"Возрастные особенности детей на занятиях физической культурой".

Автор: Кульбацкая Любовь Дмитриевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 3"
Населённый пункт: г. Владивосток Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Возрастные особенности детей на занятиях физической культурой".
Дата публикации: 26.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Возрастные особенности детей на занятиях физической

культурой.
I. Предисловие. Эффективность работы учителя физической культуры целиком зависит от правильного учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Определяя значение и изучение возрастных особенностей детей, П.Ф. Лесгафт писал: «Что за воспитание будет без знания строения и отправления воспитуемого организма, без поточного определения внешних влияний на него? Какую пользу может принести эмпирическая и умозрительная педагогика без основного знания человеческого организма?» (П.Ф. Лесгафт. Собрание педагогических сочинений том 2, стр.274, М., 1952г.). Занимаясь физическими упражнениями с детьми различных возрастных групп, учитель должен знать состояние их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и соизмерять с этими данными назначаемые физические упражнения, и дозировку последних. II. Основные закономерности роста и развития подростка
.


а) Организму подростка присущи две основные закономерности: рост и развитие. Их необходимо знать для того, чтобы правильно и целенаправленно осуществлять физическое воспитание. Определять воздействие тех или иных физических упражнений и игр на юный организм, эти знания помогут подбирать наиболее эффективные движения для детей и правильно судить об их психическом и физическом развитии. Под ростом понимают в процессе развития увеличение организма, прирост массы. Растёт ребёнок беспрерывно, но не равномерно, и это является причиной изменений пропорций отдельных частей его тела. Рост происходит одновременно во всех тканях и органах, однако, с различной интенсивностью. Заканчивается он у девушек в 16-17 лет, у юношей в 19-20 лет. Говоря о развитии, имеется в виду совершенствование клеток человеческого организма, его тканей, органов и систем. Этот процесс беспрерывный: он происходит на протяжении всей жизни человека. Рост и развитие тем интенсивнее, чем младше ребёнок. Увеличение длины туловища постепенно замедляется в юношеском возрасте и ещё больше – в период окончания роста. Начальный рост,(при рождении) как правило, удваивается к 4,5-5 годам и утраивается к 14-15 годам. В младшем школьном возрасте длина туловища ежегодно увеличивается в среднем на 4-5 см. В период полового созревания – на 6-8 см.. Изучения анатомо-физиологических закономерностей роста и развития детей и подростков дало возможность научно обосновать возрастное распределение их на следующие периоды: 1)Новорождённость 2)Грудной возраст (младший и ясельный возраст). 3)Период молочных зубов (старший ясельный); дошкольный возраст (средний, старший).
4)Школьный возраст: детство (младший школьный возраст – от 7-10 лет), подростковый (отроческий) возраст (средний школьный возраст – от 11-15 лет); юношеский возраст (старший школьный возраст – от 16-18 лет). Каждому возрастному периоду свойственны свои количественные анатомические и физиологические показатели. Изменение этих показателей, характеризующих возрастные индивидуальные и групповые особенности людей, называется антропометрией. Основными антропометрическими показателями физического развития есть рост, масса, окружность грудной клетки, ширина плеч, жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ), а также сила мышц человека. Массу тела определяют на медицинских весах. Рост измеряют, на ростомере в основной стойке так, чтобы он касался его четырьмя точками: пятками, ягодицами, лопатками и затылком; голову держат в таком положении: внешний край глазниц и верхний край слухового прохода – на одной горизонтальной линии. Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой, накладывая её спереди – на уровне нижнего края сосков, сзади – под нижние углы лопаток. Правильная организация учебного процесса требует, систематического контроля за состоянием физического развития подростка, для планирования и применения оптимальных нагрузок. Они должны быть не стандартными, а строго дифференцированными, индивидуальными, учителю необходимо вести исследовательскую работу применительно к каждому ученику, отклонения от оптимального двигательного режима идёт в разрез с природой организма человека, вызывает снижение деятельности жизненно – важных систем. Для оценки физического развития подростка следует пользоваться условными нормами (стандартами), разработанными для определённых демографических групп детского населения. В таблице приведены границы нормальных величин массы тела (в кг) при разном росте (в см) у школьников 7-17 лет. В оз ра ст ле т мальчики Рост ниже среднего Масса тела Средний рост Масса тела Рост выше среднего Масса тела 1. 2. 3 4 5 6 7 7 8 9 10 11 12 113-117 118-123 122-127 129-134 132-137 135-142 15,4-27,6 17,3-29,4 18,1-33,1 22,4-36,2 22,6-40,7 24,9-46,0 118-129 125-135 128-141 135-147 138-149 143-158 21,6-27,9 24,1-31,3 26,1-34,9 30,0-38,4 32,1-40,9 36,7-49,1 130-135 136-141 142-147 148-153 150-155 159-165 25,1-37,9 29,0-41,1 37,1-46,7 35,7-49,5 37,0-55,1 44,8-65,1
