"Картотека по ЗОЖ"

Автор: Сергеева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №210"
Населённый пункт: Город Барнаул
Наименование материала: Картотека
Тема: "Картотека по ЗОЖ"
Дата публикации: 21.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Картотека игр по ЗОЖ Составила Сергеева Татьяна Александровна

Дидактическая игра «Мое тело»
Цель: закрепить знание детей о самом себе, своем теле, о своих возможно- стях и способностях. Ход игры Дети становятся в круг. Воспитатель: Давайте вспомним из чего состоит тело человека. Повторяйте за мной и показывайте то, о чем мы будем говорить Головушка – соловушка (гладят головку) лобик – бобик (морщат лоб) носик – абрикосик (закрывают глазки и показывают пальцем к носу ) щечки – комочки (мнут пальчиками щеки) губки – голубки (вытягивают губы в трубочку) зубочки – дубочки (стучат тихонько зубками) бородушка – молодушка (гладят подбородок) глазки – краски (широко открывают глаза) реснички – сестрички (моргают глазками) ушки – непослушки (трут ушки) шейка – индейка (вытягивают шейку) плечики – кузнечики (дергают плечиками вверх вниз) ручки – хватучки (хватают вокруг себя) пальчики –мальчики (шевелят пальчиками) грудочка – уточка (вытягивают грудь) пузик – арбузик (выставляют живот) спинка – тростинка (вытягивают спинку) коленки – поленки (приседают) ножки – сапожки. (топают) Воспитатель: Мы выяснили из чего состоит наше тело. Но важно также знать, как оно нам служит и помогает жить. Что может тело ? Может: дышать, есть, пить, думать, говорить, двигаться. Ах, зачем мне эти ручки? Дети: Чтоб все трогал почемучка. Ах, зачем мне эти ножки? Дети Чтобы бегать по дорожке. Ах, зачем мне эта спинка? Дети Чтоб ложиться на перинку. Ах, зачем мне этот пузик? Дети Чтобы кушал карапузик. Ах, зачем мне эти глазки? Дети Для того, чтоб видеть сказки. Ах, зачем мне этот носик? Дети: Чтобы нюхать абрикосик. Ах, зачем мне этот ротик? Дети :Для того, чтоб пить компотик. Ну а зубы, чтобы кушать Ушки, чтобы маму слушать. Та –ра-ре, та-ра ра вот закончи- лась игра.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Дети рассматриваю картинки и называют изображения словами «плохо или хорошо». Картинки складываются в две коробки: зелёную, красную. Утро начинается, Каждый улыбается. Улыбаться…ХОРОШО. Плакать – это…ПЛОХО. Драться тоже очень…ПЛОХО. Быть хорошим, добрым, дружным, Это очень…ХОРОШО. Занимайтесь все зарядкой И не будете болеть. Заболеешь…ПЛОХО. Быть здоровым…ХОРОШО. Умываться…ХОРОШО. Быть грязнулей…ПЛОХО. Если холодно и ветер, Дождь наливает лужицы, Каждый знает это…ПЛОХО. Нам нельзя на улицу. Помни, Ниночка, всегда: В красной коробке – так делать нельзя. Лучше в зелёную ты загляни, Запомни там всё И к нам приходи. Кукла благодарит детей
Дидактическая игра «Да или нет».
Цель: закрепить с детьми правила ухода за зубами. Ход игры 1. Чистить зубы надо каждый день – утром и вечером. 2. Чистить зубы надо пастой или порошком. 3. Чистить зубы через день. 4. Зубная щетка должна быть одна на всю семью. 5. Можно пользоваться зубной щеткой чужой, если нет своей. 6. Зубная щетка должна быть у каждого своя. 7. После чистки зубов, зубную щетку нужно тщательно промыть. 8. Откусывать нитки зубами. 9. Открывать зубами крышки бутылок. 10.Есть много сладкого. 11.Раскалывать зубами орехи. 12.Есть некоторые овощи и фрукты в сыром виде. 13.Менять зубную щетку необходимо через каждые три месяца. 14.Если заболел зуб, нужно немедленно обратиться к врачу.

Дидактическая игра «Зайка Степашка учится чистить зубы».
Цель: Закрепить знания у детей о необходимости выполнения гигиенических процедур, в том числе – чистить зубы; закрепить знания у детей о пользе ово- щей, фруктов и молочных продуктов. Оборудование: игрушка заяц, зубная щетка для зайца, муляжи (картинки) овощей, фруктов, сладостей, зубные щетки детей в стаканчиках. Ход игры Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости хотел прийти заяц Степашка, но его почему-то нет. Наверное, он придет. Начнем игру без него. /Открывается дверь, вносят зайца с перевязанной щекой/. Зайка, что с тобой случилось. Зайка: Я вчера долго смотрел телевизор, потому сегодня не мог рано про- снуться. Когда проснулся, то вспомнил, что обещал прийти к вам в детский сад. Завтракать было некогда, я взял конфету и поехал к вам. По дороге съел ее, но вдруг у меня так разболелся зуб, что я еле доехал. Никак не пойму, от- чего он заболел? Воспитатель: Зайка, да ты неправильно начал свой день. Дети, напомните Степашке, что он забыл сделать с утра. Дети: Степашка забыл сделать зарядку, почистить зубы. Зайка: А я никогда их не чищу, зачем это надо? Дети: Чтобы зубы были красивыми, здоровыми, не болели. Зайка: А конфеты можно есть? Воспитатель: Конфеты можно есть, но только немного. Лучше больше есть овощей, фруктов, ягод и пить соки. А еще надо есть творог, сыр и пить моло- ко. Но и этого мало. Дети, что еще необходимо делать? Дети: Надо их чистить два раза в день – утром и вечером. Зайка: Научите, пожалуйста. Воспитатель предлагает детям показать, как надо чистить зубы. Рассматрива- ют схему, как правильно чистить зубы. Зайка: Я все понял. Пойду в умывальную комнату чистить зубы. Воспита- тель: А щетка у тебя зубная есть? Зайка: Нет, но у вас их, наверное, много. Мне кто-нибудь свою даст. Я бы- стренько почищу и верну щеточку. Дети: Свою щетку никому нельзя давать. Воспитатель: Ребята, давайте подарим Степашке щетку. Зайка: Вот спасибо

Ровным кругом
Цели: уточнить знание детей о предметах личной гигиены; развивать творче- ство, воображение. Оборудование: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щётки, шам- пуня, мочалки, полотенца ,зеркала, расчёски. Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок, ис- полняющий роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла), дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют. Ровным кругом друг за другом Будем весело шагать, Что нам мыло здесь покажет, То и будем выпол- нять. Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движе- ния. Затем соответствующее движение показывают полотенце, расчёска, мо- чалка, шампунь.
Пылесос
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений. Оборудование: 4 совка для мусора, 20 маленьких мячей, 4 корзины для мусо- ра. Ведущий разбрасывает по полу маленькие мячи, четверо детей собирают их совком без помощи рук. Пойманные мячи кладут в корзины.
Найди опасные предметы
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; по- мочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обраще- ния с ним. Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг. В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Да- вайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, что- бы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности: - все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место; - нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать при- чиной пожара; - ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд; - нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку; - опасно одному выходить на балкон.

Умею - не умею
Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических воз - можностях своего организма; воспитывать чувство собственного досто - инства. Оборудование: мяч. Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, пото - му что у меня нет крыльев»
Правила гигиены
С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспита - тель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи же - стов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание .
Скорая помощь
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи. Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затем температурил, когда заболело горло, попа - ла соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать по - следовательность действии
Полезная и вредная еда
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма. Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирож - ные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); по - ощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, гру - ша). Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком
Подбери предметы

Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отноше - ние к здоровью. Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предме - ты, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.
Вода и мыло
Задачи: Изучить понятие микробы. Знать прямой и непрямой путь передачи инфекции. Знать как правильно мыть руки. Следить за чистотой своего тела. Простое мыло и вода да - да - да Нужны всегда, нужны всегда От них уют и чистота, да - да – да И аромат и красота. От простой воды и мыла У микроба тает сила Мойте руки с мылом, мылом белым Пропадут микробы навсегда Защищает тело, тело, тело солнце, воздух, мыло и вода Чтобы то микробов защитится, Водою с мылом нужно мыться И каждый день перед едой Мыть фрукты, овощи водой. Делая прическу, помни про себя, Что твоя расческа только для тебя Ты ее хозяин, властелин На всем белом свети ты один, Только ты один Пусть поймут друзья, Что давать нельзя Личную расческу им. Чтобы, чтобы, чтобы все свои микробы Ты не передал другим. Утром чистя зубы, помни про себя Что твоя зубная щетка тоже для тебя Ты ее хозяин, властелин, На всем белом свете ты один Только ты один. Пусть поймут друзья, что давать нельзя Щетку и расческу им Чтобы, чтобы, чтобы все свои микробы Ты не передал другим
Части тела

