"Судомоделирование"

Автор: Чужиков Сергей Иванович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦД(Ю)ТТ" Ленинского района г. Барнаула
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа
Тема: "Судомоделирование"
Дата публикации: 27.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Комитет по образованию города Барнаула Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского (юношеского) технического творчества» Ленинского района города Барнаула РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ на педагогическом совете МБУ ДО «ЦД(Ю)ТТ» протокол от «___»_____ 2015 №___ Ленинского района №____ от «___»_______ 2015 Директор_________ С.И.Чужиков
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Судомоделирование» технического объединения «Судомоделирование» (срок реализации – 2года, возраст детей – 7-18 лет) Разработчик: Чужиков Сергей Иванович, Педагог дополнительного образования Барнаул 2015

Информационная карта
Название программы «Судомоделирование» Направленность программы Спортивно-техническая Ф.И.О. педагога Чужиков Сергей Иванович Образование Высшее Срок реализации 2 года Вид программы Модифицированная Цель программы Создание условий для творческой реализации личности, развитие интереса к судомоделированию, освоение знаний по судостроению, овладение правилами соревнований по судомодельному спорту, развитие технического мышления. Функциональное назначение программы Образовательная Уровень освоения программы Стационарная Способ реализации Творческая Масштаб реализации Групповая, индивидуальная Возрастной диапазон 7 – 18 лет Пол обучающихся Девочки, мальчики 2

Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………….…4-11 2. Учебно-тематический план и содержание тем 1 года обучения……….12-15 3. Учебно-тематический план и содержание тем 2 года обучения……....16 - 19 4. Методическое обеспечение программы…………………………………….20 5. Список литературы………………………………………………………….21 3