13 14 15 16 17 141-148 148-154 151-158 163-167 164-170 27,9-47,4 35,3-54,1 38,5-61,3 45,8-66,0 48,8-74,7 149-165 155-170 159-175 168-179 171-183 39,3-53,0 45,4-56,8 50,4-62,7 50,8-78,0 54,7-85,6 166-173 171-177 176-182 180-185 184-190 49,4-86,9 52,8-71,6 57,5-79,8 79,0-84,8 65,6-91,5 В оз ра ст ле т девочки Рост ниже среднего Масса тела Средний рост Масса тела Рост выше среднего Масса тела 1. 2. 3 4 5 6 7 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 113-117 118-123 122-127 128-133 131-137 139-145 144-150 148-153 151-155 152-156 150-155 16,0-26,6 16,8-30,3 18,0-34,0 21,3-39,2 21,9-39,7 28,1-46,5 31,1-53,6 36,5-57,5 40,2-62,2 43,7-66,0 42,2-63,1 118-129 124-134 128-140 134-147 138-152 146-160 151-163 154-167 156-167 157-167 159-169 21,5-27,5 24,2-30,8 26,6-35,6 30,2-38,7 31,5-42,5 38,4-50,0 43,3-54,4 46,5-55,5 50,3-58,5 46,3-71,0 46,2-72,4 130-135 135-140 141-146 148-153 153-159 161-167 164-169 168-174 168-173 168-172 170-175 25,2-36,3 28,1-41,5 32,2-48,3 34,5-52,4 38,0-56,7 46,3-64,8 49,7-71,3 50,3-72,0 52,9-75,7 52,1-74,4 55,6-76,5 Результат деления цифрового выражения массы тела (кг) на цифру, соответствующую квадрата роста в метрах. Это называется ростовой индекс. (Физическая культура в школе №1 1996г. В.К. Велитченко кандидат медицинских наук, главный врач российского врачебно-физкультурного диспансера; И.А. Лазарева кандидат медицинских наук, заведующая отделением ЛФК; Т.А. Андрианова врач РВДФ) Средние данные позволили получить такие цифры (округлённо): 11 лет-18, 12 лет-19, 13-16 лет(мальчики)-20, 13-14 лет(девочки)-20, 17 лет(мальчики)- 21, 15-17 лет(девочки)-21. Сделайте простые арифметические подсчёты, если показатели больше приведённых на две единицы, то вес считается избыточным. Систематические и физические занятия способствуют нормализации веса. Но надо помнить, что рост увеличивается с возрастом и не всегда равномерно. С наступлением полового созревания с 11-12-15 лет (т.е. подростковый возрастной период) рост и развитие резко ускоряются. Отдельные части тела растут и развиваются не пропорционально: размеры головы с возрастом относительно уменьшаются, а абсолютная и
относительная длина рук и ног увеличивается. Неравномерно растут и развиваются внутренние органы. В росте и развитии подростков также наблюдаются половые различия. С 11-12 лет девочки растут быстрее. У мальчиков в период полового созревания (с 13-14 лет) темпы роста ускоряется. В 14-15 лет он почти одинаков у мальчиков и у девочек, а с 15 лет мальчики растут быстрее, и это преимущество роста у мужчин сохраняется в течении всей жизни. Как и рост, масса мальчиков и девочек до 10 лет примерно одинаковый. Начиная с 11-12 лет, и до 15 лет масса девочек становится большей, чем сверстников- мальчиков, что связано с развитием и формированием женского организма. После этого периода вследствие интенсивного роста и развития скелета и мышц масса мальчиков увеличивается быстрее и превосходит массу девочек. Окружность грудной клетки с 7 лет больше у мальчиков, а с 12 у девочек. До 13 лет она почти одинакова у тех и других(у девочек немного больше), а с 14 лет больше у мальчиков и эта разница в дальнейшем сохраняется и увеличивается. Учитывая всё сказанное, не нужно, однако, забывать, что деление на возрастные периоды условно – оно вытекает из необходимости обеспечить подростком такие условия жизни, питание и умственно – физической деятельности, которые соответствовали бы анатома – физиологическим возможностям подростковой группы. б) Психические особенности учащихся в 4-8 классах зависят от ряда причин. С 4 класса дети начинают изучать основы наук, овладение которыми требует от них более высокого уровня внимания, абсолютного мышления, волевых качеств, самостоятельности и организованности. Развитие организма десятилетних детей ещё не достигает уровня, свойственного подросткам, однако в процессе овладения учёбой программой у четвероклассников происходят сдвиги в психической сфере и уровень развития их психических функций приближается к подростковому. В физическом воспитании для учащихся 4-х классов интересен сам процесс выполнения упражнений, а не цели, которых