"Восточные мотивы в произведениях русских композиторах".

Автор: Калашникова Марина Геннадьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 16"
Населённый пункт: Забайкальский край г.Чита
Наименование материала: разработка открытого урока по музыки
Тема: "Восточные мотивы в произведениях русских композиторах".
Дата публикации: 22.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок в 4 классе.

Восточные мотивы в произведениях русских композиторах.

Тип урока: Постановка учебной задачи и решение учебной задачи.

Цель: формирование особенностей восточной музыки в

произведениях русских композиторов.

Планируемые результаты:

Личностные:
-ценить и принимать базовые ценности- природу, красоту, любовь к прекрасному; -принятие мультикультурной картины современного мира; -гордость за созданные музыкальных шедевров русских композиторов; -формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать художественное и музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.
Предметные:
-Особенности восточной музыки : извилистость, волнистость, завораживание, затейливость, убаюкивание, орнаментальность. -Орнамент: яркость, многообразие цветовой гаммы, переплетении линий. -Понятия:  опера  ария  каватина  сюита  симфония -
Знать:
русских композиторов и их произведения где звучать восточные мотивы. -
Уметь
: определять в мелодии восточные напевы .
Метапредметные:

-понимать
на слух музыку и
распознавать
восточные мотивы, сравнивать
,различать, анализировать .
-работа с разными источниками информации, первоисточником .
-анализ музыкальных произведений
Задачи: 1.Постановка учебной ситуации. 2.Выход на учебное затруднение -учебная задача. 3.Через групповой форму работы с использовании частично поисковый метода.
Музыкальный материал:
Фрагменты из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”: Персидский хор (из 3-го д.), Фрагмент из оперы М.П.Мусоргский «Хованщина» пляска персидок. Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада (1часть, фрагмент).

Оборудование:
-портреты русских композиторов, раздаточный материал. - компьютер, медиа-проектор; - дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды на тему “Древний Восток”, слайд с программным вступлением “Особенности восточной интонации”).
Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

универсальные

учебные действия

Наглядны

й материал

Этап №1.

Музыкальное

приветствие.
«Мы урок начнем с музыкального приветствия: «Здравствуйте ребята!» Поприветствуйте пожалуйста, наших гостей, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу». Ребята в унисон поют музыкальное приветствие: «Здравствуйте»
Коммуникативные
-планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Этап №2.
Сегодня мы будем работать по группам, и группы у нас будут называться музыкальными нотками: 1группа-нота «до»; 2группа - нота «ми»; 3группа - нота «соль». В каждой группе вы должны выбрать Ученики рассаживаются по группам и выбирают капитанов. Мотивировать учащихся к изучению темы.
капитана.
Этап № 3.

Первое задание

творческое работа:
собрать пазлы и понять что изображено. (Восток) Учащиеся собирают пазлы и дают ответы: орнаменты напоминающие искусство Востока, рисунки яркие напоминают украшение зданий, одежды народов Востока.
Познавательные:
- сравнение, обобщение; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Картинки вывешиваю тся на доску.
Этап№4
. Какие ассоциации у вас возникают с Востоком -орнамент; -танцы; -базары; -музыкальные инструменты; -песни; -сказки. Учащиеся рассуждают.
Этап №5.
Посмотрим на географическую карту и определим, где находится Восток и какие страны расположены там. Учащиеся говорят, показывают на карте.

Этап №6.

Дадим понятие

Восток. Восток-это

сторона горизонта

по отношению к

России.
Страны, которые находятся близко на востоке к России называются странами Ближнего Востока. (Турция, Иран, страны Кавказа , Саудовская Аравия и т.д). Народы населяющие данный Восток- турки, арабы, персы(иранцы), цыгане,армяне,грузи ны и т.д) А те, кто находятся далеко-страны Дальнего Востока(Япония).Ре бята ,я хочу спросить вас : «А почему Восток так привлекал русских композиторов? Правильно. Давайте еще раз убедимся в этом прочитав стихотворение про Восток. Дети рассуждают. Дети осознано читают и определяют о чем идет речь Потому что красив загадочный и сказочный. На доске приклеиваю тся слова
Этап №7.
Посмотрите перед вами три русских композитора. -Скажите, как их творчество связанно Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Познавательные:
-постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные:
Портреты русских композитор ов.
с Востоком? -Какая связь русских композиторов и восточных мотивов?
Проблема :

восточная музыка

и русские

композиторы.
Но, так как мы с вами рассматриваем портреты русских композиторов и искусство Востока, то и тема нашего урока будет звучать – «
Восточные

мотивы в

произведениях

русских

композиторов».

