"Возможности индивидуальных заданий в преподавании литературы старших классов"

Автор: Пронина Тамара Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Ростошинская СОШ"
Населённый пункт: с.Ростоши, Эртильский р-н, Воронежская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Возможности индивидуальных заданий в преподавании литературы старших классов"
Дата публикации: 21.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Возможности индивидуальных заданий

в преподавании литературы старших

классов»
Подготовила: Пронина Тамара Ивановна учитель русского языка и литературы МКОУ «Ростошинская СОШ» 2016
Согласно требованиям ФГОС выпускник основной школы это человек:  умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером;  познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели,  умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности интересов;  креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни. Самая важная задача школы дать учащимся навыки самостоятельной работы. Поэтому сегодня, когда темпы обновления научной информации неизмеримо возросли, когда практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходится все время доучиваться и переучиваться, ясно, что школа должна не только и, может быть, не столько снабжать учащихся базовыми исходными знаниями, но и прививать умение самостоятельно их развивать в дальнейшем. Эти истины не вызывают теперь ни у кого сомнения и могут считаться общепризнанными. В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого. Знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нем все свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может. Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством – носит индивидуализированный характер. Чтобы привести в соответствие новые
педагогические идеи и желание на уроках литературы воспитать личность, способную решать самостоятельные задачи в непредсказуемых обстоятельствах, необходим был инструментарий. Им стали индивидуальные задания. Под индивидуальным заданием следует понимать всякий вид учебной деятельности школьника, выполненный в одиночку самостоятельно или под руководством учителя. Индивидуальное задание может носить как сообщающий, так и творческий характер, выполняться как в классе, так и дома. Творческое индивидуальное задание предпочтительно на тех этапах работы, когда учащиеся уже получили некоторое представление об авторе, о произведении. Оно может преследовать цели совершенствования навыков и умений активного ученика, стимулировать деятельность пассивного. В старших классах наиболее часто использую такие виды индивидуальных заданий, как
:
доклад, сообщение, анализ образа, эпизода, сцены, целого небольшого произведения и т.д. Возможны и другие виды заданий. Например, при изучении творчества М. Горького в XI классе предлагаю такие индивидуальные задания: - роль обрамления в композиции рассказа "Старуха Изергиль"; - история создания и первой постановки пьесы "На дне"; - как раскрывается жизненная позиция Луки в его рассказах .