Пояснительная записка
Изменения в политической и экономической жизни страны повлекли за собой необходимость перемен в социальной сфере. В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей, позволяющих повысить процесс социализации ребёнка в учреждениях дополнительного образования, выбором основополагающих идей, лежащих в основе этого процесса. Процесс гуманизации образования на первый план выдвигает модель гуманистической социализации, к важнейшим признакам которой можно отнести детские творческие объединения учреждений дополнительного образования как общность обучающихся, где они могут проявить себя, удовлетворить потребность в дружбе, неформальном общении и т.п., то есть превращение их в школу социального типа с личностной направленностью учебно- воспитательного процесса, реализацией обучения, в центре которого ребёнок с его способностями, интересами, потребностями. Характерной особенностью процесса обучения является открытость с активным подключением обучающихся к планированию занятий и совместным поиском оптимальных решений в поставленных перед ними задачах. Акцент переносится на самовоспитание, самоуправление, развитие инициативы «снизу», стимулирование процесса саморегуляции, развитие диалога и сотрудничества со всеми участниками образовательной деятельности (дети, родители, коллеги) в сочетании с множественностью и некоторой рассогласованностью воспитательных воздействий как условия развития автономии формирующейся личности. Концептуальная основа данной образовательной программы соответствует главным принципам гуманистической педагогики - признание уникальности и самоценности ребёнка, его права на самореализацию, личностно- равноправная позиция педагога и обучающегося, ориентированность на его интересы, способность видеть в нём личность, достойную уважения. Ребёнок рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса. Воспитательный аспект деятельности является приоритетным. Одной из главных целей дополнительного образования является максимальное использование возможностей по развитию профильного обучения, обеспечивающего социальное и профессиональное самоопределение обучающихся. Образовательный процесс имеет практико-деятельную основу, которая базируется на единстве трёх взаимообусловленных, но разных явлениях: социализации, воспитании и саморазвитии, которые, своими вершинами связаны в своеобразный педагогический треугольник, и являются содержанием процесса формирования личности. Результатом социализации должно стать развитие определённой системы социальных качеств, которые фиксируются понятием «социальная зрелость», включающим в себя в качестве компонентов 4
интеллектуальную, трудовую, профессиональную, мировоззренческую, политическую, нравственную и другие виды зрелости личности. Данная программа помогает выявить талантливых и инициативных детей, давая им возможность самовыражения. Программа выполняет функции: образовательную, воспитательную, креативную, профориентационную, социализации и самореализации. Судомоделизм - один из популярных видов спортивно-технического моделирования. В основу деятельности спортивно-технического объединения положена постройка моделей для участия в различных соревнованиях, конкурсах, выставках. Все модели должны соответствовать основам кораблестроения и правилам проведения соревнований по судомодельному спорту. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год занятий в объединении рассчитан на учащихся, не имеющих навыков моделирования. В процессе занятий руководитель объясняет назначение каждого инструмента и приёмы пользования им. При этом особое внимание уделяется технике безопасности. В течение этого года дети изучают основы моделирования и правила постройки моделей судов и кораблей. Приобретают навыки правильного пользования материалами и инструментами. Группы второго года обучения формируются из учащихся, которые занимались в объединении в прошлом учебном году, а также из учащихся, которые занимались в других объединениях и имеющие основы, и навыки моделирования. Эти учащиеся занимаются изготовлением моделей для участия в соревнованиях, конкурсах, выставках городского и краевого уровней, изучают правила соревнований по судомодельному спорту и требования, предъявляемые к моделям. Программа направлена на поддержку и развитие экспериментальной, творческой деятельность обучающихся по конструированию моделей, усовершенствованию новых образцов и технике их изготовления. Из этой группы формируется команда для участия в краевых, межрегиональных и всероссийских соревнованиях. Также участие в краевых конкурсах «Универсал» и «Будущее Алтая». Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 18 лет. Она помогает развитию индивидуальных творческих способностей детей и популяризации технического творчества.
Актуальность программы
заключается в том, что программа составлена в рамках действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательного учреждения: Федеральные правовые акты 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования 5
детей»; 4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»; 5. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвиающих программ в области искусств»; 8.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, рег. № 33660). Краевые и муниципальные правовые акты 1. Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; 2. Постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в алтайском крае на 2012-2017 годы»; Устав МБУ ДО «ЦД(Ю)ТТ» Ленинского района. Создание атмосферы творческого поиска, развития творческой активности и способности самостоятельно решать поставленные перёд собой задачи является основой данной программы. Развитие наставничества является не только коммуникативным направлением в воспитании, но и возможность расширить и углубить свои знания в данной сфере деятельности. Базисом для занятий в объединении являются элементы общеобразовательных дисциплин, дополняющие и расширяющие знания, которые учащиеся получают в школе. При организации занятий нужно учитывать психологические особенности учащихся, их темперамент. У некоторых детей занижена степень самооценки. Поэтому по мере получения положительных результатов деятельности следует поощрять этих учащихся. Очень важно чтобы, в начальный период обучения, ребёнок выполнял посильную для него работу, которая не превышала бы его возможности. Занятия в объединении строятся по принципу - от простого к сложному. Знания, полученные на предыдущих занятиях, создают предпосылки для последующей работы. Во время проведения одного занятия могут 6
