"Культурные практики в работе с дошкольниками"

Автор: Дядюшкина Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 167.
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Методический сборник
Тема: "Культурные практики в работе с дошкольниками"
Дата публикации: 28.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методический сборник

«Культурные практики в

работе с дошкольниками»

Красноярск, 2016г.
Методическое пособие, составлено педагогическим коллективом МБДОУ № 167.
Цель пособия – систематизировать, обобщить имеющийся опыт методической работы, помочь педагогическим работникам при проведении занятий по культурным практикам. Данная разработка способствует решению следующих образовательных задач:  познавательная - расширяет мировоззрение в области природоведения, биологии, экологии, Красноярского края;  практическая часть даёт возможность самостоятельно или под руководством педагога проводить занятия по приобщению к культурным практикам как познавательной, так и творческой направленности;  эстетическая – воспитывает чувство прекрасного, формирует восприятие родного края как своей Родины;  релаксационная – гармонизирует общее состояние человека. Занятие с использованием методического пособия могут быть включены в программы основного и дополнительного образования. Данное методическое пособие предназначено педагогам до школьного образования, инструкторам по физической культуре, и носит рекомендательный характер. В пособии представлено много интересного материала как в практическом смысле (занятия, упражнения, игры), так и в плане нового подхода к вопросам развития детей и формирования у них экологической культуры и сознания. Педагогический коллектив МБДОУ № 167. Методическое пособие. Красноярск, 2016г.
Оглавление Красноярский край.............................................................................................................................2 Растения.............................................................................................................................................12 Памятники природы.........................................................................................................................34 Игры...................................................................................................................................................47 Животные..........................................................................................................................................79 Птицы...............................................................................................................................................100 Сибирь и сибиряки в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г............................................117 Писатели..........................................................................................................................................130 Художники.......................................................................................................................................141 Государственный природный заповедник «Столбы»..................................................................161


Арктическая пустыня.
Занимает самую северную часть края. Климат суровый. Зима с сильными морозами. Полярные ночи длятся 4 месяца. Лето короткое, холодное и дождливое. Из растений произрастают лишайники и мхи, травы. Летом прилетает много птиц.
Тундра
. Занимает почти весь Таймырский полуостров. Зима длинная морозная с сильными ветрами и высокой влажностью, лето короткое и прохладное. Из-за многолетней мерзлоты почва перенасыщена влагой, поэтому в тундре много озер и болот. Из растений произрастают мхи, лишайники, травы, кустарники ивы и березки. Тундра является пастбищем для оленей.
Лесотундра.
Протягивается узкой полосой к югу от Таймыра. Климат холодный. В лесотундре много рек и болот. Растут мхи, лишайники, кустарники, встречаются островки лесов из лиственницы, ели и березы.
Тайга.
Занимает очень большую площадь на территории края. Климат суровый: очень холодная зима и теплое короткое лето. В тайге много рек, болот. Для тайги характерны хвойные леса. Выделяют
северную, среднюю и южную

тайгу
. В северной тайге лес редкий, состоит из лиственницы, ели, берез, ив. В средней тайге растет сосна, ель, встречаются кедры. В южной тайге произрастают ценные леса из кедра, ели, пихты, сосны, а также береза и осина. Южная тайга местами смыкается с горно-таежными лесами Западного и Восточного Саяна. В горной тайге растут кедр, пихта, ель.
Лесостепь.
Переходная зона, отделяет лесную зону от степной. На территории края нет сплошной полосы лесостепи, она имеет островное распространение. Климат мягче, чем в таежной зоне: относительно короткое жаркое лето и продолжительная холодная зима. Обширные безлесные пространства с луговой растительностью чередуются с лесом из берез и осин.
Степь.
Занимает юго-западные районы края. Климат засушливый. Зима умеренно суровая, малоснежная, лето жаркое и сухое. Степные пространства теперь повсюду распаханы, но где сохранилась еще «дикая степь» царствуют травы, злаки.
Горно-таежные леса и гольцы.
Распространены в юго-восточной части края. Зона охватывает горы Восточного и Западного Саянов. Характерно сочетание обширных плоскогорий со среднегорьем и альпийским высокогорьем. Характерно также наличие плоских водораздельных гор, называемых белогорьем (почти круглый год они покрыты снегом). Зима продолжительная, суровая, снежная, лето прохладное и короткое. Максимальные высоты – пик Грандиозный (2922 м) и пик Эдельштейна (2676 м), г. Кызыл-Тайга (3121 м) , г. Карагаш (2925 м)

Животные Красноярского края.

