"Дети - настоящие творцы"

Автор: Чечнева Евгения Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДС Семицветик
Населённый пункт: город Краснослободск, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дети - настоящие творцы"
Дата публикации: 03.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида « Семицветик » г . Краснослободска
Мастер-класс

Тема: «Дети настоящие творцы!»
Подготовила: Воспитатель Iкв.кат. Чечнева Евгения Анатольевна
Краснослободск 2015
Вид:
мастер – класс по работе с родителями для воспитателей.
Цель:

-
создание условий для повышения компетентности родителей по развитию творческих способностей у дошкольников.
Задачи:
1.Расширить педагогические знания родителей о разных видах творческих способностей, способах их развития у детей. 2.Способствовать сплочению коллектива родителей. 3.Способствовать формированию у родителей желания развивать творческий потенциал своего ребенка. Отработать практические навыки формирования творческих способностей детей.
Участники:
педагоги ДОУ, которые выступают в роли родителей.
Оборудование:
Атрибуты для инсценировки (краски, кисти, мольберт и т. д.); оформление группы (выставка рисунков, дидактические игры и пособия по развитию творческих способностей, папка – портфолио (как образец)); музыкальный центр, запись мелодии; столы для родителей; оборудование для практикума (соленое тесто, клейстер, кисточки, салфетки, семена, веревочки и др.).
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей «Творчество детей». 2. Подготовка пригласительных билетов. 3. Выставка детских рисунков на тему: «Детские фантазии не во сне, а на яву»
Тематический план мастер - класса:
 Сюрпризный момент: короткая инсценировка определяющая тему мастер- класса.  Дискуссия по проблеме.  Интерактивное общение.  Продуктивная деятельность участников мастер-класса.
Ход:
Под звучание спокойной музыки родители проходят в помещение, где будет проходить собрание, рассаживаются.
1.Приветствие.
Воспитатель приветствует родителей и предлагает посмотреть короткую инсценировку, которая определяет тему семинара - практикума.
Инсценировка короткой сценки.

Появляется Мальвина, она зовет Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садится за стол, принимает позу прилежного ученика. Буратино приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, все время отвлекается. Когда, наконец, все усаживаются, Мальвина менторским тоном произносит: - Сегодня, дети, мы будем с вами учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается. На большом листе бумаги Мальвина рисует ромашку, детально объясняя свои действия. Артемон внимательно слушает, выполняя точно так, как объяснила Мальвина. Буратино же чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист большую кляксу. Затем внимательно рассматривает ее, снова обмакивает кисть и ставит рядом еще одну кляксу. Так методом клякс он рисует ромашку. Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона, ругает Буратино за выполненную работу.
2.Основная часть.

Воспитатель:
Уважаемые родители, это маленькая инсценировка открывает наш вечер, тема которого – дети настоящие творцы. Давайте сейчас вместе вернемся к Мальвине, Артемону, Буратино и порассуждаем, кто же из них проявил творческие способности?
Дискуссия.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия, как в случае с Артемоном. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, в случае с Буратино.В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Воспитатель:
Да все верно вы сказали, н о что такое детское творчество? В чем оно проявляется? (заслушиваются мнения родителей). За несколько дней до нашей встречи, вам была предложена анкета «Творчество детей». В анкетировании приняло участие 14 родителей. Анкета состояла из 14 вопросов. Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома. По результатам анкетирования было выявлено, что  Менее 10 баллов набрали 2% родителей, а это значит, что родителям недостаёт знаний, как развить творческие способности в ребёнке;
 От 10 до 15 баллов набрали 62% родителей, которые стремятся помочь ребёнку, но при этом ограничивают его самостоятельность;  Более 15 баллов набрали 36% родителей, а это значит, что родители действуют правильно и могут, надеется на хорошие показатели в творческом развитии ребенка. Так, что же такое творческая деятельность?
Ответы родителей...

Воспитатель:
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческая деятельность состоит: 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). 4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Воспитатель:
Это компоненты творческой деятельности взрослого человека. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей: 1. Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка). 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create - создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой. Известно, что у детей прекрасно развито воображение, склонность к фантазированию. Фантазия – это источник творчества. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Детские фантазии помогают нам лучше понять чувства ребенка, узнать, что творится в его душе. В нашей работе с детьми мы часто замечаем, что чем мы больше читаем, рассказываем детям, тем больше дети фантазируют сами; чем больше даем лепить, рисовать, петь, танцевать, тем больше дети стремятся к самореализации в какой-либо деятельности.
Поэтому наша с вами задача – всемерно поддерживать и стимулировать развитие творческой активности.
Воспитатель:
Как часто, мы, родители недооцениваем способности своих детей! Детское творчество отличается от творчества взрослого тем, что ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой цели. Как мы сказали, личность не может называться творческой, без хорошо развитого воображения и мышления. Благодаря воображению, человек творит, планирует свою деятельность, управляет ею. Основа активного воображения старшего дошкольника – это игра. Рождаясь в игре, воображение переносится в другие виды деятельности. А в какие же именно? Как вы думаете?
Ответы родителей.
В природе существует несколько видов творческой деятельности: 1. Музыкальная (Музыка вызывает яркие, эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движений) 2. Изобразительная (Деятельность, в ходе которой активно создаются художественные фантазии и образы) 3. Конструктивная (в процессе конструктивной деятельности развивается интеллектуальная активность). Она ярко проявляется в развертывании творческого замысла). 4. Театрализованная (Детское театральное творчество является наиболее гармоничным для дошкольного возраста, так как основано на игре перевоплощений. Ребенок воплощает в жизнь свои выдумки, впечатления и естественные желания) 5. Сочинительство (Это придумывание рассказов, сказок, небылиц, стихов – т. е. это детское словотворчество). Так что же необходимо знать родителям для развития у детей творческих способностей?
Ответы родителей.
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д. 5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6.Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Воспитатель:
А сейчас, я предлагаю посмотреть презентацию детских работ. Вы, увидите какое оно детское творчество в детском саду. Наши дети настоящие творцы!
Структура презентации:


ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МКДОУ ДС СЕМИЦВЕТИК ЧЕЧНЕВА Е.А.

