"Формирование произвольного поведения в подвижных и спортивных играх старших дошкольников"

Автор: Абашева Наталья Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад №24 "Улыбка"
Населённый пункт: Пермский край, г.Чайковский
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование произвольного поведения в подвижных и спортивных играх старших дошкольников"
Дата публикации: 27.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Абашева Наталья Владимировна, инструктор по физическому воспитанию, МАДОУ ЦРР Детский сад №24 «Улыбка», г. Чайковский, Пермский край.
Формирование произвольного поведения в подвижных и спортивных

играх старших дошкольников (обобщение опыта)
Анализ аттестации дошкольных образовательных учреждений в очередной раз заставляет обратиться к проблеме преемственности детского сада и школы. В Концепции содержания непрерывного образования отмечается, что ребенок должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Учебная деятельность требует от него определенного запаса сформированности элементарных понятий, как положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и соподчинение мотивов. Школа диктует дошкольным учреждениям свой взгляд на то, как готовить ребенка к школе, каким он должен быть, поступая в первый класс. Содержание занятий из школьной программы перемещается в детские сады, тем самым вытесняется игровая деятельность и превращается из ведущего фактора развития дошкольника в необязательную деятельность. По мнению П.Ф. Лесгафта, А.В. Кенемана, Т.И. Осокиной и др. «игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни, и при проведении игр имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка» и такого качества – как произвольность поведения. Произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения ребенка задаче, на попытках активного решения ее, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности, развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целенаправленность, активность, настойчивость. Игры с правилами способствуют этому. Диагностическая работа с детьми старшего дошкольного возраста на первоначальном этапе показал невысокий уровень произвольности: 45% - детей имели высокий уровень, 30% -средний уровень, 25% - низкий уровень. Для этого использовалась методика Венгера Л.А., Эльконина Д.Б., изучающая произвольность регуляции действий (часть методики в области произвольного поведения «Графический диктант») и уровень мобилизации воли (показатель сосредоточенности, произвольного внимания). Это послужило причиной для выбора моей темы «Формирование произвольного поведения в спортивных и подвижных играх старших дошкольников» в рамках проекта детского сада «Формирование социально-личностной готовности детей к школе в условиях игровой деятельности». Цель – Показать роль подвижных и спортивных игр в развитии произвольности старших дошкольников.
Это предполагает решение следующих задач: 1. Повысить эффективность подвижных игр в развитии произвольности будущего первоклассника. 2. Разработать и апробировать план по использованию игр с правилами в физкультурно-оздоровительной работе со старшими дошкольниками. 3. Обеспечить конструктивное партнерство семьи, педагогов и детей в развитии произвольности у старших дошкольников. В организации спортивно-игровой деятельности опираюсь на следующие принципы: 1. Всестороннее гармоничное развитие личности. 2. Самостоятельность, творческая активность и направленность. 3. Оздоровление. 4. Единство и партнерство семьи. Педагогические условия в работе: 1. Систематическое использование разнообразных игр с правилами, спортивных игр для развития произвольности. 2. Выделение в играх правила как основного структурного компонента и осознание детьми необходимости его выполнения. 3. Основное условие – захотеть играть с детьми, способствовать игровой деятельности в детском саду. Для решения задач по данной теме проводилась работа: 1. В рамках методической работы с воспитателями проведен круглый стол «Место и время игры в режиме дня ДОО», где было четко разграничено время на образовательные занятия и игровую деятельность. Каждая возрастная группа выделила 3.5 часа в день на игровую деятельность, в том числе на подвижные и спортивные игры. 2. Определено место игры в режиме дня: воспитатели, учитывая степень подвижности игры, внедряли их в течение всего дня в разные виды детской деятельности: на утренней гимнастике, в самостоятельной деятельности, на физкультурных занятиях, физкультминутках и паузах, на прогулках, в праздниках и спортивных развлечениях и др. 3. Обновлено содержание, перечень подвижных и спортивных игр за счет русских народных игр, игр народов ближнего и дальнего зарубежья (Э.Й.Адашкявичене, Михайленко Н.Я., Петрова О. К). 4. С воспитателями проведена методическая работа по организации подвижных игр в детском саду: - семинар «Развитие подвижной игры у детей старшего возраста»; - практикум «Старые игры на новый лад»; - консультация «Воспитание произвольности поведения у детей в подвижных и спортивных играх». 2. С родителями: - консультация «Роль подвижной и спортивной игры в подготовке детей к школе»; - практикум «Играем вместе с детьми».
3. Составлен перспективный план применения подвижных игр в планировании учебно-воспитательной работы с детьми. 4. Составлен план коррекционной работы с детьми с недостатками в произвольном поведении (по итогам диагностики). 5. Воспитателями в рамках проекта разработана методика межвидовых и межтемных игр (подвижные игры – с сюжетно-ролевыми, театрализованными, музыкально-игровыми, строительно- конструктивными и др.). 6. С детьми и родителями проведена коллективно- спортивная творческая деятельность: «Игра-путешествие в страну физкультурию», «Город мастеров», «Рыцарский турнир», «Страна необыкновенных игр», «В городе веселых игр». Составлен календарный план проведения недели спортивных и подвижных игр (по сезонам: лето, осень, зима, весна). Составлен перспективный план по спортивным и подвижным играм в старших группах. Сформирована предметно - развивающая среда для организации подвижных и спортивных игр. Пополнены дидактические игры, настольные игры, игры-лото. Полученные данные заключительного этапа в сравнении с первоначальным, показали оптимальную динамику развития произвольности поведения 65% -высокий уровень, 30% - средний уровень. 5% - низкий уровень. Проведено обследование физической готовности детей старшего дошкольного возраста. Данные превысили ожидаемые результаты по всему спектру исследуемых показателей.