"Формирование УУД младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Автор: Огарь Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Поспелихинская СОШ№1"
Населённый пункт: Алтайский край,с Поспелиха
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование УУД младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"
Дата публикации: 23.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Номинация: опыт использования технологий формирования

предметных, метопредметных, личностных результатов школьников

Формирование

УУД

на

уроках

русского

языка

и

литературного

чтения

в

начальной

школе

(из опыта работы)

Огарь Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

Внедрение стандартов второго поколения повлекли за собой изменение целей образования. Одним из важных моментов реализации ФГОС –это формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных задач; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. На примере области «Филология» поделюсь опытом работы в данном направлении. В 2014 году перейдя на обучение по новым стандартам, передо мной возник вопрос. Как правильно построить урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и УУД. Проектируя урок на формирование УУД , использую главное средство обучения учебник, так как на сегодняшний день он является основным источником получения знаний. Работая по УМК «Начальная школа 21в» хочется отметить преимущество учебников
.
В учебно-методическом комплекте предлагаются следующие задания и упражнения, направленные на формирование УУД. Предмет УУД Виды заданий Русский язык, 2 кл.
Познавательные УУД
умение выделять общее и различное в изучаемых объектах Слова школа и школьник однокоренные. Школьник — это тот, кто учится в школе. Назови общий корень слов. Назови два отличия между словами школа и школьник. Литературное чтение , 3кл
Регулятивные УУД
целевая установка к чтению: рубрика «Обрати внимание» Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, врагами русской земли. Герои
былин – богатыри – наделены необычной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием. Ты прочитаешь былины и узнаешь, какие были на Руси богатыри, какие подвиги они совершали, как к своим героям относился народ. Литературное чтение, 2кл.
Коммуникативные

УУД
умение строить монологическое высказывание Прочитай сказку «Зимовье зверей», перескажи сказку по плану: Побег из дома – Летом в лесу – Жизнь в избушке – Незваные гости. Литературное чтение , 2кл.
Личностные УУД
умение соотносить поступок с моральной нормой, оценивать чужие поступки Прочитай рассказ В.Осеевой «Сыновья». Ответь на вопрос: Подумай, почему старичок увидел только одного сына? Каково было остальным матерям? Содержание учебной информации способствует тому, что ребёнок учится учиться. Но одного содержания недостаточно. Для формирования УУД в основе каждого урока, любого типа должен лежат системно- деятельностный подход. Правильная организация деятельности учащихся на каждом этапе урока, с применением разнообразных современных педагогических технологий способствует формированию УУД младших школьников. Приведу примеры использования различных педагогических технологий на разных этапах урока способствующих формированию УУД. Так, например, на уроке русского языка,2кл. по теме «Учимся различать предлоги и приставки», реализую
технологию проблемного обучения

использую
приём «Знаю- Хочу узнать – узнал».
В основе этого приёма лежит 3 фазы: вызов, осмысление и рефлексия. Данный приём реализуется на нескольких этапах урока. Так на этапе актуализации знаний дети определяют уровень своих знаний. Что они знают (детей оформляются в виде таблицы). На этапе Выявление места и причины затруднения. У детей возникает проблема. Те знания, которые у них есть, они недостаточны, нужно изучить новое, чтобы выполнить задание. Спиши предложение. Лодка (от)плыла (от)берега. У детей пробуждается интерес к изучению новой информации. Ставится учебная задача: Найти способ отличия приставки от предлога. На следующем этапе реализация построенного проекта. После наблюдения над предложением в учебнике. Машина поехала по широкой дороге. У детей формулируется вывод, который даёт ответ на главный вопрос. (таблица заполняется до конца). Через данный приём у учащихся формируются:
ПознавательныеУУД
: умение определять уровень собственных знаний, умение анализировать информацию, находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
РегулятивныеУУД
: учатся сравнивать, обобщать, наблюдать, развиваются умения оформлять таблицу.
КоммуникативныеУУД
: учатся действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
ЛичностныеУУД
: сохраняют мотивацию к учёбе, проявляют интерес к новому учебному материалу.
На этапе изучения нового материала применяя технологию проектного

обучения можно использовать приём «Своя опора».
Урок русского языка по теме «Учимся писать слова с ъ и ь», 2кл. Ребята работают в группах. У каждой группы на листочках слова с ъ и ь. даётся задание. Попробуйте найти объяснение правописания ъ и ь знака в словах. Выведите правило и смоделируйте его. Данный приём формирует следующие УУД:


Познавательные
: умения выделять главную мысль, умение устанавливать связи между объектами, уметь представлять информацию с в свернутом виде.
Регулятивные
: учатся сравнивать, обобщать, наблюдать, развиваются умения оформлять схемы- опоры.
Коммуникативные:
учатся работать в группе, выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблем.

