"Весна в лесу"

Автор: Абдлахатова Гульсина Сибагатулловна
Должность: логопед
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 31
Населённый пункт: г Копейск
Наименование материала: Конспект итегрированного логопедического занятия. "Весна в лесу"
Тема: "Весна в лесу"
Дата публикации: 22.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 Конспект интегрированного занятия
Тема: «Весна в лесу»


Цель
: 1. Пополнение и уточнение словаря по лексической теме «Весна»; 2. Совершенствование эмоционально-волевой сферы дошкольников
Задачи:
 Создание положительного эмоционального настроя.  Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивных проявлений.  Развитие эмоционально-выразительных движений.  Развитие слухового внимания, памяти, восприятия.  Развитие чувства собственного тела.  Развитие произвольности и самоконтроля.  Пополнение и уточнение словаря по лексическим темам теме «Весна», «Первые весенние цветы».  Развитие диалогической речи в беседе по пейзажной картине.  Упражнение в образовании относительных прилагательных от названий деревьев.  Упражнение в согласовании прилагательных с существительными вроде, числе, падеже.  Закрепление названий первых весенних цветов.  Упражнение в образовании множественного числа существительных родительного падежа.
Оборудование:
сюжетная картина «Весна в лесу», картинки с изображением деревьев (дуб, береза, липа, ель, сосна, рябина, липа), веток с листьями, первых весенних цветов (подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, ландыш), чудесные мешочки, шишка, мох, тополиная ветка, кора дерева, земля, парные картинки (солнце - капель, сапоги - лужи, грач - червяк, проталина - подснежник, почки - листья, птицы - гнездо, ручей - бумажный кораблик).
Лингвистический материал
:  существительные: весна, проталины, ручьи, лужа, почки; мать - и - мачеха, подснежник, медуница, одуванчик, ландыш; береза, липа, сосна, ель, осина, дуб, ива, клен;  прилагательные: липовый, берёзовый, кленовый, дубовый, еловый, сосновый, рябиновый, осиновый; твердый, мягкий, шершавый, гладкий, приятный, овальный, колючий, прямоугольный;  глаголы: наступать, набухать, пригревать, таять, капать, появляться, набухать,
Ход занятия

I.

Организационный момент.


Психолог
: Здравствуйте ребята. Сегодня нас ждёт необычное путешествие. Послушайте стихотворение и скажите, куда мы с вами сейчас отправимся? «Собирайтесь скорее В необычный поход. Ждут вас тайны лесные, Вдаль дорожка зовет».
Дети:
В лес.
II.

Основная часть.