нужно достигнуть. Они любят игры, в которых необходимо проявить смелость, ловкость, силу, любят соревноваться. Смена занятий вызывает положительные эмоции и концентрирует их внимание. У детей этого возраста заметны изменения в отношении к окружающим. Воздействие педагога оказывается более сильным, если оно опирается на поддержку коллектива, однако 10-ти летние ещё охотно принимают руководства старших – родителей, педагогов. В 5-6 классах у подростков начинают формироваться относительно устойчивые взгляды и оценки явлений окружающей действительности, критическое отношение к себе. На 11-12 летних школьников сильное влияние оказывает коллектив школьников. В этом возрасте стремятся завоевать авторитет среди товарищей, чувствительней и сознательней относятся к общественному мнению, руководствуются им в своём поведении.
Подростки, особенно мальчики 11-13 лет, не редко переоценивают свои возможности в двигательной деятельности. Неудачи или низкие результаты в различных видах физических упражнений могут вызвать у них отрицательные эмоции, нежелание заниматься физкультурой. Подростковый возраст – это период полового созревания, связанный с возникновением вторичных половых признаков, а также полового влечения в следствии выделение половых гормонов. Эти изменения в организме легко замечает сам подросток, осознавая их как показатель того, что он вступает в жизненный период, приближающий его к взрослому. Половое развитие мальчиков начинается обычно на два года позже, чем у девочек. Следовательно, к примеру, 13-ти летние мальчики и девочки стоят на разных этапах физического развития, что в какой-то степени может сказаться и на их психических переживаний. Значительно изменяется отношение к подростку со стороны взрослых, уже не считающих его «маленьким». Требования к нему в школе и семье повышаются, непосредственная опека к нему со стороны старших слабеет. Подросток 13-15 лет стремится упорядочить свои представления об окружающей действительности, о себе, определить цель жизни, представить себя взрослым, самостоятельным, начинает более серьёзно относиться к своим поступкам, своей деятельности. Он анализирует различные стороны жизни, опираясь только на свои силы и опыт, не терпит опеки, наставлений и поучений. Однако малый жизненный опыт, неумение оценить все стороны явлений приводят его к ошибкам, прямолинейности, нетерпимости. Старшие подростки могут противостоять мнению коллектива, если оно не соответствует их взглядам и требованиям. Несправедливость, бестактность взрослого вызывает отрицательное отношение подростка не только к нему, но и ко всему, что он делает и говорит. Если чувство взрослости не находят понимания у родителей и педагогов, могут произойти острые конфликты, нарушение дисциплины, которые объясняются стремлением подростка к самоутверждению. Старший подросток стремится в чём-то проявить себя. Он решителен, смел, энергичен, инициативен, жаждет деятельности. И если ему не удаётся отличиться в учёбе, в спорте или общественных делах, он пытается проявить себя «в смелых» поступках, в непослушании и нарочитой грубости. Такое поведение часто объясняется неблагоприятными условиями воспитания в семье: безнадзорностью, отсутствием единой воспитательной линии у родителей, отсутствием связей родителей со школой, непониманием ими своих детей (трудные подростки). Следствием плохой воспитательной работы в семье и школе является проявление несдержанности, грубости, негативизма – стремление не делать так, как требуют нормы поведения, или, ещё хуже, даже действовать вопреки требованиям родителей и педагогов. Такой негативизм можно иногда объяснить неуважением к подростку, когда например: от него требуют только беспрекословного послушания во всём или чрезмерно опекают, ограничивая
его самостоятельность, а иногда не правильных поучающих тоном родителей и педагогов и, наконец, тяжёлыми семейными условиями. Эти и некоторые другие особенности подростков создают определённые трудности в воспитательной работе с ними. Именно поэтому гарантия успеха является правильный педагогический подход. Подростковый период – это время, когда юная личность проявляет удивительную широту интересов. Её интересуют общественно – политическая жизнь, новейшие достижения науки и техники, новинки художественной литературы и кино и, конечно, спорт. Говоря об эмоциональной жизни подростков, необходимо отметить, что в этом возрасте иногда наблюдается повышенная возбудимость. Подростки часто проявляют большую страстность, когда, например, плохой поступок товарища, и подобные эмоции полностью оправданы. Однако иногда страстность подростка свидетельствует и о неумении сдерживать себя, о слабости самоконтроля. Так бывает, когда он, например, чрезмерной запальчивостью защищает своё мнение, резко выражает недовольство учителям. В чувствах подростка не редко наблюдается некоторая противоречивость. Он, например, может быть чувствительным и чутким, защищая младшего ученика, помогая старым и больным, и одновременно без какой – либо причины обидеть младшего, стараться причинить неприятности тому, кто почему-то не понравился ему. Тут на помощь формирующейся личности должны прийти педагоги и родители, умело направлять её эмоции. Итак, вышеуказанные особенности физического развития подростков следует обязательно учитывать при занятиях физическими упражнениями. III. Физическое воспитание подростков. а) В школе на уроках физической культуры. Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигаются чёткая постановка общей цели физического воспитания в школе, педагогическими задачами по освоению конкретного раздела или темы программы. К 11-12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазанье и т.д.. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решить учитель для подростков 13-15 лет, становится обеспечение всестороннего развития координационных(ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движения) и кондиционных (скоростно – силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способности учащихся, а также их сочетание. Также, в этом возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта(л. атлетика,
гимнастика, спортивные игры, единоборства, плавание). Углубляется знание по личной гигиене, влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма(дыхание, кровообращение, центральную нервную систему, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической культуры учитель должен обеспечить овладение учащимися организаторскими навыками проведение занятий в качестве командира отделения, капитана команды, содействовать формированию адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов самосовершенствования. В 5-9-х классах увеличиваются индивидуальные различия школьников. В связи с этим для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный подход к детям в зависимости от их индивидуальных особенностей – эффективный метод улучшения учебного процесса на уроках физической культуры для учащихся, имеющих низкий и высокий уровень физической подготовленности. Сущность индивидуального подхода заключается не в приспособлении содержания обучения к особенностям подготовки и развития отдельных учеников, а в поисках правильных путей и методов обучения. При выборе содержания и методов проведения урока необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности. Целесообразно проводить объединение параллельных классов для раздельного обучения мальчиков и девочек. Основная цель дифференцированного обучения на уроках физкультуры в школе заключается в том, чтобы обеспечить максимально - продуктивную деятельность каждого учащегося, дать оптимальный двигательный режим, полнее мобилизовать их способности. Определение максимальной величины нагрузки – одна из актуальных проблем в физическом воспитании детей. В отличии от предыдущей возрастной группы, в этот период применяется большее количество разнообразных методических приёмов, в соответствии с дидактическими принципами (последовательности, систематичности и индивидуализации) учитель должен приучать школьников к тому чтобы они выполняли задание на технику и тактику прежде всего правильно (адекватно и точно). Необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. Педагог должен умело переходить от методов стандартно – повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методу. В этот период развития координационных способностей необходимо органично сочетать с воспитанием скоростных, скоростно – силовых способностей, выносливости и гибкости. Учитель должен постоянно применять общеразвивающие и специальные упражнения на координацию движений и чередовать их с упражнениями, воздействующими на указанные
способности. Всё это в свою очередь, идёт к повышению к направленному развитию двигательных способностей. При осуществлении дифференцированного обучения на уроках физкультуры групповым методом перед учителем может возникнуть проблема: на основании, каких признаков формировать отделения? Что учитывать в первую очередь: показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки и т.