Семинар-практикум по развитию речи дошкольников Консультация – комментарий: "Беседы и разговоры как психотерапевтическое средство"

Автор: Гирфанова Мария Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Золотой ключик"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Тарко-Сале
Наименование материала: консультация-коментарий
Тема: Семинар-практикум по развитию речи дошкольников Консультация – комментарий: "Беседы и разговоры как психотерапевтическое средство"
Дата публикации: 27.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК" г. ТАРКО-САЛЕ, ПУРОВСКОГО РАЙОНА ________________________________________________________________________________
629850 Ямало – ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко – Сале, ул. Строителей

Телефон 2-55-96, 2-34-84, факс (34997) 2-34-84

Семинар-практикум

по развитию речи дошкольников

Консультация – комментарий:

«Беседы и разговоры

как психотерапевтическое средство»

Выполнила:
педагог-психолог Гирфанова М.В г. Тарко-Сале 2016г

«Беседы и разговоры с детьми как психотерапевтическое средство»
Цели: - Актуализация знаний педагогов психотерапевтических средств, применяемых в работе с детьми, методов лечебной педагогики для воспитания личности ребенка. - анализ форм речевого развития, связанных с терапией словом.
Ход.

1.

Вступление

Зачем нужна беседа с дошкольниками?
«Если воспитатель умело строит беседу, живо, интересно ставит вопросы, дает пояснения, если беседа занимательна, она пробуждает пытливость ума, сообразительность, воображение, догадку ребенка, развивает его речь. Беседа учит ребенка более систематично мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы, она обогащает его и укрепляет интерес к окружающей жизни, развивает наблюдательность. Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые»
2. Основная часть. (тезисы)
1. Круг - место гармонизации. Терапия словом, использовалась испокон веков. «Словом можно убить, словом можно спасти», — эту истину, ставшую прописной, знают все. Во многих культурах, цивилизациях существовал обычай круга как места сбора, обсуждения. В славянской культуре предков круг, очевидно, заменялся хороводом. У наших дальних соседей – казаков – издревле существовал казачий круг, даже несколько – большой казачий круг (сбор) и малые. Семьи раньше собирались за круглым столом. В языке остался «след» – примета»: «круглый стол переговоров». Значит, решать вопросы в круге было удобнее. В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – место гармонизации, где проводится психотерапия разговорами, играми. 2. Что такое психотерапия? Психотерапия, как и лечебная педагогика, является столько же методами лечения, сколько и воспитания личности. Что «лечат» с помощью психотерапии? Поскольку такое «лечение» подразумевает воспитание, коррекцию, то «лечат» проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты. Какие же средства используют при таком «лечении»? Конечно же, не лекарственные. Основное лечебное средство – атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя. 3. Особые качества, которые требуются от педагогов для проведения психотерапии.
� Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;  Умение понимать, т.е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом» ребенка;  Психологическая зрелость и уравновешенность;  Умение выбирать средства общения и способы проектировать путь согласия;  Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить. 4. Средства и методы, используемые педагогом при проведении психотерапевтических действий. Упражнение: «Первое впечатление». Каждый педагог выбирает пособие по развитию речи детей. Необходимо презентовать выбранную книгу, но в той роли, которая была педагогу предложена заранее: - ролевая игра: варианты - «Вы - телеведущий. Вы – продавец. Вы - покупатель, Вы- Преподаватель. Вы – воспитатель. Вы - логопед. Вы – журналист. Вы -домохозяйка. Вы - руководитель ДОУ. Вы - психолог. Вы - многодетная мать. Вы - автор книги. Вы - молодая мама. Вы - студентка педколледжа и т.п.» 1.Лечебно-воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). 2.Игровая терапия и куклотерапия (сказкотерапия, ролевые и подвижные игры). 3.Лечение историями (легендами, былинами, шутками, небылицами) и смехотерапия. 