I КВ.

КАТЕГОРИЯ

2015Г.
ИЛЮША И МАЛЕНЬКИЙ ЁЖИК В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСТВА: МАТВЕЙ И БОГДАН ПИКАССО ОТДЫХАЕТ… ТАНЦЫ, ИГРЫ И ВЕСЕЛЬЕ, ЖДУТ РЕБЯТОК ВО ДВОРЕ… ВМЕСТЕ ТВОРИТЬ ВЕСЕЛЕЕ… КОНСТРУИРОВАНИЕ И ОБЫГРЫВАНИЕ ПОСТРОЙКИ УМЕНИЕ ДОГОВОРИТЬСЯ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ В ТВОРЧЕСТВЕ! СВЕТ МОЙ ЗЕРКАЛЬЦЕ СКАЖИ…? КАТЮША - ГЛАВНЫЙ КОРРЕКТОР ПО СТЕНГАЗЕТЕ.. НА ЗАНЯТИИ ПО ЛЕПКЕ... ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ОНИ СОВСЕМ НЕ СЛОЖНЫЕ, ЗНАТЬ МЫ ОЧЕНЬ ВСЕ ХОТИМ, И ПОЭТОМУ, ТВОРИМ!!! НАШИ ДЕТИ НАСТОЯЩИЕ ТВОРЦЫ! ДЕТКИ В САДИКЕ ЖИВУТ, ЗДЕСЬ ИГРАЮТ И ПОЮТ, ЗДЕСЬ ДРУЗЕЙ СЕБЕ НАХОДЯТ, НА ПРОГУЛКУ С НИМИ ХОДЯТ. ВМЕСТЕ СПОРЯТ И МЕЧТАЮТ, НЕЗАМЕТНО ПОДРАСТАЮТ. ДЕТСКИЙ САД — ВТОРОЙ ВАШ ДОМ, КАК ТЕПЛО, УЮТНО В НЕМ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Воспитатель показывает слайд-шоу.
А теперь, дорогие родители, давайте ненадолго вернемся в чудесный мир детства, представим, что мы опять дошколята и вокруг так много удивительного. (Воспитатель включает негромко детские песенки) А больше всего на свете мы, конечно же, любим играть. Так давайте поиграем!
3.Практическая часть.

1. Динамическая пауза.
- Выходят в круг и делают пружинку те воспитатели, которые любят поспать; - Выходят в круг и кричат ура те воспитатели, которые любят тратить деньги; - Выходят в круг и танцуют те воспитатели, которые считают себя жизнерадостными людьми; - Выходят в круг и жмут друг другу руку те воспитатели, которые любят готовить; - Выходят в линию и хлопают в ладоши те воспитатели, которые любят свою работу.
2. Игра «Сказка за сказкой».
А теперь давайте представим, что мы с вами сочинители сказок, и одну из них нам нужно придумать прямо сейчас. А заодно проверим и закрепим нашу фантазию и воображение. Саму сказку мы с вами запишем на диктофон, чтобы в дальнейшем записать ее на бумагу и оформить как книгу. Я начну, а Вы продолжите.
(Воспитатель произносит любую придуманную фразу…, например: «Жил угрюмый человек, в домике за лесом…». Родители продолжают развивать сюжет сказки. Вся сказка в это время записывается на диктофон.).
3. Игра «Сделаем сами своими руками».
А сейчас представим, что вы находитесь на занятии по лепке и вам очень не терпится узнать, что же такого интересного творческого вам предложат вылепить. Все мы не понаслышке знаем как холодно и голодно птицам и животным в зимний период года. Ну, если некоторые из животных делают свои запасы, а вот птицы остаются голодными. И поэтому я предлагаю сделать необычные и полезные поделки. Это кормушки для птиц. Мы будем их делать из соленого теста. Делаются они очень быстро, смотрите… Воспитатель включает запись «Трели птиц», затем объясняет и показывает.
3.Заключительная часть.

Воспитатель:
день ребенка в детском саду и дома наполнен разнообразными заботами. Игра дает ему возможность выразить свои чувства. Игра благодатная почва для развития детского воображения, фантазии и творчества. В игре дошкольник получает уникальный опыт, без нее невозможно представить саму жизнь ребенка. Известно, что если ребенок не доиграет в дошкольном детстве, то это отрицательно скажется на его обучении в школьный период жизни. К сожалению, мы стали сегодня меньше времени уделять играм детей, больше времени уделяем вопросами обучения. А ведь именно играя, можно научиться многому … В завершении нашей встречи уважаемые родители, мы хотим пожелать вам, чтобы ваш ребенок творчески развивался, поэтому давайте будем внимательными к своим детям, отзывчивыми к другим людям, показывая пример своим малышам и просто будем жить ради детей, ради нашего с вами будущего.
4. Ритуал прощания.
Рефлексия участников встречи.