Развивать представление и воображение ребёнка. 12345 – начинаем мы играть Вы смотрите не зевайте И за мной всё повторяйте. Что я вам сейчас скажу и при этом покажу. Взрослый, называя части тела, по - казывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют. Затем взрослый на - чинает путать детей. Дети должны не повторить ошибку. Руки вверх поднимем - раз Выше носа, выше глаз. Прямо руки вверх держать Не качаться, не дрожать. Три - опустили руки вниз, Стой на месте не вертись. Вверх раз, два, три, четыре, вниз! Повторяем, не ленись! Будем делать повороты. Выполняйте все с охотой. Раз - налево поворот, Два - теперь наоборот. Так, ничуть, не торопясь, Повторяем 8 раз. Руки на поясе, ноги шире! Мы здоровы и счастливы! Сделаем разминку, держим ровно спинку! Голову назад, вперед, вправо, влево, поворот! Руки вверх поднять прямые Вот высокие какие! Еще выше потянитесь, Вправо, влево повернитесь. А теперь танцует таз – Посмотрите-ка на нас! Этим славным упражненьем Поднимаем настроенье. Дальше будем приседать: Дружно сесть и дружно встать! Прыгать нам совсем не лень – Словно мячик целый день

Игра на знание частей тела и лица
Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки. Знание частей тела и лица можно закрепить в играх. Сказочка - указочка Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы. Не устала ты пока, Покажи, моя рука: Это - правая щека, Это - левая щека. Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа, Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба! Есть у губ одна черта – В них улыбка заперта: Вправо - правый угол рта, Влево - левый угол рта. Подбородок тянем вниз, Чтобы с челюстью отвис. Там - к прогулкам не привык – Робко прячется язык. А вокруг-то - целый ряд Зубки нижние стоят: Боковые слева, справа, Впереди - зубов оправа. Нёбо вместо потолка Есть во рту у языка. А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд. Интересная картинка: Есть и кончик, есть и спинка, Боковые есть края – Всё про ротик знаю я!
Угадай, кто позвал?

Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую па - мять детей. Ведущий, стоя спиной к детям, детям, должен определить по го - лосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
Найди пару
Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям с завязанными глазами. Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие пред - меты. Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки точно такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помо - гло ребёнку правильно определять на ощупь разные материалы.
Угадай, кто это
Цель: учить детей умению мысленно воспроизводить образ через своё виде - ние человека. Воспитатель выбирает одного из детей ведущим. Остальные са- дятся в кружок на стульчики. Ведущий должен, не называя имени, рассказать о каком – либо из детей: какой он (она), что умеет делать, какого цвета воло - сы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него характер. Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первым угадает, занимает место ве - дущего.
Эстафета
Цель: формировать представления о предметах личной гигиены. Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предме - ты гигиены. На столах лежат разные предметы. Дети делятся на две команды. Каждый участник подбегает к столу, выбирает предмет, необходимый для умывания, кладёт его на поднос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету сле - дующему игроку
Наши помощники – растения
Цель: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми. Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных расте - ний. Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением ле - карственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными ри - сунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использо - вании для лечения. Если правильно, получает картинку.

Наша улица, или Светофор
Цели: закрепить знания детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД. Детей учат не спешить, переходя до - рогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, по - нимать сигналы светофора, дорожные знаки.
Автобус
Цели: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение. Оборудование: маленькие стулья, руль. С помощью считалочки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: жен - щина с ребёнком, бабушка, слепой
Сигналы светофора
Цель: развивать внимание. Ведущий показывает вразбивку сигналы светофора, при зелёном свете дети топают ногами, при жёлтом хлопают в ладоши, при красном не делают ниче - го
Переход
Цель: закрепление ПДД. На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети сто - ят у перехода. На светофоре жёлтый свет. На зелёный сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.