д.), или двигательной подготовленности (сила, выносливость, скорость, ловкость)? В отдельных случаях дети с хорошим физическим развитием при проверке испытаний двигательной подготовленности показывают низкие результаты. Из своей практики пришла к выводу, что индивидуальное различие школьников наиболее полно проявляются в их физической подготовленности при комплектовании групп нужно в первую очередь учитывать данные двигательной деятельности детей. Индивидуальные особенности в более широком диапазоне проявляются в физической подготовленности, нежели в физическом развитии. Мнение исследователей и учителей – практиков в решении вопроса дифференцированного обучения при комплектовании групп различны. Но все приходят к единому мнению, что для дифференцированного обучения правильная методика комплектования учащихся на уроке имеет большое значение. Одним из перспективных методов это группировка учащихся по отделениям в зависимости от двигательной подготовленности, что обеспечивает доступные условия для владения учебным материалом. В более однородных по двигательной подготовленности в группах возникают более благоприятные возможности для взаимной помощи. Здесь оказывается более действенным стимул общей цели, на основе выраженных способностей и более близких интересов, чем в разнородных группах. Положительным фактором является также небольшие различия в темпах работы отдельных учащихся. Учителю легче составить задание для более однородных групп двигательной подготовленности. Дифференцированное обучение вовсе не отрицает фронтальной работы с классом. Класс, не смотря на разнородность подготовки должен оставаться единым коллективом. Ещё Ан Амос Каменский писал: «Необходимо, чтобы медленные ученики сливались с более быстрыми, более тупые с более умными, упрямые – с послушными, и учились бы по одним правилам и примерам». (Избр. пед. сочинение под редакцией А.А.Красновского Издательство «Просвещение», М., 1955; стр.229) Научные исследования и опыт работы учителей, показывает, что при дифференцированном обучении на уроках физической культуры с успехом применяются различные методы комплектования отделений. До сих пор не решён вопрос, какой из методов является более эффективным.
В подростковом возрасте целесообразно сочетать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитие двигательных способностей – формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность. Оценка успеваемости по физической культуре в 5-9 классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели (уровень знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знания и умения осуществлять физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов). Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих результатов и достижений одноклассников. Оценка должна стимулировать активность подростка интерес к занятиям, желание улучшить собственный результат. При оценке успеваемости, этого подросткового периода, где физическое и психическое развитие не адекватно, учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии своих двигательных способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведение здорового образа жизни. б) Для закрепления двигательных навыков и умений, приобретённых учащимися на уроках физической культуры для развития их физических качеств, поддержание определённого мышечного тонуса школьными программами предусмотрены домашние задания. Их выполнение должно органично сочетаться со всеми другими физкультурными средствами, которыми школа, родители, воспитатели групп продлённого дня, тренеры воздействуют на физическое развитие подростков. Родители знают, что учителя физической культуры задают их детям домашние задания. Эти задания могут быть как общими для всех учащихся класса, так и индивидуальными, в зависимости от общего физического развития того или иного подростка или его отдельного физического качества (быстроты, ловкости, силы и др.). подросткам, отнесенным к специальной медицинской группе (СМГ), учитель по совету врача рекомендует упражнения лечебной физкультуры; тем у кого обнаружено нарушение осанки назначает корригирующие упражнения. Родители должны знать «Путём непосредственного контакта с учителем физической культуры или из дневника», какие домашние задания по физической культуре дают детям, и следить, чтобы они обязательно выполнялись. В большинстве гимнастических, некоторых легкоатлетических игровых упражнениях, и единоборствах, заданных домой, можно совершенствоваться во время утренней гимнастики или физкультурных пауз – в процессе приготовления уроков. Более сложные упражнения следует выполнять после домашних заданий по общеобразовательным дисциплинам, желательно на свежем воздухе. Рекомендуется тратить на приготовление