4.Трудотерапия и лечение рисованием, изобразительной деятельностью. 5.Музыкотерапия. 6.Библиотеапия (книготерапия). 7.Аретопсихотерапия (оздоровление и воспитание на положительных примерах героев сказок, легенд, примерах из жизни предков, исторических личностей, национальных героев). 8.Педагогическое лечение с применением природных материалов: воды, песка, глины (материалов для поделок). 9.Ландшафтотерапия. (воздействие природной красоты, шума леса, моря, рассматривание пейзажа и.т.д.) 5. Правила, советы, принципы лечебной педагогики/терапии.  Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений  Не вводить ничего, внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания. Всем доверие, снисхождение, любовь  Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в ласковых и нежных словах, не впадая конечно в смешную и неискреннюю слащавость ( Излишне нежный, льстивый.)  Помнить, что «воспитание – это помощь психическому развитию ребенка»  Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным  Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги, но пусть сделает сам.  Главный принцип – НЕ НАВРЕДИ!  Поверь в ребенка, в его силу и возможности  Помоги ребенку стать уверенным в себе  Развивай его волю, а не подавляй ее, дай возможность ребенку приобрести опыт достижения цели. «Воля развивается не запрещениями, а разрешениями»  Не торопи! У каждого ребенка свои «сроки созревания»  Помни: «Воспитать счастливого человека – это, прежде всего воспитать независимого, свободного человека» «Чистое слово само по себе - врачеватель души». Язык чувств в детском саду.
Цель разговорной терапии - сформировать в ребенке самоуважение, высокую самооценку – высокая цель каждого педагога. 6. Создание различных ситуаций общения в группе. Ритуалы и традиции группы. Традиционные темы общения в круге (Монтессори-линии) 1.Ежедневные ритуалы. Утром обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет поработать. Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день, чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить, сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Можно составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунок- пиктограмма) 2.Традиционные еженедельные ритуалы. По окончании недели проводите «Пятничный круг», обсуждайте, чем была интересна эта неделя, чему каждый научился, чему радовался. Пересматривайте листочки календаря. 3.Традиционные ежемесячные ритуалы. По окончании месяца устраивайте круг «Прощание с …(название месяца). Рассматривайте листочки календаря, рисунки, радуйтесь сделанному. Обсуждайте, каким будет следующий месяц, что в нем принято отмечать, что бы вы хотели сделать в следующем месяце, какие дела надо обязательно выполнить. Рассматривайте календари всех видов. Планируйте совместные дела на месяц и загадывайте желания. 7. Темы: «терапевтических разговоров в кругу группы». В педагогической копилке любого педагога собрано достаточное количество игр, забав, историй. Потребуется только применять их не ко всем сразу, а избирательно. Не привлекут малыша одни сказки, ищите другие; не заинтересовала предложенная тема, создайте ситуацию, которая даст нужную тему. Большинство детей сами находят повод для обсуждения, дискуссий, стремятся задать вопрос взрослому. Развитие речи осуществляется через развитие общения в разных формах: вдвоём, втроём – вчетвером, младших со старшим, старших с младшим. Воспитатель заботится о создании различных ситуаций общения – создании условий эмоционального общения, учит умению слышать другого, говорить по очереди, поддерживать. Задача воспитателя – не поучать детей, не властвовать над ними, а вместе учиться общаться и наслаждаться общением. Если дети почувствуют «роскошь человеческого общения» уже в дошкольном возрасте, то импульс развитию главного таланта – таланта общения – будет дан.
Темы, предлагаемые для обсуждения в группе.
Я и СЕМЬЯ; Я; ЖИВОТНЫЕ; ОБЩЕНИЕ. РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПОНИМАНИЕ; ОТНОШЕНИЕ; НАСТРОЕНИЕ; ПОВЕДЕНИЕ. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ; Я и ВРЕМЯ; Я и ДРУГИЕ ЛЮДИ. ДРУГИЕ СТРАНЫ; Я и БОЛЕЗНИ; Я – МАЛЬЧИК. Я – ДЕВОЧКА; ВСЕ ВОКРУГ ИМЕЕТ ИМЯ; НАЗВАНИЕ.