"Деятельностный подход как условие развития орфографической зоркости обучающихся при работе со словарными словами".

Автор: Бурматина Вера Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г. Гай Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельностный подход как условие развития орфографической зоркости обучающихся при работе со словарными словами".
Дата публикации: 27.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Августовское совещание учителей начальных классов 2016
Деятельностный подход как условие развития орфографической

зоркости обучающихся при работе со словарными словами.

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 10»

Гайского городского округа Оренбургской области Бурматина В.В.,

высшая квалификационная категория.
Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической зоркости. Н. С. Рождественский

В современной школе в условиях реализации ФГОС одной из главных задач обучения русскому языку является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что ученики учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы работы. Каждый учитель знает, с каким трудом дается изучение словарных слов. Рассмотрим причины трудностей при усвоении учащимися "словарных слов» и пути их преодоления: 1) Работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении. 2) При знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Чтобы преодолеть названные трудности, необходимо сделать интересным и познавательным процесс обучения. А в этом поможет деятельностный подход, когда дети сами «делают открытия», учатся через свою же деятельность. Одним из эффективных источников мотивации работы учащихся являются игры, которые обязательно надо использовать на уроках, т.к. они несут заряд положительных эмоций. Использование игр снимает у детей излишнюю напряженность, тревожность, которые могут возникать на уроках русского языка. За годы работы в школе мною собран и систематизирован материал по развитию орфографической зоркости при работе со словарными словами. Работа со словарными словами ведется ежедневно. Для этого используются словарики и проводятся следующие виды работы: 1)написание словарного слова; 2)подбор родственных слов; 3)ставится ударение, слово делится на слоги; 4) слово делится для переноса; 4)непроверяемая безударная гласная выделяется красивой, узорчатой буквой. В качестве примера приведу некоторые виды упражнений, использование которых влияет на результативность орфографической грамотности: МАОУ «СОШ №10» Гайского городского округа Оренбургской области
Августовское совещание учителей начальных классов 2016 « Знаешь ли ты?» Знаете ли вы происхождение слова библиотека? Это слово пришло в русский язык из греческого языка, сложено оно из двух древнегреческих частей: библион – книга и тэке – хранилище книг. Теперь вам понятно значение этого слова. Можете ли вы, зная происхождение слова библиотека, объяснить написание первой гласной и в этом слове? « Это интересно». Как появилось в нашем языке слово агроном? Истоки этого слова мы находим в греческом языке. По-гречески агрос – поле, пашня, земля, а номос – закон. Значит, агроном – это знающий законы земледелия. Пришло же к нам слово агроном из французского языка. А сколько в нашем языке появилось сложных слов, первой частью которых стала часть агро! Например, аготехника, агрообъединение колхозов и совхозов, агрогородок.… Знаете ли вы такие слова? « Кто больше?». К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы). Капуста, помидор, морковь, огурец, … « Кто быстрее?» К данным словам пообдерите противоположные по значению (близкое по значению) слово из « Словаря». Белый - ….., юг - …, запад - …, грустно - …., медленно -….., прощай - …., плохо - ….. « Кто быстрее?». Вспомните, о ком так говорят. Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит как сорока ... «Кто правильнее?». Кого так называют: тракторист, шофёр, агроном, инженер, директор… « Кто быстрее и правильнее?». К данным словам подберите подходящее по смыслу слово из « Словаря». Напишите составленные словосочетания. Жареный - …., восточный - …. солёный - …, зелёный - …, сытный - …, школьный - …, прекрасная - …, огородные - …. Переходить (что?) …, ехать (на чём?) …, сварить (из чего?)…, рисовать (чем?) …, выращивать (что?) ..., гордиться (кем?)…. « Кто лучше и интереснее?» 1) Составьте текст – описание на любую тему. 1. Ну и огурчик! 2. Молодая осинка. 3. Земляничная поляна. 4. Ох уж эта лисица! 5. Бурёнушка. 2) Составьте небольшой текст – рассуждение на одну из тем. 1) Почему я хочу стать художником. 2. Шофёр – самая лучшая профессия. 3. Какие профессии в сельском хозяйстве я считаю самым главным. 2) Какую бы картину вы нарисовали к такому выражению: ждать у моря погоды; яблоку негде упасть; одна нога здесь, другая там. « Кто больше?» 1) Вспомните загадки, отгадки к которым являются слова из « Словаря». Загадайте их товарищу. 2) Вспомните стихи, в содержании которых есть слова из « Словаря», прочитайте их товарищу. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Игра « Волшебные яблочки». На доске два плаката со словами: л – сица в – р – на м – роз м – дведь р – бята д - ревня м – шина г – рох за – ц к - пуста На двух других плакатах нарисованы яблони с яблоками (среди яблок 5 из них те, что с буквами, прикреплены к картине кнопками или вставлены прорези). МАОУ «СОШ №10» Гайского городского округа Оренбургской области
