического мышления. Целью данной работы является показать, что приемы технологии развития критического мышления, вполне справляются функциями формирования мотивации. При использовании данных методов, выделяют следующие этапы уроков:
1.

Вызова
Функции: Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме) – Информационная (вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме)- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
2.

Осмысления
Функции: Информационная (получение новой информации по теме) - Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний).
3.

Рефлексии
Функции:
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). Приемов технологии развития критического мышления существует множество: «Дерево предсказаний», «Зигзаг», « Кластеры», «Инсерт» (Приложение 1) и т. д., некоторые из них сегодня будут продемонстрированы на мастер-классе.

Практическая деятельность

Применение приемов технологии развития критического мышления, на

примере урока окружающего мира

Предмет
: Окружающий мир
Класс:
4
Тип урока
: «Открытие» новых знаний
Тема:
Животные международной красной книги
1.

Стадия вызова

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Ожидаемый

результат

(формировани

е УУД)
Называю тему: Животные международной красной книги 1. Проверка имеющихся знаний по теме Прием
«Снежный шар»
Предварительно задаю вопрос: - Что вы уже знаете по данной теме? (в руках держу любой предмет, например мяч, передаю его первому учащемуся, тот говорит свое высказывание, передает мяч следующему и т. д.)
Прием «Знаю-Хочу знать-Узнал»
Заполняются первые две колонки: Знаю Хочу знать Узнал     Называют все, что им известно, о красной книге, передают предмет следующему учащемуся Заполняют первые две колонки, кто- то зачитывает Личностны е Регуля- тивные
2.

Стадия осмысления


3.

Стадия рефлексии
Возвращаемся к
приему

«Знаю-Хочу знать-Узнал»
Заполняются третью колонку: Знаю Хочу знать Узнал  
Приём « Корзина идей»
- Как вы думаете, что мы еще будем изучить в рамках темы «Редкие и вымирающие животные»?
Прием «Оценочная лестница»
(по всему мастер-классу) Заполняют третий столбик Выходят к доске кладут жетон с «мыслью» в корзину. Ставят букву «Я» на ступени, Регуля- тивные Коммуни- кативные Регуля- тивные Личностны е Было интересно, материал полезен и актуален МК не понравился, ничего для себя не усвоил(а), т. к. считаю предложенные методы неэффективными МК понравился, но ничего нового не узнал(а) Было очень интересно, обязательно применю данные приемы на практике
Прием «Инсерт» -
самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления Дается текст для чтения, и походу чтения учащийся делает отметку: " V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы
Прием «Cинквейн»
(после получения новой информации) Что? Странички красной книги Какие? Что означают? Для чего нужны?
Прием «Таблица-синтез»
(оформление конспекта урока) Ключевое слово Выписка из текста Почему этот материал важен для меня Читают текст, отмечают, вместе разбираем Что? Странички красной книги Какие? Функции? Для чего нужны? Заполнение таблицы Познава- тельные Познава- тельные Регуля- тивные
- Поставьте букву Я на той ступени, на которой вы находитесь которая наиболее точно отражает их отношение к проведенному занятию. Дают оценку мастер- классу.
Приложение 1

Прием «Знаю-Хочу знать - Узнал»
Знаю Хочу знать Узнал
Прием «Инсерт»

Красная Книга.
Ученые мира создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, животных которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее Красной книгой. Эта книга называется так потому, что красный цвет – означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие). Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр). Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран). Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).

" V " - уже знал " + " – новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы

Прием «Cинквейн»
(после получения новой информации) Что? Странички красной книги Какие? Что означают? Для чего нужны?
Прием «Таблица-синтез»
Ключевое слово Выписка из текста Почему этот материал важен для меня
Прием «Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Прием позволяет сделать чтение более осмысленным. Рассказы Н. Н. Носова Живая шляпа Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу. Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит: - Ай-ай-ай! - и бегом в сторону. - Чего ты? - спрашивает Вадик. - Она жи-жи-живая! - Кто живая? - Шля-шля-шля-па. - Что ты! Разве шляпы бывают живые? - По-посмотри сам! Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему


Предположить что происходило на самом деле со шляпой?

Прием Кластер (пример)
Тема «Имя существительное» член предложения: подлежащее, дополнение, сказуемое изменяется по падежам одушевлённые и неодушевлённые изменяется по числам собственные и нарицательные
Существительное часть речи изменяется по родам отвечает на вопросы Кто? Что? обозначает предмет, явление, признак
Прием «Оценочная лестница»
Поставьте букву Я на ту ступень, на которой вы находитесь
Приложение 2

Приёмы технологии развития критического мышления

Приёмы стадии вызова

«Кластер»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
«Загадка»
Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки описания
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
«Отсроченная догадка»
Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остается открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ. Было очень интересно, обязательно применю данные приемы на практике Было очень интересно, обязательно применю данные приемы на практике МК понравился, но ничего нового не узнал(а) Было очень интересно, обязательно применю данные приемы на практике Было интересно, материал полезен и актуален Было интересно, материал полезен и актуален

«Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
«Ключевые термины»
Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.
«Мозговая атака»
Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащееся обмениваются информацией.
Приемы стадии осмысления

«Инсерт»
– это маркировка текста значками по мере его чтения:

٧ – уже знал + - новое - - думал иначе ? – не понял, есть вопросы. Далее необходимо провести общеклассную работу по разбору «данных пометок».
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа. Тонкие вопросы Толстые вопросы  кто...  что...  когда...  может...  будет...  мог ли...  как звали...  было ли...  согласны ли вы...  дайте объяснение, почему...  почему вы думаете...  почему вы считаете...  в чем разница...  предположите, что будет, если...  что, если...
«Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
«Чтение с остановками»
Прием работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух. Работа при этом организуется следующим образом. На первом этапе, актуализируются имеющиеся у учащихся знания, связанные с текстом, его автором, контекстом, в котором изучается данное произведение; вызывается, стимулируется интерес к получению новой информации; новый текст конструируется по названию, опорным словам, прогнозируются его содержание, проблематика. На этапе осмысления содержания текст, предварительно разбитый на части, читается. После чтения каждой из частей происходит обсуждение, завершающееся обязательным вопросом - прогнозом: «Что, по-вашему, будет дальше и почему?» На стадии рефлексии текст рассматривается как единое целое. Учащиеся возвращаются к первоначальным предположениям, прогнозам, соотносят их с итоговыми выводами. После интерпретации прочитанного организуется творческая переработка полученной информации. Материал, на котором технология реализуется, – художественный текст.
«Шесть шляп мышления
» – это шесть способов мышления. Класс делится на шесть групп, каждая получает шляпу определенного цвета Белая шляпа : В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные. Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов. Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против. Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений. Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
«Трехчастный дневник»
Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено. Ключевое слово Выписка из текста Почему этот материал важен для меня
Приемы стадии рефлексии

«Дискуссия»
Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на
Знаю

Хочу знать

Узнал

этапе рефлексии. Класс делиться на две группы, даётся задание для обсуждения в группах. В итоге каждая группа должна создать памятку и защитить её.
«Синквейн»
Правила написания синквейна: 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное); 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами); 3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме; 4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке; 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
«Эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
«Дискуссионный очерк»
Возможен алгоритм написания дискуссионного очерка. 1. Обсуждаемая тема 2. Моя позиция 3. Краткое обоснование 4. Возможные возражения, которые могут выдвинуть другие. 5. Причина, почему данная позиция все же правильна. 6. Заключение
«Оценочная лестница»
Ребенку предлагается оценить урок по нескольким ступеням-критериям. Поставить букву « на ту ступень, где, по его мнению, он находится.