"Театрализация сказок – важный аспект в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры"

Автор: Кучугурова Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 81
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья (из опыта работы)
Тема: "Театрализация сказок – важный аспект в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры"
Дата публикации: 27.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Автор:
Кучугурова Ирина Евгеньевна
, воспитатель, МБДОУ д/с 81 г. Белгорода
«Театрализация сказок – важный аспект

в приобщении дошкольников к истокам русской

народной культуры»

Существует такая легенда:
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя». Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это - учителя. По-разному приходят в детский сад воспитатели, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза — всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность труда воспитателя в том, чтобы найти путь к каждому ребенку, создать условия для развития способностей. Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности — философ. Воспитатель вдвойне, так как эта профессия — одна из самых ответственных. Люди по-разному понимают роль воспитателя. Я же вижу педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности воспитанника. На своих занятиях я стараюсь быть с воспитанниками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих девчонок и мальчишек и, как воспитатель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих воспитанников. Согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на занятие, но для меня важно и то, что я провожу занятие с удовольствием и жду встречи с детьми. Я делаю все для того, чтобы помочь воспитаннику познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности, ребята становятся уверенные в себе и в дальнейшем с интересом и увлечением относятся к занятиям. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры - забавы, пословицы, сказки, театрализованную деятельность.
Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре. К сожалению, современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с русской народной культурой. Большинство из них не знают, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь, музыкальные инструменты или народные костюмы. Очень поверхностные знания и о художественных достоинствах произведений народных умельцев из Хохломы, Городца, Палеха и других центров народного искусства, прославивших Россию на весь мир. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Особо нужно подчеркнуть роль сказки в жизни ребенка. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир не только умом, но и сердцем. Учится видеть разное эмоциональное состояние и передавать его мимикой, жестами, интонацией голоса. Учится видеть красоту и восторгаться ею. В его памяти сохраняются образы, в которых воплощается Родина. Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Потребность в театрализации у детей, несомненно, очень велика и проявляется очень рано. Уже в 2 -3 года малыши изображают прыгающих зайчиков, цыплят, бегающих за мамой-курочкой. Они с удовольствием перевоплощаются в медведей и лисичек, маленьких котят. Действия их подражательные и имитационные, всегда одноплановые, но чрезвычайно насыщены, и потому несут в себе большой положительный заряд. А уже в старших группах дети выражают своё отношение к роли, к сюжету, самостоятельно создают игровой образ с помощью мимики, жеста, интонации, проявляется творчество детей. Начав работать по теме опыта, я сразу же провела опрос среди родителей в форме анкетирования. Анкета для родителей: 1. Устраиваете ли Вы домашние спектакли для детей? Да – 2% . Нет – 98%. 2. Используете ли Вы сказочные персонажи в домашних праздниках? Да – 10%. Нет – 90%. 3. Часто ли Ваши дети смотрят русские народные сказки по телевизору? Да – 50%. Нет – 50%. 4. Часто ли Вы читаете детям русские народные сказки? Да – 40%. Нет – 60%. 5. Любит ли Ваш ребёнок показывать сказки куклам, друзьям, взрослым? Да – 80%. Нет – 20%. 6. Знакомите ли Вы своих детей с русской народной культурой? Да – 20%. Нет – 80%. 7. Нужны ли Вашим детям знания о русской народной культуре?
Да – 85%. Не знаем – 15%. Нет – 0%. 8. Как Вы считаете, нужна ли работа с детьми по театрализованной деятельности? Да – 95%. Не знаем – 5%. Нет- 0%. 9. Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления? Часто – 10%. Не часто – 20%. Не посещаем – 70%. В результате мне сразу стало понятно, что родители читают детям русские народные сказки очень редко, дети практически совсем мало знают о русской народной культуре, о русских традициях и обычаях. Всё это родители оправдывают большой занятостью на работе, или своей неграмотностью в данном вопросе. Учитывая требование программы воспитания и обучения в детском саду «Детство», автор В.И. Логинова и требование парциальных программ, а также, опрос и пожелание родителей, был сделан вывод о необходимости приобщения детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок. Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек- Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок, цель которых, как писал К.И.Чуковский, - «Воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою». По данной теме работаю более 3 лет. Данная работа: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок» была разделена на три основных этапа. 1этап – организационный. На данном этапе была подготовлена программно- методическая база, способствующая приобщению детей к русской народной культуре через театрализацию русских народных сказок. Разработана система занятий и спектаклей. Организована предметно- развивающая среда, способствующая реализации данной темы. 2 этап – основной. Постановка спектаклей. Изготовление костюмов и декораций. Экскурсии в краеведческий музей. Посещение театрализованных представлений и кукольного театра в городе Белгороде. 3 этап – заключительный. Подведение итогов. Диагностика на заключительном этапе показала успешность выбранной темы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Театр творит чудеса, развивает творческие способности детей. Он может все или почти все. Театр – с этим словом у детей связано ощущение праздника, радости и, конечно же, сказки. Данная работа подводит к пониманию того, что приобщать детей к истокам русской народной культуры можно успешно через театрализацию русских народных сказок. Диапазон представленного опыта является единой системой театрализованной деятельности на занятиях, в самостоятельной творческой и игровой деятельности, в посещении театров и музеев, и, как заключительный этап этой деятельности – постановка спектаклей по русским народным сказкам. Вся эта работа тесно связанна с художественной деятельностью ребёнка, в которой активное участие принимают родители В работе использовалась парциальная программа «Воспитание ребёнка – дошкольника» - один из модулей педагогической системы «Росинка». Эта программа раскрывает содержание работы во всех видах художественной деятельности детей. Особое внимание уделяет театрализованной деятельности дошкольников. К программе предусматриваются приложения с перспективным планом, конспектами занятий, занимательными играми, другим методическим и дидактическим обеспечением. Также использовалась программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - авторы Князева О.Л. и Маханёва М.Д. Теоретическую основу программы составили положения Концепции дошкольного воспитания (1989г). О необходимости приобщения детей к непреходящим общественным ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении нравственного воспитания личности ребёнка (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев). В издании изложены методические приёмы, тематический план, конспекты занятий, сказки, нотный материал, словарь наиболее употребляемых в народных сказках старинных русских слов. Среди разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада важное место занимает совместная театрализованная деятельность родителей и детей. В решении этой задачи большую помощь оказывает методическое пособие для педагогов и родителей «Семейный театр в детском саду» - авторы Н.В. Додокина и Е.С. Евдокимова. Методическое пособие «Народные праздники в детском саду» - авторы М.Б. Зацепина и Т.В. Антонова предлагает планирование интегрированной работы по ознакомлению детей с русской праздничной культурой. Воспитательно-познавательная деятельность в опыте представлена как специально созданная система занятий по театрализации русских народных сказок и творческая самореализация в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры. Вся работа строилась с учетом перечисленных выше методик и пособий и индивидуальных особенностей дошкольников.