Августовское совещание учителей начальных классов 2016 - Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только волшебные яблочки, но и яблоки с буквами а, о, и, е, я. Сорвать яблоко с буквой может только тот, кто правильно подберёт для него подходящее слово на плакате. Игра « Какое слово спряталось?». На доске: в два ряда записаны буквы. Зрительно, удерживая в памяти повторяющиеся буквы, вычеркнуть. А из оставшихся составить слово. (Один недостаток данной игры, заключается в том, что можно спрятать слова, в которых буквы не повторяются).Данный вид игры использую на всех предметах. Пальто, сапоги, ветер, улица, петух, заяц, и др. - На какие группы можно разбить эти слова? Какой признак вы при этом использовали? (одушевлённые, неодушевлённые; по вставленной букве) « Отгадай секрет». На доске написаны « засекреченные» слова, в каждом из которых вставлен лишний слог, например: машигона, оперсина, сокошрока, собамока, глорамм. Детям даётся задание определить « секрет» слов. Рассекреченные слова записываются в тетрадь, ставится знак ударения, подчёркивается непроверяемая гласная. « Хвостоглав» Перед тобою в столбике слова, Хвост одного – другому голова. Слова сумейте точно прочитать, А словарные слова – записать: Газетара (газета, тара) Нотарелка (нота, тарелка) Дереворона (дерево, ворона) - На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают? - Измените, слово так, чтобы они обозначали несколько предметов. « Распутай слово». Вот так горе! Вот беда! Как запутались слова! Все они из трёх слогов Кто помочь словам готов? Бе ка ло ран со мо рё даш ко ка за ба (берёза, карандаш, молоко, собака) - Какое слово лишнее? Почему? « Шифровка». Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова вспоминаем раннее изученные слова из « Словаря». Разнообразить работу на уроке помогает пособие «Словарь в ребусах». При разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя производят звуковой анализ слов, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами. Пособие расширяет кругозор учащихся, обогащает их словарный запас, при работе с пособием осуществляются межпредметные связи. При работе с ребусами мы опираемся на зрительную, слуховую и ассоциативную память. Кроме этого, у обучающихся развивается образное, логическое и абстрактное мышление, развивается смекалка. Такие упражнения привлекают внимание детей к орфографии, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения. Одним из эффективных источников мотивации работы учащихся являются игры, которые обязательно надо использовать на уроках, т.к. они несут заряд положительных эмоций. Использование игр снимает у детей излишнюю напряженность, тревожность, которые могут возникать во время работы на уроках русского языка. Игра «В букву». Необходимо произнести слово по буквам. Например, запоминается написание слова «ученик». Первый ученик произносит- У, второй - Ч, третий -Е т.д. Слово « обходит» класс несколько раз, пока учитель не отменит задание. Называя согласные буквы, нужно произнести соответствующие звуки. Игра «Угадай - ка». Детям предлагается угадать слово по согласным буквам: КРНДШ,КРВ,ВРБЙ,МСКВ,РБТ Игра «Из каких слов выпали гласные?». МАОУ «СОШ №10» Гайского городского округа Оренбургской области
Августовское совещание учителей начальных классов 2016 д.р.вн. п.ртр.т м.л.т.к с.л.м. к.ньк т.л.ф.н Игра «Поиск». Детям предлагается игра со словарём: найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные (сахар, карандаш, вечер, берег...). Игра «Ступеньки». В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву больше. ЗАЯЦ ПЕТУХ СОБАКА МЕДВЕДЬ Игры: - лото; - ребус; - кроссворды; - шуточные вопросы; - загадки. 1. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.) 2. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) ) 3. Какие слова любит ворона? (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.) А лягушка? (КВАртира, МосКВА.) Игра «Закончи стихотворение». Массу в тысячу грамм Называют...(Килограмм) Солнце выглянуло вдруг – Стало ярким всё...(Вокруг) Веселые припевочки Запели звонко...(Девочки) В моей комнате стоит И к себе меня манит. Если вдруг устану Ночи ждать не стану: Лучше лягу я бочком И забудусь сладким сном. (Кровать) Покупая марки, Не пошёл на лекцию, Потому что пополнял Личную...(Коллекцию) Он и тёплый, он и ясный, Денёк солнечный...(Прекрасный) Лена с Машей возле дома Лук сажают в лунки. Это всё в моем альбоме На моём...(Рисунке) Подходит к дому Клава, А Петр свернул...(Направо) На краю деревни дом, Под окном смородина. Я родился в доме том –Это моя...(Родина) При проведении уроков русского языка особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Использую разнообразные формы и методы при изучении словарных слов. Своеобразный структурный этап урока представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Для обеспечения умственной деятельности подбираю словарные слова. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением. Например: 1. Произношу словарное слово. В том случае, если слово с непроверяемой безударной гласной, ученики должны присесть. Если же с проверяемой, ученики должны подпрыгнуть. После устной работы можно эти слова записать в тетрадь. 2. Предлагаю ученикам карточки, на которых записаны словарные слова. Если слово записано орфографически правильно, дети должны хлопнуть в ладоши. Если в написании допущена ошибка, то надо потопать ногами. Эффективность очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других значительно быстрее и их знания прочнее. Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения.



Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Проведённый мониторинг этого года отражает положительные результаты обучения: успеваемость учащихся 100%, качество знаний– 80%. Кроме этого, учащиеся класса участвуют в конкурсах по русскому языку и занимают призовые места: в 2013году в международном конкурсе-игре «Русский медвежонок» 1 место по школе, в 2014 году -1 место по школе; в 2015году – 2 первых места; в 2014 году в школьной предметной МАОУ «СОШ №10» Гайского городского округа Оренбургской области
Августовское совещание учителей начальных классов 2016 олимпиаде 1 место по русскому языку; городская олимпиада по русскому языку 3 место в 2016г; в 2010 году обучающиеся приняли участие в международном конкурсе «Эму», из них 10 учащихся заняли 1 место. Опыт показывает, что такая система словарной работы способствует полноценному развитию ребенка: интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому; формирует умение выражать свои мысли в устной и письменной форме. Дети свободно говорят, публично выступают, что подтверждается результатами: в 2013 году на городской научно- практической конференции «Светлячки» ученица заняла 2 место. Представленная система организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе способствует повышению орфографической грамотности обучающихся и эффективно используется учителями начальной школы.
Литература:
1. Бондаренко Н.В. Орфография для малышей // начальная школа. – 2002.-№ 5. 2. Граник Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. 1995. № 3. 3. Дубовец З.В. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи // Начальная школа.- 2004.-№ 3. 4. Жедек П.С. Методика обучения орфографии //Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /Под ред. М.С.Соловейчик. М., 1997 5. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. –М.,1991. 6. Козлова Л.В. Тематический орфографический учет знаний и умений учащихся // Начальная школа. – 1996. - № 7. 7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1998. 8. Макарова Н.В. Индивидуализация обучения младших школьников русской орфографии // Начальная школа. – 1991. – № 10. 9. Савинова З.М. Виды работ по формированию орфографической зоркости // Начальная школа. – 1996. - № 1. 10. Савельева Л.В. Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе. – СПб, 2001. МАОУ «СОШ №10» Гайского городского округа Оренбургской области