отрабатываться несколько тем, учащиеся занимаются различными видами работ. Это обеспечивается различным уровнем теоретической и практической подготовленностью учащихся. Модели, изготовленные на занятиях в объединении, имеют различную степень сложности изготовления и относятся к различным классам судов. Использование различных материалов из определённого набора, позволяет продвигаться от модели к модели с увеличенной степенью сложности. На занятиях в объединении учащиеся получают практические и теоретические знания по устройству, изготовлению и плавании судов и моделей. Предполагается, что обучение должно идти не только по схеме «учитель - ученик», но и по схеме «ученик - ученик». Как показала практика, такого рода общение между учащимися объединения способствует лучшему усвоению знаний и навыков. Так же в целях развития самостоятельности и творческой активности на занятиях предлагается решать небольшие творческие задачи, связанные со способами изготовления и сборки деталей. Таким образом, к концу учебного года учащиеся изготавливают модели, с которыми они участвуют в соревнованиях, конкурсах, выставках и получают определённый запас теоретических знаний и практических навыков, которые пригодятся им в последующей деятельности. Результаты выступления на различных соревнованиях всесторонне обсуждаются на последующих занятиях. Выявляются недостатки обнаруженные во время соревнований, ошибки допущенные моделистами, пути устранения этих недостатков. В процессе изготовления моделей, учащиеся более глубоко знакомятся с историей создания и службой кораблей. Узнают о жизни и деятельности выдающихся учёных и конструкторов, о роли их изобретений в жизнедеятельности страны, народном хозяйстве и обороноспособности, достижения и перспективы дальнейшего развития судостроения.
Цель программы:
Создание условий для творческой реализации личности, развитие интереса к судомоделированию, освоение знаний по судостроению, овладение правилами соревнований по судомодельному спорту, развитие технического мышления.
Задачи:
Обучающие:  Создать условия, способствующие развитию интереса обучающихся к судомоделированию.  Ознакомить с историей судостроения и мореплавания;  Дать сведения о физических основах плавания судов и воздействии на них различных факторов;  Обучить пользоваться инструментами и станочным оборудованием;  Научить изготовлению моделей судов;  Изучить правила проведения соревнований по судомодельному спорту. 7
Развивающие:  Развивать технические способности и конструкторские умения обучающихся, связанные с расчетом и изготовлением моделей.  Совершенствовать конструкторское мастерство. Воспитательные:  Воспитывать командные качества.  Воспитывать волевые качества - собранность, настойчивость, эмоциональная уравновешенность.  Создавать условия для самоопределения в профессиональном выборе.  Выработать стремление к достижению высоких результатов.  Воспитывать навыки здорового и безопасного образ жизни, гражданско- патриотические качества личности. Программа рассчитана на 2 года обучения и адресована детям от 7 до 18 лет. Состав групп разновозрастной, в объединении основной контингент составляют мальчики, девочки занимаются моделизмом очень редко, но их присутствие на занятиях благотворно влияет общую атмосферу объединения. Комплектование групп осуществляется на добровольной основе, исходя из интересов и потребностей детей и их родителей. Программа состоит из 2-х разделов, каждый из них рассчитан на один год обучения. Занятия второго года обучения опирается на знания, умения и навыки, полученные на занятиях в предыдущем учебном году. На первом году обучения предусматривается введение обучающихся в основы кораблестроения. Ребята учатся правильному обращению с различными материалами, инструментами, клеями и т.д., а так же основам правил по технике безопасности при работе на различных станках, необходимых для изготовления моделей. Обучающиеся 2-го года обучения учатся изготавливать модели по чертежам, опираясь на навыки, полученные на первом году обучения, и применять для этого новые материалы. Они ведут пропагандистскую работу среди друзей о необходимости занятий техническим творчеством. На базе этих групп формируется команда для участия в городских и краевых соревнованиях по судомодельному спорту среди юниоров. Так же ребята принимают активное участие в различных конкурсах и выставках. В основе образовательного процесса лежит парадигма гуманистического, личностно-ориентированного подхода к обучающимся, включающая такие элементы современных педагогических технологий, как: - деятельный подход; - формирование внутренней мотивации к познанию и творчеству; - организация учебно-воспитательного процесса при «субъект- субъективных» отношениях; - предоставление «веера выбора»; -рефлексия; - возможность индивидуализации темпов прохождения учебной программы, её 8
обогащение и углубление; - соблюдение принципов: «право на ошибку», «ситуация успеха», «не сравнивать с другими» и т.д., которые создают благоприятный морально психологический климат в объединении; - интегративный подход; - опора на зону ближайшего развития. Занятия проводится с использованием технических средств обучения и специальной литературы, где наглядно показаны особенность отдельных деталей, узлов, готовых моделей и настоящих судов. Формы проведения занятий зависит от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся и их социально-возрастных особенностей. Это беседы, индивидуальные занятия, просмотр видеофильмов, соревнования конкурсы. Данные формы занятий дают возможность детям максимально проявить свою активность, творчество, учат этике взаимоотношений, делают детей более подготовленными и самостоятельными. Раскрытие содержания каждой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их подготовкой способствует формированию серьёзного и заинтересованного отношения к занятию судомоделизмом.
Ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения учащиеся будут знать историю судостроения. Получат первые знания о влиянии различных физических факторов на устойчивость модели на курсе, о крене и дифференте модели, научатся регулировать модель на воде во время запуска. Примут участие в соревнованиях для начинающих судомоделистов. К концу второго года обучения учащиеся смогут самостоятельно изготавливать различные модели судов, получат навыки в управлении радиоуправляемыми моделями. Получат знания о влиянии различных погодных факторов на устойчивость модели на курсе. Получат знания и навыки участия в соревнованиях по судомодельному спорту.
Диагностический инструментарий для оценки эффективности