Виброгимнастика (
техника на основе резонанса и вибраций).
Психолог:
А отправимся мы с вами туда на весёлом поезде. Я буду паровозом, а вы - вагончиками. Сначала надо построить паровозик и вагончики! Возьмите в руки молоточки, стройте каждый свой вагончик. (Дети постукивают себя пальчиками по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам.) Хорошо! Помогите своему соседу построить вагончик. (Дети поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальчиками и кулачками по спине соседа, стоящего впереди) Хорошо! А теперь помогите соседу с другой стороны. (Дети поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение.) Хорошо! (2-3 мин.)
Психолог
: Новые вагончики надо покрыть краской, чтобы они были красивые. Закройте глаза, постарайтесь увидеть тот цвет, в который вы хотите покрасить свой вагончик. Красим! (Проводят руками по телу с головы до пяток .) А теперь — посушим краску. Давайте подвигаемся, чтобы краска быстрее высохла. Сначала посушим верхнюю часть вагона. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.) А теперь - все остальное. (Дети трясут руками, часто топают ногами, подпрыгивают, хлопают себя по ногам.) Хорошо! Повернитесь лицом в круг, посмотрите друг на друга. Вы построили очень красивые новенькие вагончики. Теперь можно отправляться в путь. (Дети встают в затылок друг другу, кладут руки на плечи впереди стоящему.)
Психолог:
Паровозик отправляется с третьего пути! Просим пассажиров занять свои места! Чух - чух, чух - чух, наш паровозик тронулся! Поехали! (Психолог ведет колонну «змейкой», все продвигаются, часто топая ступнями.)
Загудел паровоз, Он вагоны повез. Новенький, блестящий, Совсем как настоящий! У-У-У-У! ( Дети выполняют звуковибрационное упражнение со звуком \ у \, поколачивая по груди кулачками в области вилочковой железы круговыми движениями слева направо.) Хорошо! (2-3 мин.)
Психолог
: Наши пассажиры в поезде сидят. Все с интересом в окошечки глядят. Давайте превратимся в пассажиров и сядем в вагончики! Наш поезд едет по кочкам, по кочкам. (Дети выполняют вибрационное упражнение: поднимаются на носочки и опускаются резко вниз .) Затрясло вагончик на повороте. (Дети выполняют вибрационное упражнение: быстро покачиваются вправо — влево.) (Упражнение повторяется 3 раза.) Хорошо! (2-3 мин.)
Психолог:
Вот мы с вами и в лесу. Что-то никого не видно, давайте ребята позовём кого-нибудь.
Дыхательное упражнение «В лесу».
Психолог и дети садятся на корточки, обхватывают колени руками и со звуками «а..а..а», потом «у…у…у», произносимом на одном дыхании, начинают медленно вставать, поднимая вверх руки. Громкость произносимого звука увеличивается по мере того, как участники встают и поднимают руки. Упражнение следует закончить, резко опустив руки на выдохе.
Выходит лесовик (логопед).
Слышу! Слышу! Здравствуйте ребята. А вы знаете кто я? Я, хозяин леса - старик, Похож на гриб боровик. Шапочка на мне, да кафтан. В лесу найду каждый капкан, Знаю каждый уголок и тайник, А зовут меня…. (Лесовик) Психолог принимает участие в проведении игр и бесед. Лесовик (логопед) подводит детей к выставке с репродукциями, на которых изображена весна. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи, Ты же видишь: мы свои! В какой лес вы пришли?
Дети
: В весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий.
Лесовик (логопед)
: Какое время года изображено на картине?
Дети
: Весна.
Лесовик (логопед)
: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето? Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
Лесовик (логопед)
: Теперь и я вижу на всех картинах улыбку весны. Ребята, послушайте стихотворение: Льдины звонкие разбились И поплыли по реке. И сережки распустились На осине и ольхе. Золотятся нежно ивы, Посветлели их стволы. На сосне блестят красиво Капли крупные смолы. Набухают соком почки, Скоро снег растает весь, И зеленые листочки Молодой украсят лес!
Лесовик (логопед)
: О каких признаках весны говорится в стихотворении? О каких деревьях говорится в стихотворении? Найдите эти деревья и подбегите к ним.
Лесовик (логопед)
: Молодцы. В лесу растет ни одно дерево, а много….чего?
Дети:
Много деревьев.
Лесовик (логопед)
: Посмотрите на наши деревья. что есть у деревьев, какие части?
Дети:
У деревьев есть корни, ствол, ветки, почки (листочки).
Лесовик (логопед)
: Молодцы! В лесу можно найти много веточек от разных деревьев. Сейчас мы с вами соберем букет из веток. Каждый из вас найдет веточку и скажет, с какого она дерева.
Игра:
«Собери букет»
Дети под музыку находят веточки, листочки и встают в полукруг. Лесовик спрашивает у детей кто нашел какую веточку.
Ребенок:
Я нашел ветку от клена, дуба, березы, рябины…
Лесовик (логопед)
: Значит ты нашел какую веточку?
Ребенок:
Я нашел кленовую ветку, дубовую ветку, березовую ветку…
Лесовик (логопед)
: Молодцы!
Лесовик (логопед)
: А что еще растет в лесу, кроме деревьев?
Дети:
Цветы, кустарники.
Лесовик (логопед)
: А какие цветы мы увидим в весеннем лесу?
Дети:
Подснежник, одуванчик, мать - и- мачеха, ландыш.
Лесовик (логопед)
: Молодцы. В лесу растут подснежники, мы увидели много чего?
Дети:
Подснежников.
Лесовик (логопед)
: В лесу растут одуванчики, мы увидели много чего?
Дети:
Одуванчиков.
Лесовик (логопед)
: В лесу растут ландыши, мы увидели много чего?
Дети:
Ландышей
Лесовик (логопед)
: Молодцы ребята, много знаете. Но я для вас приготовил испытания, чтобы проверить, можно ли пускать вас в свой лес. Попробуем их пройти?
Игра «Составь парочки»