Индивидуальная самостоятельная работа открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса. Например, написание реферата по истории создания произведения, сопоставление различных режиссерских постановок произведения и т.д.; также сюда можно отнести задания, учитывающие
различные таланты учащихся: кто умеет рисовать – нарисовать главные эпизоды из произведения и придумать к ним обложку; кто хорошо владеет компьютером – сделать презентацию о биографии писателя или поэта, презентацию-рекламу к изучаемому произведению; усидчивым учащимся – составить кроссворд по изучаемому произведению). Цели индивидуальных заданий: - сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); - формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика; - улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; - формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества; - оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи; - преодоление индивидуальных недостатков в знаниях, умениях, навыках, в процессе мышления; - учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости сферы мотивации, слабости воли; - оптимизация учебного процесса применительно к способным и одарённым учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы); - предоставление свободы выбора элементов процесса обучения; - формирование УУД; - формирование адекватной самооценки учащихся;
- использование технических средств обучения, включая компьютер; - поддержка способных и одаренных детей. При индивидуальном подходе внимание должно быть оказано не только тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем или иным видам деятельности. Индивидуальные задания дают возможность ученику глубоко прочитать и обдумать текст (фрагмент текста). Направление исследования: угол зрения задается вопросами учителей, помещенными на карточке-задании. Но ученик самостоятелен в осмыслении текста, в выводах, к которым он приходит в результате анализа, в выражении своего отношения к анализируемому фрагменту, к произведению и автору. Работа ученика предполагает знакомство с критической литературой, а если надо, то и консультацию учителя. В соответствии с учительским планом можно распределить все индивидуальные задания между уроками и познакомить учащихся с планом совместной работы. З адание может быть дано двум ученикам или группе, если это требует характер урока, урок-конференция или семинар. Благодаря этому условию учитель получает возможность руководить индивидуальной работой ученика, следить за его развитием. У учителя появляется возможность воздействовать на вкус ученика. Например, ученик показал способность анализировать пейзаж: он обладает чутьем и вкусом, умеет работать с деталью, понимает некоторые функции пейзажа, особенности индивидуального стиля автора. Так как фамилия ученика пишется на обороте карточки –задания и это дает возможность вести учет выдаваемых заданий, то возникает и реальное условие совершенствовать знания и умения ученика, усложняя задания определенного типа, делать это целенаправленно. Задание, выполненное индивидуально – это реальный, весомый, значительный вклад ученика в урок. Выполненное качественно, оно способствует росту самоуважения. Ответственность за выполненное задание непременно должна возрастать, как и понимание, уровень и результат урока зависят
от твоего индивидуального вклада. Такова нравственная, этическая сторона работы при помощи и.з.. Важно, чтобы ученик понял, что задание, сформулированное на карточке – это главная проблема урока. Взаимоотношение учителя и ученика в корне меняются на уроке в процессе совместной работы, в действие вступает педагогика сотрудничества, где ученик, как учитель, – субъект этого процесса. Приступая к созданию и.з., учитель должен иметь в виду следующие условия: - знать программные требования к знаниям, умениям, навыкам ученика; - с ообразовывать и.з. с тематическим планом: количеством часов на тему, последовательностью уроков, конкретными задачами каждого урока; - видеть сегодняшний уровень развития ученика и перспективу его развития; - учитывать род, жанр, метод, индивидуальные особенности стиля произведения; - в ладеть концепцией произведения, что позволит учителю строить уроки, идя дедуктивным путём; - учитывать объём произведения, степень погружения в его текст. И.з. – это частные проблемы, призванные в сумме своей решить ту общую, которая решается на уроке. Отсюда следует, что каждое задание должно быть сформулировано как проблема. Но, сам характер формулировок зависит от нескольких причин. Во-первых, от степени подготовленности учащихся. Чем менее научены ученики анализировать текст, тем более обучающими должны быть задания. Они должны не только помогать получить какаю-то информацию, но и включать в себя элементы, с помощью которых ученик будет обучаться делать это. С этой целью каждому вопросу должна предшествовать подготовительные задания: например ≪ перечитайте стихотворение А.С. Пушкина ≪ Анчар ≫ вслух, вслушайтесь в настойчивость повторяющиеся звуки, заданные заглавием ≫ . После следует вопрос: ≪ Какие ассоциации вызывают у вас звуковые повторы, особенно в строфах, где лирический герой воспринимает ядовитость ≪ древо яда ≫ ? ≫ Или: это может быть формулировка тезиса, также играющая роль преамбулы по отношению к самому вопросу. Тезис это помогает поставить сам вопрос, дать на него должный ответ. Обучающий характер задания иногда задаётся данным на карточке
алгоритмом поиска, планом последовательных портретов, на поставленные вопросы, которые приводят в результате к необходимому ответу. Ф.М. Достоевский ≪ Преступление и наказание ≫ 1 часть, глава 3, 4. 1. Какое впечатление произвело письмо на Раскольникова и как вы это поняли? 2. Как бы вы по реакции героя охарактеризовали его душевное состояние. 3. Как связаны между собой сцены получения письма Раскольниковым и преступления? Ф.М. Достоевский ≪ Преступление и наказание ≫ . Вторая и третья часть. Уже во второй части романа автор показывает отчуждение Раскольникова от родных и близких. Проследите по тексту третьей части нарастание трагедии отчуждения и перипетии взаимоотношений между Раскольниковым и его близкими. Как объясняет отчуждение Достоевский? С какой целью показывает? (обратите внимание, прежде всего на главы 1- ю и 3- ю третьей части). И.з. развивают аналитические и синтезирующие навыки, речь ученика, умение так читать художественную литературу, что это становится актом эмоционального и интеллектуального наслаждения. Использование таких заданий на уроках позволяет решить ряд проблем: социальная адаптация учащихся, развитие коммуникативных качеств учащихся; формирование гармонично развитой личности, находящейся в творческом поиске; повысить мотивацию учащихся и интерес к уроку ( ученик не боится урока, т.к. смог сделать задание по своим силам); сделать ребёнка активным участником учебного процесса; расширяется информационный фонд ребёнка, учитывается разная степень подготовленности; формируется творческое воображение и логическое мышление учащегося. Индивидуальные задания всегда предполагает дифференциацию учебного материала. По результатам диагностирования класс делится по уровням:
1-ая группа , ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач). 2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняют задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам). 3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений ). Важно, что при таком процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда . Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителю в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. Задания различного уровня сложности Уровень «3» - задания репродуктивного характера: - подготовить выразительное чтение; - выучить поэтическое произведение; - выписать определения литературоведческих терминов; - пересказать наиболее интересные эпизоды; - определить и обосновать собственное отношение к произведению и его героям; - объяснить заголовок и придумать свой ( это уже творческое задание). Уровень «4» - задания этого уровня направлены на развитие умений:
- выявить проблемы, поставленные в произведениях; - сопоставлять образы персонажей и анализировать их поведение; - определять авторскую позицию, позицию героев и собственные позиции; - связывать изображенную эпоху со временем создания произведения; - давать развернутую характеристику литературному персонажу; - кратко и точно излагать нужную точку зрения. Уровень «5» - наиболее сложный: - понять художественную форму произведения; - сопоставить произведения нескольких писателей и их образов (и персонажей этих произведений); - сопоставить произведения разных видов искусств; - сопоставить разные точки зрения на одно произведение; - написать сочинение на заданные темы, творческую работу. Индивидуальный подход включает как одну из важнейших задач – мотивацию. Для этого необходимо: - видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее; - создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость.
Таким образом, необходимо давать такие задания на уроках литературы, как: реферативные выступления по поводу волнующего вопроса, различные исследовательские работы, поиск неразрешимых вопросов в тексте художественного произведения. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах изучения художественного произведения: вступительном занятии, чтении, анализе, заключительном занятии. Индивидуальными заданиями на вступительном занятии могут быть: - рассказ о писателе; - сообщение об истории создания произведения; - презентация об историко-культурном /историко-литературном контексте. При анализе художественных произведений возможны следующие индивидуальные задания: - письменный ответ на вопрос; - устное выступление; - самостоятельное придумывание вопросов к тексту.