образовательной программы

Критерии

Показатели
Сформированность познавательного потенциала личности выпускника Обученность учащихся. Развитость мышления. Познавательность и активность. 9
Сформированность нравственного потенциала личности Нравственная направленность. Сформированность отношений личности к Родине, обществу, семье, образовательному учреждению, коллективу объединения, себе, учёбе и труду. Сформированность коммуникативного потенциала личности Коммуникабельность, с формированность коммуникативной культуры обучающихся. Сформированность эстетического потенциала личности Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. Сформированность физического потенциала личности Состояние здоровья обучающихся. Развитость физических качеств. Самоактуализированность личности Умение и стремление к познанию, проявлению реализации своих способностей. Креативность личности, высокие достижения в одном или нескольких видах деятельности. Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения. Положительная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях. Способность к рефлексии. Удовлетворённость детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учреждении Комфортность, защищённость личности обучающегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в учреждении. Удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в коллективе учреждения. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания своего ребёнка, его положением в коллективе учреждения.
Система диагностических методик, обеспечивающих коррекцию и оценку

эффективности образовательной программы

Аспекты изучения

Диагностические средства
10
Сформированность познавательного потенциала личности Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. Методики изучения развития познавательных процессов личности. Тест умственного развития. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся. Педагогическое наблюдение. Сформированность нравственного потенциала Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности. Методика С.М.Петровой «Пословицы» для определения нравственности личности. Методика Б.П.Степанова, Д.В.Григорьева, И.В. Кулешовой для исследования процесса формирования ценностных отношений личности. Методики Б.П.Битинаеа и М.И.Шиловой для изучения воспитанности. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся. Педагогическое наблюдение. Сформированность коммуникативного потенциала личности Методика выявления коммуникативных склонностей. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся. Педагогическое наблюдение. Сформированность эстетического потенциала личности Методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся. Педагогическое наблюдение. Сформированность физического потенциала личности Статистический медицинский анализ состояния здоровья. Выполнение контрольных нормативов физической подготовки. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучающихся. Удовлетворённость детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью учреждения Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетво- рённости обучающихся жизнью в образовательном учреждении». Методика В.Н.Степанова для исследования удовлетворённости педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении. 11
Сформированность коллектива объединения Методика Р.С.Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива». Методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития самоуправления». Таблица 1
Учебно-тематический план

1 год обучения
№ п/п Тема Количество часов Теория Практика Всего 1. Вводное занятие. 2 2 2. Единая классификация моделей судов и кораблей. 2 2 3 Изготовление модели самоходной баржи с резиномотором. 6 22 28 4. Испытание модели. 1 1 2 5. Изготовление модели торпедного катера с электродвигателем. 6 34 40 6. Испытание модели. 1 2 7. Изготовление модели подводной лодки. 4 18 22 8. Испытание модели. 1 1 1 9. Изготовление модели бронекатера. 6 34 40 10 Испытание модели. 1 1 2 11 Заключительное занятие 2 2 Итого: 32 112 144 12