Личностные
: сохраняют мотивацию к учёбе, проявляют интерес к новому учебному материалу. Учатся высказывать своё мнение и выслушивать мнения других, оценивать их. Проектное обучение-это базовая образовательная технология, при которой все учащиеся оказываются, вовлечены в активный процесс познания. Работая над учебными проектами, учащиеся самостоятельно добывают информацию, систематизируют, обобщают её. При выполнении заданий каждый ребёнок может проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле свое деятельности. Примерами уроков, на которых осуществляется проектная деятельность, являются следующие: «Фразеологизмы», «Однокоренные слова», «Народная сказка». Дети создают такие проекты: «Фразеология в рисунках», «Дерево однокоренных слов», «Сходство и различие в народных сказках». Выполняя эти проекты у некоторых ребят, они перерастают в исследовательские работы, с которыми дети выступают на различных научно- практических конференциях разных уровней. Так появились исследовательские работы «Сравнительный анализ народных сказок о животных», «Образ кошки в произведениях С.Я. Маршака». В результате использования технологии проектного обучения в учебном процессе у младших школьников формируются:
В сфере личностных УУД:
 развитие познавательных интересов, учебных мотивов;  формирование самооценки;  развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.
В сфере регулятивных УУД:
 умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи;  составление плана работы и следование ему по достижению цели;  сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;  понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;  оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос.
В сфере познавательных УУД:
 умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель;  умение выдвигать гипотезы и их обосновывать;  предполагать, какая информация нужна;  отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники;  сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет).
 сравнивать, обобщать, делать выводы.
В сфере коммуникативных УУД:
 умение работать в группе;  умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;  умение участвовать в коллективном обсуждении;  умение задавать вопросы;  умение выражать мысли. Поделюсь опытом работы по формированию УУД используя информационные технологии с помощью метода интеллект- карт. Этот метод представляет собой изображение информации в готовом виде. Создал её Тони Бьюзен, известный писатель и ученый, который в своё время старался ответить на вопрос «Как научить учиться?». Автор этой технологии утверждал, что строгих правил построения интеллект карт нет. Можно выстроить свой стиль, менять можно все лишь бы мышление было продуктивным. Этот метод характеризуется тремя основными свойствами:  наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом;  привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно;  запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Алгоритм построения интеллект-карт.
1. Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные карандаши, фломастеры. 2. Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или, слово, обозначающее тему, проблему урока(центральное понятие). 3. От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки. 4. От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий. Этот метод можно использовать на любом уроке и на всех этапах урока. Так, например, при анализе произведения, на уроке литературного чтения, 2кл. К.Ушинского «Плутишка кот» рисуя портрет главного героя, учащиеся в середине листа изображают его. Далее ребёнок составляют план текста, используя графические средства. На рисунке этот план представлен в
виде разветвлённой структуры карты с опорными словами: проделки, внешний вид, характер, поведение. Под ними дети раскрывает персонаж и содержание произведения. Описывая портрет, учащиеся работают с текстом, выбирают ключевые слова. Заполняя карту, используют не только слова, но и рисунки, картинки. Применение такого метода даёт возможность ребёнку глубоко проанализировать текст, осознать смысл прочитанного. Графическое изображение даёт возможность научиться устанавливать смысловые части текста. Дети учатся пересказывать, выделять главные ключевые слова. Систематизировать и группировать информацию. Они лучше запоминают текст. Этот метод можно применять и на этапе целеполагания. На ватмане пишется тема урока, формулируются главные ключевые вопросы в рамках темы. Постепенно при изучении материала, вместо вопросов лист заполняется информацией. Это может происходить по ходу урока или через организацию д/з . Такая карта становится информативной. На уроке экономится время, так этап целепологания сужается и занимает меньше времени. А ребёнок четко видит какие блоки этой темы не раскрыты , видит то что уже изучили, и чётко осознаёт чему он ещё должен научится. Использование ителлект- карт на уроках формирует у учащихся следующие УУД
:
 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;  знаково-символические моделирование–преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;  умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Таким образом, в результате использования различных современных педагогических технологий в образовательном процессе, эффективно
формируются УУД обучающихся, у детей развивается умение учиться, которое является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС.