"Рабочая программа для детей 2 младшей группы на 2016-2017 учебный год"

Автор: Одинцова Надежда Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Д/с 21 комбинированного вида
Населённый пункт: город Борисоглебск Воронежской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рабочая программа для детей 2 младшей группы на 2016-2017 учебный год"
Дата публикации: 26.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Борисоглебского городского округа Детский сад №21 комбинированного вида «ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ» Педагогическим советом Заведующая МКДОУ БГО протокол № 1 Детского сада №21 комбинированного вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

подготовительной группы №2

на 2016 – 2017 учебный год
Составители: Одинцова Н.В.– воспитатель ВКК. г. Борисоглебск 2016г 1

Содержание:

1.

Целевой раздел рабочей программы: - стр.2

1.1.
Пояснительная записка - стр.2-3
1.2.
Цель рабочей программы - стр.3
1.3.
Задачи программы - стр.3-4
1.4.
Принципы программы - стр. 4
1.5.
Нормативные документы - стр.5
1.6.
Возрастные особенности группы - стр.5-6
1.7.
Социальный портрет группы - стр.6
2.

Основной раздел рабочей программы: - стр.6 - 24

2.1.
Комплексно – тематическое планирование - стр.6-14
2.2.
Организация образовательной деятельности - стр.14
2.3.
Содержание образовательной деятельности - стр.15-16
2.4.
Парциальные программы - стр. 16-19
2.5.
Инновационные технологии - стр. 19
2.6.
Программа дополнительного образования «Истоки» - стр.19-21
2.7.
Организация и формы взаимодействия с родителями - стр.21-24
2.8.
Мониторинг результатов освоения программы - стр.22-24
3.

Список литературы - стр.23-24

4.

Приложения к программе - стр.24

1.1.

Пояснительная записка
2
Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса. Рабочая программа по развитию детей обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Содержание образовательного процесса во второй младшей группе выстроено в соответствии с программой "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
1.2.Цель рабочей программы:
• повышение социального статуса дошкольного образования; • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
1.3. Задачи рабочей программы:
*охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; *обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (В том числе ограниченных возможностей здоровья); *обеспечение преемственности цепей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; *создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 3
*объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; *Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок учебной деятельности; *обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; *Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическими физиологическим особенностям детей; *обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (Законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.4. Принципы рабочей программы:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; •. сотрудничество организации с семьей; •. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; • стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности; • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); • учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.5
.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными

документами
: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации 4
режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26. · Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". · Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "0б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
1.6. Возрастные особенности детей группы:
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной обществен- ной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разре- шается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятель- ности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим дей- ствиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших до- школьников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничива- ются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других ри- сунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Млад- шие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить про- стые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на раз- витие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограни- чена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятель- ность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в 67 пространстве группы детского сада, а при определенной организации обра- зовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за- помнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошколь- ного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе- направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способ- ны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развается воображение, которое особенно наглядно 5
проявляется в игре, когда одни объекты высту- пают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В резуль- тате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки соб- ственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Одна- ко уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные вза- имоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игру- шек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение моти- вов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управле- ние поведением только начинает складываться; во многом поведение ре- бенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характе- ре выбираемых игрушек и сюжетов.
1.7. Социальный портрет группы:
Группу посещают 22 ребенка. Из них с I группой здоровья – 8 детей (36%), со II группой здоровья 13 детей (59%), с III группой здоровья 1 ребёнок (5%) . Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 20 семей (86%) - полные семьи, 2 семьи (11%) - неполные семьи (ребёнок проживает с мамой), . Уровень жизни семей удовлетворительный. В группе 12 мальчиков и 12девочек. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
2.
Основной раздел рабочей программы:
3.
2.1.Комплексно-тематическое планирование Интегрирующая тема периода Педагогические задачи Варианты итоговых мероприятий До свидания, лето, здравствуй, детский сад! (4-я неделя августа — 1-я неделя сентября) Вызывать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с де тским садом как ближайшим социальным ок ружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспи тателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила по ведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Продолжать знакомство с окру жающей средой группы, помещениями детско го сада. Предлагать рассматривать игрушки, называть их форму, цвет, строение. Развлечение для де тей, организованное сотрудниками де тского сада с участи ем родителей. 6
Интегрирующая тема периода Педагогические задачи Варианты итоговых мероприятий Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, следует помочь им вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). Дети в подготовке не участвуют, но прини мают активное участие в развлечении (в подвижных играх, викторинах). Осень (2-я-4-я недели сентября) Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с сельскохозяйственными про- фессиями (тракторист, доярка и др.). Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. На прогулке предлагать детям собирать и рассматривать осеннюю листву. Разучивать стихотворения об осени. Развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Побуждать рисовать, лепить, выполнять аппликацию на осенние темы. Праздник «Осень». Выставка детского творчества. Я и моя семья (1-я-2-я недели октября) Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представле ния о своем внешнем облике. Развивать ген- дерные представления. Побуждать называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащать представления о своей семье. Открытый день здоровья. Спортивное развлечение. Мой дом, мой город (3-я неделя октября — 2-я неделя ноября) Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. Знакомить с родным городом (поселком), его названием, основными достопримеча - тельностями. Знакомить с видами транспор та, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения, светофором, надземным и подземным переходами (взаи модействие с родителями). Знакомить с «го родскими» профессиями (милиционер, про - давец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения. Интегрирующая тема периода Педагогические задачи Варианты итоговых мероприятий Новогодний праздник (3-я неделя ноября — 4-я неделя декабря) Организовывать все виды детской деятель ности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чте ния) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей. Новогодний утренник. 7
Зима (1-я-4-я недели января) Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать пред ставления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познава тельный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отно шение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Формировать первичные представления о местах, где всегда зима. Побуждать детей отражать полученные впечат ления в разных непосредственно образова тельных и самостоятельных видах деятельности детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Праздник «Зима». Выставка детского творчества. День защитника Отечества (1-я-3-я недели февраля) Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формиро вать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. 8 Марта (4-я неделя февраля — 1-я неделя марта) Организовывать все виды детской деятельнос ти (игровой, коммуникативной, трудовой, поз навательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Праздник 8 Марта. Выставка детского творчества, развле чения, коллективное творчество, игры детей. Знакомство с народной культурой и традициями (2-я-4-я недели марта) Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Фольклорный праздник. Выставка детского творчества.
Организация мониторинга образовательной деятельности.
зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело — появилась травка и т. д.). Монитори н г 20 апреля — 1 мая Заполнение персональных карт развития детей, Лето Расширять представления детей
о
лете, о сезонных изменениях (се зонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. 1-31 мая Праздник «Лето». 8 Интегрирующая тема периода Педагогические задачи Варианты итоговых мероприятий Весна (1-я-4-я недели апреля) Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение заме чать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных измене ниях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширять представления о простейших свя зях в природе (потеплело — появилась травка и т. д.). Побуждать детей отражать впечатления о вес не в разных видах художественной деятельности. Праздник «Весна». Выставка детского творчества. Лето (1-я-4-я недели мая) Расширять представления детей о лете, о се зонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формиро вать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. Праздник «Лето». В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня — 3-я неделя августа).
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме 1 июня — 20 августа
2.2. Организация образовательной деятельности:

Базовый

вид деятельности
Периодичность в неделю / количество занятий в год
2 младшая гр.

Учебное

время

Познавательное развитие
(ФЭМП, окружающий мир, познавательно- исследовательская деятельность) 2/72 30мин
Речевое развитие
(чтение художественной литературы) 2/72 30мин
Художественно

-эстетическое

развитие
Рисование 1/36 15мин Лепка 0.5/18 15мин Аппликаци я 0.5/18 15мин Музыка 2/72 30мин
Физическое

развитие
Фик-ое 2/72 30мин Физ-ое (на прог) 1/36 15мин
Всего:
11/386 180 мин
Сетка занятий
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1. Развитие речи 1. Физ.культура 1. Музыка 1Познавательн.развитие (Природа/Соц.Предм) 1Музыка. 2. .Рисование 2.Познавательное Развитие (ФЭМП/ОБЖ) 2. .Лепка/ аппликация 2. Физ.культура 2..Физ.культура На прогулке Дополнительное образование (кружковая работа) «Акварелька» «Истоки»
2.3. Содержание образовательной деятельности:
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей. 9