Содержание тем 1 года обучения

(Календарно-тематический план)
Тема № 1 Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в объединении и в центре. Ознакомление учащихся с моделями, которые будут построены ими в течение учебного года. Тема № 2 Единая классификация моделей судов и кораблей. Знакомство с классификацией моделей судов и кораблей. Правила проведения соревнований для простейших моделей. Требования, предъявляемые в каждом классе моделей судов. Тема № 3 Изготовление модели самоходной баржи с резиномотором. Темы занятий Количество часов № (месяц проведения) Теория Практика Всего
1

2

3

4

5
1 Изготовление корпуса (сентябрь) 1 3 4 2 Изготовление винторулевой группы (октябрь) 1 1 2 3 Изготовление носового крючка и установка винторулевой группы на модель (октябрь) 1 1 2 4 Изготовление палубы (октябрь) 1 1 2 5 Приклеивание палубы к корпусу (октябрь) 2 2 6 Изготовление ходовой рубки и установка её на модель (октябрь) 2 2 7 Изготовление светового и люков грузового (октябрь) 2 2 8 Изготовление привального фальшборта бруса и (октябрь) 2 2 9 Изготовление мачты и фалыштрубы (октябрь) 2 2 10 Сборка модели (октябрь) 1 2 2 11 Покраска модели (ноябрь) 1 1 2 13
12 Покрытие модели лаком (ноябрь) 2 2 Тема № 4 Испытание модели. Балансировка модели на воде. Запуск модели. Регулировка модели на устойчивость на курсе. Тема № 5 Изготовление модели торпедного катета с электродвигателем.
1

2

3

4

5
1 Изготовление корпуса (ноябрь) 1 5 6 2 Изготовление дейдвуда (ноябрь) 2 2 3 Изготовление кронштейна и руля (ноябрь) 2 2 4 Вклеивание винторулевой группы (декабрь) 1 1 2 5 Изготовление и установка моторамы (декабрь) 1 1 2 6 Изготовление палубы (декабрь) 2 2 7 Приклеивание палубы к корпусу (декабрь) 2 2 8 Изготовление ходовой рубки (декабрь) 1 1 2 9 Изготовление автоматов (январь) 1 3 4 10 Изготовление глубинных бомб (январь) 2 2 11 Изготовление мачты (январь) г 2 12 Изготовление гребного вала и бинта (январь) 2 2 13 Сборка модели (февраль) 1 3 4 14 Покраска модели (февраль) 4 4 15 Изготовление кильблока (февраль) 2 2 Тема № 6 Испытание модели. Балансировка модели на воде. Регулировка модели на устойчивость на курсе. Запуск модели. Тема № 7 Изготовление модели подводной лодки.
1

2

3

4

5
1 Изготовление корпуса (февраль) 1 3 4 14
2 2 2 3 Изготовление вертикального руля и кронштейна (февраль-март) 2 2 Изготовление винта и носового крючка 4 2 Установка винторулевой группы на модель 5 1 3 2 Изготовление рубки, установка её на модель 6 1 1 2 Балансировка модели и установка балласта 7 1 3 2 8 Покраска модели (март) 2 9 Отделка модели (март) 2 10 Изготовление кильблока (март) 2 Тема № 8 Испытание модели. Регулировка модели на погружение и устойчивость на курсе. Запуск модели. Тема № 9 Изготовление модели бронекатера
1

