"Умелые ладошки"

Автор: Мельничук Ирина Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №79
Населённый пункт: город Комсомольск -на - Амуре
Наименование материала: Программа по пластилинографии для детей с диагнозом ДЦП.
Тема: "Умелые ладошки"
Дата публикации: 23.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79


Кружковая работа по пластилинографии «Умелые ладошки»
Разработала воспитатель: Мельничук Ирина Степановна г. Комсомольск – на – Амуре 2016год
Кружковая работа по пластилинографии «Умелые ладошки» "Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой". ВЛ. Сухомлинский. Календарно – тематический план занятий по пластилинографии с детьми средней группы №12 «Фиалки», с диагнозом ДЦП. Месяц / Неделя Тема Программное содержание Сентябрь 1 неделя «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» Развивать мелкую моторику рук. Ознакомить детей с техникой пластилинографии. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Воспитывать самостоятельность. 2 неделя «Цветы» Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: отщипывание, раскатывание, прикладывание, прижимание. Воспитывать самостоятельность. 3 неделя «Осеннее дерево» Развивать мелкую моторику рук. Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить их создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. 4 неделя «Осенний лист» Развивать мелкую моторику рук. Учить детей и родителей приему «вливание одного цвета в другой». Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. Октябрь 1 неделя «Вылепи игрушку» Развивать мелкую моторику рук. Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использование: отщипывание, раскатывание прикладывать к трафарету, прижимать. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность. 2 неделя «Вылепи игрушку» Развивать мелкую моторику рук. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Воспитывать самостоятельность. 3 неделя «Кисть рябины» Развивать у детей образное восприятие; эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики. Воспитывать самостоятельность. 4 неделя «Корзина с ягодами» Формировать у детей обобщенное понятие о ягодах. Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. Ноябрь 1 неделя «Грибы – грибочки выросли в лесочке» Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Воспитывать самостоятельность. 2 неделя «Медведь» Развивать цветовосприятие. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. 3 неделя «Дикие животные» Развивать цветовосприятие; мелкую моторику. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Воспитывать самостоятельность. 4 неделя «Птицы» Развивать цветовосприятие. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Декабрь 1 неделя «Снежинка» Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде
как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно – творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. Воспитывать самостоятельность. 2 неделя «Новогодние шары» Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. 3 неделя «Елка» Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации); закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию;добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки); использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. Воспитывать самостоятельность. 4 неделя «Зима в лесу» Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года. Январь 2 неделя «Снеговик» Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. 3 неделя «Живые яблочки на веточках» Развивать цветовосприятие. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать самостоятельность. 4 неделя «Клубочки для котенка» Развивать мелкую моторику рук. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей сворачиванию длинной колбаски по спирали. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Февраль «Три поросенка» Развивать моторику пальцев рук.
1 неделя Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика. Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. 2 неделя «Цыпленок» Развивать мелкую моторику рук. Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина; учить детей и родителей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. 3 неделя «Самолет летит» Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками – иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости. Воспитывать самостоятельность. 4 неделя «Рыбка в аквариуме». Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи, учить работать с силуэтами (рыбок), убирать лишний пластилин стекой, не заходить за контурную линию. Закрепить знания о строение тела рыбы. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Март 1 неделя «Цветы для мамы» Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные. Формировать композиционные навыки. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. 2 неделя «Фиалки» Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. 3 неделя «Уточка с утятами» Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Вызвать интерес к миру природы, формировать
реалистическое представление о ней. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность. 4 неделя «Укрась посуду» Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Апрель 1 неделя «Подснежники» Развивать мелкую моторику рук; воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники); осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, примазывания; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность. 2 неделя «Машины» Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. Воспитывать желание доводить начатое до конца. 3 неделя «Слон» Развивать формовосприятие, мелкую моторику рук. Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность. 4 неделя «Жираф» Развивать мелкую моторику рук. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. Май 1 неделя «Божьи коровки на ромашке» Формировать интерес к окружающему миру. Реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Воспитывать самостоятельность. 2 неделя «Цветы в траве» Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова; обучать детей и родителей к приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать. Воспитывать самостоятельность. 3 неделя «Одуванчики» Развивать пространственные представления, композиционные навыки. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений в нетрадиционной
технике исполнения — пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы. 4 неделя «Бабочка» Развивать мелкую моторику рук; способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; продолжать знакомить детей и взрослых со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; укреплять познавательный интерес к природе. Воспитывать самостоятельность. Оформление выставки для родителей. Показать родителям результаты деятельности кружка «Умелые ладошки»
Работы детей.

Работы детей.





Педагогическая диагностика
Анализ продукта деятельности
Форма:
3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдается, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение предано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась. Части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
Композиция:
3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении на листе есть значительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
Цвет:
3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету: изображение выполнено в одном цвете.
Ассоциативное восприятие пятна
3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линии. Анализ процесса деятельности
Изобразительные навыки:
3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности:

3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого, критично оценивает свою работу; заинтересован заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого; неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества:
3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами; самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращаться редко; оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
ШКАЛА УРОВНЕЙ

0-8 баллов – низкий уровень

9-16 баллов – средний уровень

17-21 балл – высокий уровень
Диагностика.