1.Социально - коммуникативное развитие:
Основные цели и задачи: - Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. - Формирование гендерной и семейной принадлежности. - Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. - Формирование основ безопасности.
2. Познавательное развитие
Основные цели и задачи: - Формирование элементарных математических представлений. - Развитие познавательно-исследовательской деятельности, в том числе опытно- экспериментальная деятельность - Ознакомление с предметным окружением. - Ознакомление с социальным миром. - Ознакомление с миром природы.
3. Речевое развитие
Основные цели и задачи: - Развитие речи детей. - Знакомство с художественной литературой.
4. Художественно - эстетическое развитие
Основные цели и задачи: - Приобщение к искусству. - Изобразительная деятельность. - Конструктивно-модельная деятельность.
5. Физическое развитие
Основные цели и задачи: - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни - физическая культура. Неотъемлемой частью образовательной области «Физическое развитие» также являются: 1. Проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, досугов и праздников. 2. Физминутки (двигательно-речевые, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения) 3. Бодрящая гимнастика, ежедневно проводимая после дневного сна 4. Утренняя гимнастика, проводимая ежедневно в утреннее время. 5. Точечный самомассаж и дыхательная гимнастика (холодный период года, риск заболевания ОРЗ, ОРВИ)
Система закаливающих мероприятий:
- Ходьба босиком (групповое помещение) - после дневного сна - Облегчённая одежда детей (групповое помещение) - в течение дня - Мытьё рук, лица, шеи прохладной водой (групповое помещение) - в течение дня.
2.4
.
Парциальные программы.
Учебный план 2 младшей группы является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени на проведение организованной образовательной деятельности. Учебный план составлен в соответствии
с
"Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049- 13 № 26 от15.05.2013 г. Учебный план рассчитан на 12-часовой режим пребывания детей в детском саду. Учебный план включает концептуальные положения примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. 10
В структуре учебного плана 2 младшей группы выделена инвариантная (базовая) часть, реализуемая через непосредственно образовательную деятельность, и вариативная (модульная) часть, реализуемая через региональный компонент и кружковую деятельность. Установлено соотношение между инвариантной и вариативной частью: инвариантная часть – не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Вариативная часть направлена на реализацию регионального компонента, парциальных программ и дополнительного образования (кружки). Эта часть плана обеспечивает вариативность образования; позволяет более полно реализовать социальный заказ на общеобразовательные услуги, учитывает специфику национально- культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Вариативная часть программы (40 %) направлена на поддержку областей основной части программы.
Вариативная часть
учитывает направление ДОУ, представлена парциальными программами: 2. Художественно- эстеическое развитие. Т.С.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников., И.А.Лыкова «Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду. 4. Социально- коммуникационное развитие. «Социокультурные истоки» (3-7 лет) И.А Кузьмин, Е.А Губина О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской культуры» «Ребенок ХХ1 века. Воспитание культурой» Н.Б Кутьина Вариативная часть Программы, предполагает реализацию игровых занятий по дополнительному образованию в кружках.
Перечень кружков и программ дополнительного образования на 2016 – 2017 учебный год
Направленность программы Наименование кружка Возрастная группа Кол- во детей Программа дополнительно го образования Руководител ь кружка 11
Художественно- эстетической направленности: «Акварелька» 2 младшая гр. 10 Одинцова Н.В. Культурологичес кой направленности: «Истоки» 2 младшая гр. 10 «Социокульту рные истоки» Кушнир Л.А. 2 кружка 2 20 2 2
2.5. Инновационные технологии
(современные образовательные технологии), формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей данной группы. · Проектная деятельность · ИКТ-технология · ТРИЗ-технология, методы развития творческого воображения дошкольников · Блоки Дьенеша, ("Система начальных игровых занятий с Блоками Дьенеша") · Сказкотерапия · Исследовательская технология ("Занимательные опыты с воздухом, водой, песком) · Мнемотехника. · Технология музыкального воздействия. · Здоровьеформирующие технологии: . Пальчиковая гимнастика, . Гимнастика для глаз, . Релаксационные упражнения
Основным приоритетом группы является нравственное – эстетическое воспитание детей.

2.6.1- а.Программа дополнительного образования русской народной культуры «Истоки».