2

3

4

5
1 Изготовление корпуса (март) 1 5 6 Изготовление винтомоторной группы (март) 2 2 2 Установка винтомоторной группы на модель (март) 3 2 2 4 Изготовление ходовой рубки (март) 2 2 5 Изготовление машинного капа (март) 2 2 6 Изготовление светового люка (март) 2 2 7 Изготовление танковых башен (март-апрель) 1 3 4 8 Изготовление пулемётной башни (апрель) 2 2 9 Изготовление дельных вещей (апрель) 1 5 6 Изготовление швартовых устройств 10 2 2 11 Покраска модели (апрель-май) 4 4 12 Сборка модели (май) 1 3 4 15
13 Отделка модели (май) 2 2 Тема № 10 Испытание модели. Регулировка модели на устойчивость на курсе. Запуск модели. Тема № 11 Заключительное занятие. Подведение итогов учебного года. Отметить лучших членов объединения. Сформировать команду для участия в городских соревнованиях по судомодельному спорту среди юниоров. Таблица 2
Учебно-тематический план

2 год обучения
Количество часов № Тема Теория Практика Всего 1. Вводное занятие 3 3 2. Единая классификация моделей судов и кораблей 3 3 3. Изготовление корпуса 8 46 54 4. Изготовление винтомоторной группы и рулевого устройства 7 26 33 5. Изготовление надстроек 18 66 84 6. Деталировка 12 48 60 7. Отделка модели 4 29 33 8. Регулировка и испытание модели 7 8 15 9. Заключительное занятие 3 3 Итого: 68 220 288
Содержание тем 2 года обучения

(Календарно-тематический план)
Тема № 1 Вводное занятие. Инструктаж учащихся по технике безопасности. Постановка заданий объединения на текущий учебный год. Распределение чертежей и моделей между учащимися. 16
Тема № 2 Единая классификация моделей судов и кораблей. Требования, предъявляемые к моделям участвующим в различных соревнованиях. Требования, предъявляемые к моделям для выставок и конкурсов. Ознакомление с правилами проведения соревнований по судомодельному спорту. Тема № 3 Изготовление корпуса и кильблока
1

2

3

4

5
1. Изготовление шпангоутов (сентябрь) 9 9 2. Изготовление стапеля (сентябрь) 1 2 3 3. Изготовление стрингеров (сентябрь) 1 2 3 4. Сборка каркаса корпуса (сентябрь) 1 5 6 5. Изготовление и установка форштевня (сентябрь) 1 2 3 6. Зашивка шпангоутов (октябрь) 1 6 6 7. Обработка болвана (октябрь) 8 9 8. Нанесение разделительного слоя (октябрь) 1 2 3 9. Выклеивание корпуса (октябрь) 1 2 3 1 10. Изготовление кильблока (октябрь) 2 3 4 11. Обработка корпуса 2 6 Тема № 4 Изготовление винтомоторной группы и рулевого устройства
1

2

3

4

5
1. Изготовление дейдвуда и кронштейна (октябрь) 1 5 6 Изготовление винта (октябрь) 2. 2 7 9 3. Изготовление руля (октябрь) 1 5 6 17
4. Установка дейдвуда, кронштейна и руля на модель (октябрь) 1 5 6 5. Установка двигателя (октябрь) 2 4 6 Тема № 5 Изготовление надстроек
1

2

3

4

S
1. Изготовление палубного перекрытия (ноябрь) 1 5 6 2. Зашивка палубы (ноябрь) 1 3 2 9 3 12 3. Вычерчивание перекрытий надстроек (ноябрь) 3 9 12 4. Изготовление перекрытий надстроек (декабрь) 2 10 12 5. Разметка иллюминаторов (декабрь) 1 2 3 6. Обработка отверстий иллюминаторов (декабрь) 1 5 6 7. Опаливание иллюминаторов (декабрь) 1 2 3 8. Сборка надстроек (декабрь) 2 10 12 9. Обработка надстроек (январь) 2 5 6 10. Изготовление леерного оборудования (январь) 2 4 6 11. Изготовление трапов (январь) 1 5 6 12. Отделка надстроек (январь) 1 8 9 Тема № 6 Деталировка
1