Какие задачи мы

поставим:

1.Будем слушать

музыкальные

произведения ;

2.Искать мотивы

восточных мелодий

в разных

музыкальных

жанрах: опере,

сюите, хоре, танце.
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
М/П -
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности
Этап № 8.

Задание №2
для групп. Каждой группе дается задание по творчеству композитора. Работают по плану: 1.Фамилия, имя, отчество; 2.Годы жизни; 1.Композитор Михаил Иванович Глинка; 2.Композитор Модест Петрович Мусоргский; 3.Композитор Николай Андреевич Римский-
Познавательные:
- сравнение, обобщение; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
-фиксирование индивидуального затруднения в
3.Какие произведения были созданы композитором; 4.Произведения с восточными мотивами 5.Музыкальный восточный инструмент. 6.Анализ музыкального произведения (особенности мелодического рисунка). Корсаков. Учащиеся ищут информацию самостоятельно об этих инструментах. пробном действии; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Внимание! При отчете каждой группы вы, ребята должны информацию запоминать. Глинка М.И Мусоргский М.П Римский-Корсаков Н.А Видео показ отрывка из оперы «Руслан и Людмила»: -хор «Ложится в поле мрак ночной»; -восточные танцы в замке Черномора (турецкий , арабский, лезгинка) Создать условия для усвоения обучающимися понятий: опера, хор, увертюра, контраст.

Этап №9 .

А сейчас для вас

музыкальная пауза

(выступление детей

с восточным

танцем)

разминка элементы

восточного танца

Этап №10.
Какие новые музыкальные термины вы услышали? (ария, опера, каватина, сюита». Прочитайте и приклейте в тетрадь на обложку. Это будут наш музыкальный словарь. Учащиеся читают:
Опера-
это вокально- театральный жанр в музыке;
Ария-
вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом в опере, оперетте , оратории или кантаты.
Каватина-
небольшая лирическая оперная ария.
Сюита-
это жанр инструментально й музыки, состоящий из разных частей, объединенных общим художественным замыслом.
Симфония-
музыкальное произведение для оркестра в 3-х или 4-х частях.
Коммуникативные:
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений.
Познавательные с

практической

деятельностью
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах; Словарь с понятиями (опера, симфония и т.д) Ребята, вы увидели восточные мотивы в произведениях Да
русских композиторов? А что послужило темой данных произведений : оперы, симфонии? Учащиеся: Русские сказки (А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», арабские народные сказки «Тысяча и одна ночь». Исторические события прихода Петра 1 к власти (в опере «Хованщина»)
Предметные:
- знание основных закономерностей музыкального искусства (опера, ария, речитатив, музыкальная драматургия, контраст); - освоение начальных форм познавательной деятельности
Регулятивные:
-развитие умения осмысливать полученную информацию
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше на следующих уроках.
Этап№11 .

Подведение

итогов :
В чём особенность восточных интонаций? Чем отличаются восточные интонации от русских? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? -многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие ; -мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент; – часто
Познавательные:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности и личностной рефлексии; -самооценка своих музыкально- творческих способностей; -творческая переработка изученной
Какие музыкальные произведения на восточные темы ты знаешь? Мы достигли цели урока и выполнили поставленные задачи? встречается мелодия плавная покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот, напоминает бурный восточный темперамент – с резкими акцентами на сильной доле, напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин; -характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов информации
Личностные:
-самооценка на основе критерия успешности; -адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные:

-
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Этап №12.
Для того, что бы закрепить умение определять восточную музыку, проведем музыкальную викторину вам нужно прослушать Учащиеся, слушая музыку, определяют её.
Предметные
: Систематизировать умения определять музыкальные произведения
Регулятивные
Осуществлять самоанализ деятельности
музыку и определить
Этап №13
. Самооценка учащихся
Этап№14.

Домашнее задание.
1.Нарисовать любой эпизод из музыкального произведения . 2. Прослушать понравившееся музыкальное произведение русского композитора. Учащиеся записывают задания.
Предметные:
-закрепление представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно- нравственном развитии.
Личностные:
-реализация творческого потенциала в процессе выполнения домашнего задания;
Метапредметные:
- поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах; - умение находить информацию и осмысливать её;
Спасибо за урок .До

свидания.
До свидания.
Личностные:

-
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.