При интерпретации произведения: - написание сочинений, рефератов; - самостоятельное составление тестов, кроссвордов, викторин по изученному произведению, - подготовка выставки репродукций по изученной теме,
- сопоставление ярких сцен произведения в различных режиссерских постановках. Индивидуальные задания дифференцируют и разнообразят виды деятельности учащихся на всех этапах урока, углубляют знания и закрепляют учебный материал. Так при повторении целесообразно давать более способным ученикам меньше общих заданий и больше заданий на более высоком уровне. Ученики самостоятельно находят и повторяют материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы предлагаю сведения, где можно найти нужный материал(в каком учебнике, параграфе, где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы анализируются после каждого тестирования, составляется индивидуальная картотека ошибок. Материалы собираются в тетрадь учета, каждый ученик работает над своим проблемным заданиям. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися
.
При поверке домашнего задания учащиеся получают индивидуальные карточки. В основном используются следующие виды тестовых заданий: тесты- вопросы; тесты с заполнением пропусков; тесты с выбором ответа. На этапе изучения нового материала учащиеся включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний: -извлечению знаний из различных литературных источников; -самостоятельному созданию путем индивидуальной поисковой деятельности. Дети работают самостоятельно с дополнительной литературой, прорабатывают её, используя специальные пометки: «V»- «это я знаю»
«+»- «новая информация»; «-»-« информация, противоречащая моим знаниям»; «?»- «информация, требующая пояснения»; «!»-«это интересно». При работе с текстом учебной статьи сильным учащимся предлагаются различные творческие задания. Необходимость индивидуальных заданий особенно значима при закреплении и применении знаний. У более сильных учеников в этом звене освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения. Результатом данной работы является мотивация на улучшение качества отрабатываемых знаний, повышение степени их освоенности, прочности, осознанности, появление более сильного мотива удовлетворения своих собственных познавательных интересов. Большие возможности для индивидуализации открываются в домашней работе, которая по своей сущности является самостоятельной работой. Вот примерный перечень некоторых заданий: чтение дополнительной литературы; работа с интернет – ресурсами; работа со словарями, справочниками, энциклопедиями и другой справочной литературой; подготовка докладов, сочинений; составление презентаций; написание рефератов. Таким образом, в результате систематической индивидуальной работы у учащихся возрастает познавательная активность на уроках, развивается умение плодотворно работать с учебным материалом, использовать дополнительные сведения при подготовке к уроку, самостоятельность, стремление к выполнению заданий повышенной трудности. Положительными результатами данной работы
является позитивная динамика учебных достижений учащихся, повышение качества знаний. Создавая ситуацию успеха или ситуацию учебных затруднений, учитель не только организует процесс усвоения материала на уроке, но и развивает личностные особенности каждого ученика.