2

3

4

5
1. Изготовление вооружения и люков (январь) 1 7 9 2. Изготовление фальшборта и леерного ограждения (январь) 1 5 6 3 Изготовление судовых устройств февраль 1 2 3 18
4. Изготовление швартовых средств (февраль) 1 8 9 5. Изготовление вьюшек (февраль) 1 5 6 6. Изготовление якорного устройства (февраль) 1 5 6 7. Изготовление спасательных средств (февраль) 1 5 6 8. Изготовление мачтового устройства (март) 2 7 9 9. Изготовление средств сигнализации (март) 1 2 3 10 Изготовление навигационного оборудования (март) 1 2 3 Тема № 7 Отделка модели
1

2

3

4

5
1. Покраска корпуса модели (апрель) 1 8 9 2. Покраска надстроек (апрель) 1 5 6 3. Покраска дельных судовых вещей (апрель) 1 5 6 4. Оборка модели (апрель) 6 6 5. Отделка модели (апрель) 1 5 6 Тема № 8 Отделка модели
1

2

3

4

5
1. Стендовые испытания (май) 3 3 б 2. Регулировка модели на воде и запуск модели (май) 4 5 9 Тема № 9 Заключительное занятие. Подведение итогов работы объединения в прошедшем учебном году. Отметить лучших членов объединения по итогам учебного года. Сформировать команду для участия в краевых соревнованиях по судомодельному спорту. 19

Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо наличие подборки методической, специальной и художественной литературы, видеофильмов, методических разработок, компьютер, комплект медиаигр. Необходим кабинет, оснащенный соответствующим станочным оборудованием и инструментом, ванной для испытания моделей.
Презентации:
- «История русского флота»; - «Правила судомодельных соревнований»; - «Запуск моделей»; - «Судомодельный спорт». 20

Список литературы
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М., «Владос», 2004. 2. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., «Владос», 2003. 3. СеленкоГ.К. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование», 1998. 4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., «Сфера», 2003. 5. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М., ТЦ «Сфера», 20.04. 6. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., «АСАДЕМА», 2001. 7. Воспитательный процесс изучения эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. М., ТЦ «Сфера», 2003. 8. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. М.,
.
2004. 9. Опыт проектирования образовательных программ. Приложение к журналу «Внешкольник» №12, 2004. 10.Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. М., «Просвещение», 1998. Литература для обучающихся 1. Белкин С.И. Голубая лента Атлантики. Ленинград, «Судостроение», 1990. 2. Веселовский А.И. Морской моделизм. М., Просвещение, 1980. 3. Дремлюга А.И. Юному судомоделисту. Киев, «Родянська школа», 1983. 4. Зуев Ц.П. Модельные двигатели. М., ДОСААФ. 1973. Курбатов Д.А. 15 проектов судов. Ленинград, «Судостроение», 1985. 5. Курти О. Постройка моделей судов. Ленинград, «Судостроение», 1970. 6. Марквардт К.Х. Рангоуи, такелаж и паруса судов XVII века. Ленинград, «Судостроение», 1991. 7. Миль Г. Электрические приводы для моделей. М. ДОСААФ, 1986. 8. Катин Л.Н. Проектирование радиоуправляемых моделей кораблей и судов. М., ДОСААФ, 1969. 9. Павло А.А. Постройка моделей судов. М., ДОСААФ, 1977. Ю.Севастьянов А.М. Волшебство модели. Нижний Новгород, «Времена», ГИПП «Нижполиграф», 1997. 21
11 .Скрягин Л.Н. Якоря. М., «Транспорт», 1979. 12. Фрид Е.Г. Устройство судна. Ленинград, «Судостроение», 1990. 13. Целовальников А.С. Справочник судомоделиста. М., ДОСААФ, 1983. 14. Шапиро Л.С. Самые нелёгкие пути к Нептуну. Ленинград, «Судостроение», 1987. 15. Шапиро Л.С. Сердце корабля. Ленинград, «Судостроение», 1990. 1 б.Военно-морской словарь для юношества. Под редакцией П.А. Григцука. М., ДОСААФ, 1987. 17.Справочник по катерам, лодкам и моторам. Под редакцией Г.М. Новака. Ленинград, «Судостроение», 1982. 22