"Религия древних греков"

Автор: Волкова Татьяна Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Калиновская СОШ" Красногвардейского района Белгородской области
Населённый пункт: село Калиново
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: "Религия древних греков"
Дата публикации: 21.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок по теме "Религия древних греков". 5-й класс
Учитель истории Волкова Татьяна Ивановна
«Боги ль на землю сошли и явили свой образ или на небо мы сами богов

узреть восходили?»
Филипп Фессалийский
Цель:
Расширить знания учащихся о религии народов древности.
Задачи:
1. Изучить культы основных древнегреческих богов и показать, что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. 2. Продолжить формирование навыков работы с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главные факты. Развивать навыки работы по заполнению таблицы. Способствовать развитию познавательной активности учащихся. 3. Воспитывать интерес к античной культуре.
Тип урока:
Комбинированный
Методы и приёмы:
исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристический, прием критического мышления.
Оборудование:
компьютер, мультимедапроектор, презентация «Боги Древней Греции», карта «Древняя Греция», раздаточный материал (таблица)
Основные понятия, термины:
религия, бог, жрец, гора Олимп, пантеон
Формы работы:
индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Повторение ранее изученного материала

Актуализация опорных знаний учащихся.
- Тема нашего урока: «Религия древних греков». Нам предстоит ответить на вопросы: 1)Кто такие боги? 2) Какие из них главные? 3) Что такое миф? 4) Кто из героев мифов привлекает вас и почему? - Я надеюсь, что мы найдем ответы на все вопросы, но для начала обобщим знания. Для этого каждый ученик выполнит тест по ранее изученным параграфам по теме «Древняя Греция».

Задание 1.

Выберите правильный ответ.

Тест

1. Полуостров, на котором жили греки:
а) Пиренейский; б ) Аппенинский; в) Балканский.
2. Одиссей возвращался из Трои на остров...
а) Делос б) Итака в) Родос
3. Одиссей отправился в путь на ... кораблях
а) 7 6)11 в) 12
4. На родину вернул-ись (ся)...
а) все корабли 6) 2 корабля в) один Одиссей
4. Странствие продолжалось...
а) 1 год б) 5 лет в) 10 лет
5. Другое название горда Троя.
а) Микены; б) Илион; в) Афины
6. Жену Одиссея, ожидавшую возвращения мужа из-под Трои звали
а) Амфитрита б) Андромаха в) Пенелопа
7. Циклоп, один из персонажей «Одиссеи»
а) Эфор б) Полифем в) Гоплит
8. Сын Одиссея:
а) Менелай б) Телемах в) Геракл Ключ: 1 – б; 2 – в; 3 – в; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – б.

Учащиеся получают карточки:

Распределите на две колонки имена героев двух произведений Гомера

« Илиада, Одиссея»
« Илиада» « Одиссея» 1. Ахиллес 2. Приам. 3. Полифем 4. Харибда 5. Пенелопа. 6. Алкиной. 7. Патрокл 8. Андромаха 9. Одиссей 10. Фетида 11. Телемак 12. Сцилла. 13. Гектор
После выполнения задания, учащиеся меняются работами для взаимопроверки.

На слайде Ключ:
1,2,7,8, 10, 13 3,4,5,6,9, 11,12
Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки:
Слайд 4 А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился! Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!»
«Илиада»
Слайд 5 Б) «Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился»
«Одиссея»
Слайд 6 В) «Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи… На стену быстро взошла и, взглянула: по полю Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони»
«Илиада»
Слайд 7 Г) «Я называюсь Никто; мне такое название дали
Мать и отец, и товарищи так все меня величают»
«Одиссея»
Слайд 8
Учитель:
- О чём же пойдёт речь на уроке? Давайте попробуем определим тему урока. - Игра «Путаница»: Даны слова, буквы в которых перепутаны.
Задание:
Переставьте буквы в словах так, чтобы у вас получились понятия, которые помогут нам определить тему нашего урока.
ГИЛИЯРЕ, МХРА, ГИБО, ЖЦЫРЕ

Учитель:
- Дайте определения данным понятиям.
Вопросы:
Как связанны все эти понятия между собой? Предположите, какой теме посвящен урок? Что такое религия? Почему у людей возникает вера в богов? - Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись жители Греции. И найдем ответ на вопрос:
Почему именно эти божества появились в

Древней Греции. Как связаны религия, природные условия и занятия Древних

Греков?

3. Изучение нового материала

Работа с настенной картой.
- Вы изучали многие страны, религии. Например, Древний Египет и помните, что там было много богов и у древних греков было много богов. Давайте, представим, что мы находимся в Древней Греции, а именно
на Балканском полуострове.

Показать страну Фессалию, на севере Греции. Гору ОЛИМП.
На севере греческой земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается
гора Олимп
– самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег. В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине обитают бессмертные боги. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и светло. С неба льётся яркий голубой свет. На горе Олимп есть имеется специальное место, посвященное всем богам -
пантеон.

ПАНТЕОН – место, посвященное всем богам.

Беседа с учащимися.

Мы уже с вами знаем о географическом положении, природно-климатических

условиях и занятиях жителей Др. Греции. Давайте вспомним.