домашних заданий по физической культуре примерно 20-40 минут. Дозируя упражнения, учитывают физическое развитие и подготовленность того или иного подростка, состояние его здоровья. Домашние задания даются по разделам: гимнастика, лёгкая атлетика, игры. В зависимости от климатических условий (лыжи, коньки, кросс, плавание). в) Опыт спортивной работы с детьми и подростками, наблюдение педагогов, тренеров доказывает: чем меньше дети, тем больше должен быть удельный вес в общей физической подготовке (ОФП) в их тренировке, а чем больше гармония благодаря ей достигнуто в развитии организма ребёнка в ранние годы, тем более будет больше возможности для формирования приспособленных изменений в организме для занятий определённым видам спорта. Расширение ОФП всегда положительно влияет на здоровье, а также на спортивные успехи подростков. Не следует очень рано суживать диапазон упражнений, потому-что тогда трудно будет выявить способности юного спортсмена. Данные комплексных научных исследований, многолетний опыт ведущих педагогов и тренеров свидетельствуют о положительном влиянии спорта на здоровье, трудоспособность общую активность, учёбу и поведение подростков. Систематические занятия спортом повышают антропометрические показатели развития подростков (длина тела, масса, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких, динамометрия кистей) однако повышение функциональных возможностей организма и высоких спортивных показателей можно достичь только в том случае, если в основу круглогодичного учебно–тренировочного процесса будут положены следующие принципы: 1)соответствие физических нагрузок возрасту; 2)сочетание всесторонней физической подготовки со специализацией в определённом виде спорта; 3)постепенное увеличение нагрузки; 4)рациональное чередование работы и отдыха. Нарушение этих принципов не только мешает достижению высоких спортивных результатов, но и может стать причиной отклонения состояния здоровья. При всём положительном влиянии правильно организованных занятий спортом нельзя забывать и о режиме подростка. Соблюдение режима не менее важно чем, тренировочные занятия. Спорт – действенное средство обучения и воспитания. Повышая работоспособность организма, он воспитывает настойчивость, собранность, инициативу, самостоятельность, внимание, интерес к занятиям, творческую активность, моральную стойкость.
Начинать систематические занятия по различным видам спорта подростки могут в школьных секциях и в ДЮСШ. Немаловажное значение имеют контакты родителей со школьными учителями физической культуры и тренерами ДЮСШ для определения вида спорта. Тут пригодятся и консультации врача. Тесная связь родителей с учителями физической культуры и тренером даст им возможность учитывать индивидуальные способности подростка при составлении домашнего режима (они различны для новичков и квалифицированных юных спортсменов), поддерживать не требования педагога которые обеспечивают единственное воздействие на подростка для достижения общей цели. Со своей стороны учитель физической культуры, тренер узнают от родителей, как ведут себя ученики вне школы, дома как относятся к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом. Став членом секции или учащимся ДЮСШ, подросток постоянно чувствует себя частью спортивного коллектива, успех которого зависит и от его усилий, от его личных успехов. Таким образом, учащиеся 4 – 8-х классов обучаются физической культуре в условиях школы, семьи и внеклассной сфере деятельности (секционные занятия, ДЮСШ). Особенности подросткового возраста требует учёта возрастных изменений, продвижения в учебных делах, избирательного отношения к школьным предметам, к общественным делам, мотивации учебно – физкультурной деятельности, поведения и внутри – коллективных общений. При изучении старших подростков необходимо сосредоточить внимание на перестройке ценностных ориентаций соответствующих чувству взрослости. Работая по данной схеме, преподаватель получит материал, достаточно для того, чтобы правильно проектировать личность подростка, предусматривать те сложности и трудности, которые могут возникнуть в процессе воспитания.
Литература.

1. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М; ФиС., 1972 год. 2. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. - М., «Просвещение», 1968 год. 3. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М., ФиС 1980 год. 4. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967 год. 5. Козлова О.В. Учитесь управлять. – М., 1974 год. 6. Белоусова В.В. Воспитание в спорте. – М., ФиС 1974 год. 7. «Физическое воспитание детей и подростков». Сборник трудов Выпуск № 1 Московский областной пединститут им. Н.К. Крупской. Б.Н. Никитский и др. М., 1973 год. 8. Физическая культура в школе № 1 – 4 М., «Школа – Пресс» 1995 год. 9. Волков В.М. Тренеру о подростке. – М., ФиС 1973 год. 10.Теория и методика физического воспитания: Учебник для института физической культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, - М., ФиС 1976 год. 11.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции (конспект лекций). – М., 1971 год.