Пояснительная записка:
Данная программа является специализированной программой социально-личностного, патриотического и эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям русской народной культуры, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Программа имеет четкую структуру и ценна тем, что знакомясь с фольклором, предметами обихода, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному. Программа рассчитана на детей с 4 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность. В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 12

Цель программы
: Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа
Задачи программы
: • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников; • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей; • Развивать художественно-творческие способности у детей; Срок реализации программы: 3 года.
Формы работы с детьми
: • Беседы;
.
Занятия на основе метода интеграции; • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; • Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства; • Дидактические игры; • Работа с различными художественными материалами; • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки; • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен; • Использование народных игр, в том числе хороводов.
Предполагаемые результаты
: • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа; • Наличие у детей представлений о предметах обихода, народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов; • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами; • Формирование уважения к историческому наследию. • Развитие творческих способностей детей.
2.6.1- б. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными

представителями).
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной Рабочей программе: •Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством; •Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития; •Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорблений, отсутствия заботы или небрежного обращения; •Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка. Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы: · Проведение тематических родительских собраний (3 раза в год). · Консультации для родителей.
·
Ежедневное открытое общение с родителями 13
· Организация групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих детей и родителей. · Совместные посещения детей, родителей и воспитателей детских театров, проведение экскурсий в музеи (в выходные дни). · Организация тематических праздников с участием детей и родителей.
2.6.2-а Дополнительная программа по художественному эстетическому воспитанию

«Акварелька».способствует решению следующих целей:

Обучающая:
учить детей осваивать коммуникативные, интеллектуальные ихудожественные способности в процессе рисования.
Развивающая:
развивать творческую активность, мышцы кистей рук,поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная:
формировать положительно – эмоциональное восприятиеокружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес кизобразительному искусству.
Задачи кружка:
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Создавать условия для освоения цветовой палитры.Создавать условия для коммуникативной деятельности детей. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняянепосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям,сотрудникам детского сада). Программа составлена с учетом реализации
межпредметных связей по разделам:
1. «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированногорисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведетсянепрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждаютсвою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить многоновых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитиекоммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2.
«Ознакомление с окружающим». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.
3.
«Сенсорное воспитание». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. 14