ИТАК,
- Есть море, есть земля, а что над нами?
(Небо)
- А знаете, кто был богом неба, грома и молний?
(Зевс)
-А какие моря окружают Грецию? (
Ионическое, Эгейское)
- У греков был бог моря -
Посейдон
- По состоянию моря греки понимали, какое настроение у Посейдона. Если спокойное море? А если шторм, буря? - Есть бог моря, есть бог неба, но греки верили, что внизу под землей есть еще подземное царство, куда попадают души умерших людей. - Правит подземным царством бог -
Аид
Таким образом: Человек - в центре, Зевс – наверху, внизу - Аид, с боков - Посейдон
ВЫВОД: - Какой можно вывод сделать? Где находились боги относительно человека? Плывет ли он на корабле, идет ли дождь, и даже после смерти, кто был рядом с человеком? (
Боги всегда окружали человека)

Итак,
Зевс – Посейдон - Аид - это главные боги. Но были и другие боги, которые помогали грекам в их повседневных делах. У каждого дела был свой бог - покровитель.
- Давайте вспомним занятия древних греков?

Работа с учебником: § 28 и с раздаточным материалом «Боги Древней Греции»
1.
Земледелие
– Деметра 2.
Виноделие
- Дионис 3.
Торговля
- Гермес (посмотрите на карту греческие колонии) 4.
Война
- Арес (карта Троя) 5.
Ремесл
а (кузнечного дела) – Гефест, Афина 6.
Охота –
Артемида 7.
Искусство –
Аполлон 8.
Красоты – Афродита.
Греки любили все красивое, строили замечательные храмы богам, делали их статуи. 9. Богиня семьи, покровительница женщин
– Гера

4. Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала. Игра «Да», «Нет»
1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп».
«Да»
2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.
«Да»
3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.
«Нет»
4.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены.
«Нет»
5.По мнению греков, повелителем морского царства был Аид.
«Нет»
6.Богиней красоты была Афродита.
«Да»
7. У каждого дела был свой бог - покровитель.
«Да»
8. Зевс – Посейдон - Аид - это главные боги.
«Да»
9. Сатиры и нимфы – это боги
«Нет»
10.Богом кузнечного дела был Гермес.
«Нет»
Таблица:
«Боги древних греков»

Ребята, вам необходимо исправить ошибки, которые допустили ваши сверстники.

Установите правильное соответствие:

Боги

Чему покровительствовали

Символы богов

Зевс

Бог царства мертвых

колосья пшеницы

Посейдон

Бог неба, грома молнии

меч и щит


Аид

Бог моря

колесница запряженная

черными лошадьми

Деметра

Богиня порядка и разума,

покровительница ремесла

молния, орел

Дионис

Бог виноделия

жезл, увитый виноградной

лозой

Гермес

Бог огня и кузнечного дела

кифара, лавровый венок

Арес

Бог войны

трезубец, дельфин

Гефест

Покровитель дорог и путников

(торговля)

молот, наковальня

Афина

Богиня плодородия

копье, щит, сова, гранат

Артемида

Богиня любви и красоты

гранат

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель

искусств

крылатые сандалии

Афродита

Богиня природы и покровительница

охоты

лань, золотой лук и стрелы

Гера

Богиня семьи, царица богов

голубь, яблоко
Правильный ответ должен быть таким:
Боги

Чему покровительствовали

Символы богов

Зевс

Бог неба, грома молнии

молния, орел

Посейдон

Бог моря

трезубец, дельфин

Аид

Бог царства мертвых

колесница запряженная

черными лошадьми

Деметра

Богиня плодородия

колосья пшеницы

Дионис

Бог виноделия

жезл, увитый виноградной

лозой

Гермес

Покровитель дорог и путников

(торговля)

крылатые сандалии

Арес

Бог войны

меч и щит

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

молот, наковальня

Афина

Богиня порядка и разума,

покровительница ремесла

копье, щит, сова, гранат

Артемида

Богиня природы и покровительница

охоты

лань, золотой лук и стрелы

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель

искусств

кифара, лавровый венок

Афродита

Богиня любви и красоты

голубь, яблоко

Гера

Богиня семьи, царица богов

гранат
- Но кроме этих богов у др. греков существовали низшие существа –
см. уч-к стр.

130
-
это сатиры и нимфы.
- Сатиры спутники бога виноделия Диониса, изображались с рогами и хвостом.
- Как вы думаете, нравились они грекам или нет?
Греки осуждали пьянство и считали,

что тот, кто пьет, теряет человеческий облик.

6. Подведем итог по нашему уроку:
Прочитайте еще раз вопрос, который мы с вами поставили в начале урока. - Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но учёные и мы с вами изучаем мифы древних греков. Объясните, почему учёные изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки) - Что из услышанного сегодня могло соответствовать исторической действительности? (города, дворцы, овладение ремёслами, войны, цари, виды занятий, строительство кораблей, мореплавание и др.) -Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь) Ответы детей… 1. Вывод: В религиозных верованиях греков получили отражение, прежде всего те, природные явления, от которых зависела жизнь людей, и боги появились те, которые покровительствовали основным занятиям древних греков. 2. Слово учителя: Боги Древней Греции могущественны и коварны, – так считали древние греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания. Таковы греческие боги.
7. Домашнее задание:
параграф 28; подготовить для пересказа один из мифов о богах.