Лесовик (логопед)
: Ребята, пока звучит музыка возьмите по картинке. Как только музыка перестанет играть вы быстро находите себе пару. Объясните свой выбор. Детям предлагаются картинки, из которых необходимо составить пары ( солнце - капель, сапоги - лужи, грач - червяк, проталина - подснежник, почки - листья, птицы - гнездо, ручей - бумажный кораблик). Дети находят пару и объясняют (например: Наступила весна и в лесу расцвел подснежник).
Игра «На ощупь»

Лесовик (логопед):
Ребята, определите, что лежит у меня в чудесном мешочке? Какой это предмет по форме? Какой он на ощупь?
Психолог:
какие чувства ты испытываешь? Лесовик предлагает детям обследовать на ощупь предметы, лежащие в мешочке, — ветки деревьев, шишки, кусочки коры, мха — и называть их. Дети нащупывают предмет и отвечают на вопросы: Какой предмет по форме? Какой на ощупь? (гладкий – шершавый, твердый – мягкий) Какие чувства испытываешь?
Игра «Что я слышу»

Лесовик (логопед)
: А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Лесовик прячется за ширмой и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы: изображает скрип дерева, бросает шишку, надламывает толстые и тонкие веточки, имитирует звук капели. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Игра «Чем пахнет»

Лесовик (логопед):
Ребята, попытайтесь по запаху определить что в мешочке?
Психолог
: Какой запах, какие ты испытываешь чувства? Лесовик достает два мешочка. Дети закрывают глаза и пытаются по запаху определить их содержимое.
Лесовик (логопед):
В первом мешочке — набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке — земля. Как она пахнет после освобождения от ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего огорода.
Лесовик (логопед):
Молодцы! Справились с заданиями. А теперь давайте я превращу вас в разные растения леса.
Психолог:
Не надо, лесовик, нас превращать, мы сами умеем превращаться в лесные растения.
Игра – импровизация
: В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, кустарник. Выберете растение, которое вам больше всего нравятся. Ребята вокруг себя покружились в деревья, кусты, цветы превратились. Все растения расправили свои нежные листочки, протянули свои веточки и стебельки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло. Улыбнулись растения солнышку. Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил растениям поиграть. Удивились растения, но согласились. Закачали растения своими веточками и стебельками, сначала совсем тихо, потом всё сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун-ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились растения. Обняли себя веточками, чтобы согреться. А тут ещё дождь закапал, вымокли растения до последней нитки. Повисли ветви, как плети. Испугался ветер, что растения могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и растения радостно вздохнули. А теперь все вокруг себя покружились, в мальчиков и девочек превратились. Лесовик благодарит ребят и дарит им подарок.
Психолог:
А теперь лесовик мы для тебя приготовили сюрприз.
Музыкальная игра «Живой оркестр».
Давайте передадим наше весеннее настроение звуками, которое может изобразить наше тело. Какие это звуки? (Хлопки, топанье, щёлканье пальцами, цоканье языком, губами.) Только не повторяться!
III.

Итог.


Психолог:
Нам пора прощаться.
Упражнение «Лучики»:
Дети и взрослые встают в круг протягивают в середину руки - лучики доброты.
Психолог:
Пассажиры занимают свои места в вагончиках, и наш поезд отправляется в детский сад. До свидания!

Используемая литература:
1. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 96 с. 2. Антистрессовая гимнастика для детей. Ч. 1/ О.И. Артюкова, Т.В. Теличко – Самара: издательство «НТЦ», 2003 – 48 с. 3. Логопедия : Преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников : [Кн. для логопеда] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург : Литур, 2003. — 316 c 4. Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008 – 48 с.