4.
«Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5.
«Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковойгимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяетдетям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения,фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли,чувства, переживания, настроение. Использование различных приемовспособствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен илиний и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носятформу «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы иинтересные средства познания окружающего мира через ненавязчивоепривлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательныйтворческий процесс педагога и детей при помощи разнообразногоизобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии,творчества, самостоятельности.
Организация занятий кружка.
Центром планирования, реализации и осуществления изобразительной,творческой деятельности воспитанников МКДОУ БГО Д/с№21 комбинированного вида является изостудия. Кружок посещают дети младшей группы. Занятия проводятся 1 раза в неделю.
План работы с родителями на 2016-2017 уч. год.
СЕНТЯБРЬ. 1. «Для Вас, родители!» (режим дня, сетка занятий, возрастные характеристики детей). Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей. 2. «Как живёшь?» Цель: выявление жилищно-бытовых условий воспитанников (наблюдение, первое общение). 3. Анкетирование родителей для формирования банка данных о семьях воспитанников второй младшей группы. 4. «Живу по расписанию» -повышение родительской компетентности по соблюдению режима для детей дошкольного возраста. ОКТЯБРЬ. 15
Родительское собрание «Особенности адаптационного периода детей младшего возраста. Задачи воспитания и обучения». Консультация: «Адаптация ребёнка в детском саду»; Консультация: «ОРВИ – это простуда» - повышение родительской компетентности по профилактике простудных заболеваний; Анкетирование: «О здоровье всерьёз» - выяснить отношение родителей к закаливанию. Праздник «Здравствуй, осень!» - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско-родительских отношений. НОЯБРЬ. Оформление родительского уголка ко Дню Матери (рисунки, поделки); Консультация: «Кризис трёх лет» - повышение знаний родителей по вопросам психологии ребёнка; Беседа: «Одежда детей в группе и на улице, её маркировка»; Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду, сплочение в общем деле; Трудимся вместе «Изготовление кормушек для птиц» - способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. ДЕКАБРЬ. Оформление группы к новому году; Изготовление игрушек на ёлку детского сада «Украсим дружно ёлочку» - изготовить игрушки на ёлку своими руками, установить дружеские отношения между родителями и педагогами группы; Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника; Консультация: «Учим ребёнка общаться». ЯНВАРЬ. Субботник с родителями: «Строительство снежных построек на участке»; Консультация: «Если ребёнок много капризничает»; Беседа с родителями: комплекс пальчиковых игр «Играем дома» - педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи детей; ФЕВРАЛЬ. 16
Индивидуальные беседы с родителями: «Какие игрушки нужны для ребёнка» - повышение родительской компетентности в вопросе приобретения игрушек; Оформление родительского уголка к 23 февраля; Консультация: «Почему дети разные», «Если ребёнок кусается» МАРТ. Оформление фотовыставки «Это мамочка моя»; Проведение утренника и чаепитие: «Мамочку свою очень я люблю» - способствовать формированию доверительных отношений между родителями и сотрудниками детского сада; Совместное создание в группе огорода (посадка лука, укропа); Рекомендации родителям: «Фиточай, чем полезен?»; Консультация: «Как тренировать у ребёнка память и внимание». АПРЕЛЬ. Выпуск плаката совместно с родителями ко «Дню Космонавтики»; Провести совместно с родителями развлечение «Масленица»; Беседа с родителями: « Как приучить ребёнка к труду»; Консультации: «Влияние родительских установок на развитие детей»; «Безопасность на дорогах», «Обувь дошкольника и его здоровье». МАЙ. Консультация: «Как провести отпуск вместе с ребёнком»; Конкурс рисунков ко «Дню Победы»; Итоговое родительское собрание №2 «Наши успехи!»
2.8. Мониторинг результатов освоения программы
Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГТ по образовательным областям подготовительной к школе группе.Осуществляется в начале и конце учебного года (при необходимости может быть проведена промежуточная диагностика в середине года). Разработанные диагностические таблицы по всем разделам программы следует предоставить педагогам в начале учебного года. Воспитатели оценивают успешность выполнения только тех разделов программы, по которым ведут занятия. Специалисты (при наличии в детском саду) проводят диагностическое обследование по своим направлениям работы. 17
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию оценивается по 5-ти балльной шкале: 5 баллов – высокий уровень развития. 4 балла – уровень развития выше среднего. 3 балла – средний уровень развития. 2 балла – требуется корректирующая работа педагога. 1 балл – требуется внимание специалиста. Педагогическая оценка индивидуального развития ребёнка, прежде всего, направлена на определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. Использование бальной системы оценки позволяет получить более точный результат в конце диагностического обследования. Можно использовать и другие обозначения: цвет, буквы, условные знаки. Важно применять их в соответствии с установленными критериями. При подведении итогов диагностики результаты привести к уровням усвоения детьми программных требований. Для успешного проведения диагностического обследования предлагаются контрольные задания, которые в большинстве случаев организуются как итоговые занятия, коллективные работы детей. Такая форма диагностики позволяет экономить время педагогов. Успешность усвоения программного материала проходит также в процессе наблюдения за воспитанниками на занятиях и в их свободной деятельности. Полученные данные заносятся в таблицы по каждому разделу программы. В них отражены успехи каждого ребенка группы.
2.9 Список литературы:
1. «От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС ДО» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.Мозаика-Синтез, 2014. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26. 3. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013. 4. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», М. Мозаика-синтез, 2013. 18
5. Н.Е. Веракса, Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013. 6. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013. 7. А. Помораева., «Формирование элементарных математических представлений в детском саду»», М. Мозаика-синтез, 2013., Метлина Е.В. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» Москва 1987г.. 8. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. М. Мозаика-синтез, 2013. 9. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду., М. Мозаика-синтез, 2013. 10. Т.С.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников», М. Мозаика-синтез, 2013. 11. Л.В.Куцакова «Конструирование из строительного материала., М. Мозаика-синтез, 2013 12. И.А.Лыкова «Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду., М.: «Карапуз», 2009. 13. Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду., М. Мозаика-синтез, 2013. 14. Л.И.Пензулаева «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013. 19