Климат
Климатические условия отличаются значительным разнообразием и контрастами. На севере— исключительное влияние Северного Ледовитого океана, на протяжении всего года господствует арктический воздух. В средней части— климат континентальный умеренный, на юге— резко континентальный. Минимальная температура -69°С. В то время как на юге Минусинской котловины цветут плодовые сады, на Крайнем Севере ещё лежит снег. К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям относится 90,6% территории края. -На 3000км. протянулся край от Северного Ледовитого океана до Саян. Степь и дремучая тайга, альпийские луга и бескрайняя тундра, тысячи рек и озёр - вот что такое Красноярье
Животный мир
Животный мир Красноярского края богат и разнообразен. Современная фауна его сложилась в основном в послеледниковый период. В крае очень четко представлены почти все климатические зоны Евроазиатского материка: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, лесостепь и степь. Каждая из этих зон населена животными, приспособленными к обитанию в определенных климатических условиях. При этом необходимо отметить, что, располагаясь между Западной и Восточной Сибирью, территория края является фаунистической границей для многих животных. Поэтому у нас можно встретить представителей фауны как Западной, так и Восточной Сибири. Из западных видов, достигших здесь восточного предела, это турпан, дупель, камышевка-барсучок и другие. Из восточных видов — соловей-свистун, дрозды сибирский, оливковый и другие. В арктической зоне края обитают китообразные— белуха и нарвал. Из ластоногих в морях Ледовитого океана встречаем моржа, нерпу, гренландского тюленя, морского зайца.
Нерпа (отр. Ластоногие)


Белый медведь (отр. Хищных
)— самый крупный зверь арктической зоны. Он встречается во льдах Ледовитого океана, на островах Северной Земли и побережье Таймыра. Иногда заходит на юг до Таймырского озера (река Бикада), устья Хатанги, реки Дудыпты и Толстого Носа в устье Енисея. Белый медведь внесен в международную Красную книгу.
Государственный природный заповедник «Столбы»
Госуда́ рственный приро́ дный запове́ дник «Столбы́ » — расположен на северо- западных отрогах Восточных Саян , граничащих со Среднесибирским плоскогорьем. Естественными рубежами охраняемой территории являются правые притоки Енисея: на северо-востоке — река Базаиха, на юге и юго-западе — реки Мана и Большая Слизнева . С северо-востока «Столбы» примыкают к городу Красноярску, к границе заповедника ходит городской автобус (остановка «Турбаза»). Основан в 1925 году по инициативе жителей города для сохранения природных комплексов вокруг живописных сиенитовых останцев — столбов. В настоящее время его площадь — 47 219 га.
По своей сути, заповедники, как особо охраняемые природные территории, полностью изымаются из всех видов пользования, включая рекреационное. Заповедник «Столбы» является уникальным исключением из общего правила. Из-за исторически сложившейся традиции посещения скального района заповедника, была создана наиболее оптимальная схема зонирования всей его территории. Вся территория заповедника разделена на 3 части с разным режимом охраны. Наиболее посещаемая и знакомая для туристов зона – это
туристско-

экскурсионный район
, занимающий не более 3% всего заповедника. Он открыт для свободного …..
Флора и фауна
Флора заповедника включает около 740 сосудистых растений и 260 видов мхов. Преобладает пихтовая тайга, типичная для среднегорья Восточных Саян. На территории заповедника выявлено 290 видов позвоночных животных. Фауна имеет ярко выраженный таёжный облик. Соболь — важнейший пушной зверь. Красноярский край дает около 33% общесоюзной добычи соболей и стоит в этом отношении на первом месте. Соболь в крае населяет всю тайгу к северу до лесотундры. Однако повсюду предпочитает темнохвойную с буреломами тайгу, особенно кедрачи. Это ловкий и очень сильный для своих размеров хищник. Передвигается прыжками, хорошо лазит по деревьям, имеет прекрасные слух и обоняние.
Соболь


Березка
Эта модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой – зимой, Вся в сережках – весной, Сарафан зеленый – летом, В день осенний – в плащ одета. Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. И. Семенова Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Н.Нищева

Ели
Какой бы лютый холод не был И как бы вьюги не гудели, - Стоят и смотрят гордо в небо Зеленые, как летом, ели. Н. Гончаров
Елка
Елка, елка, Елочка, Вершинка – Что иголочка! С буйным ветром Борется, Дотронешься – Уколешься! А. Прокофьев
Калинушка
Лес осенний засыпает, Гол и пуст, А калина не снимает Красных бус. Степь под снегом холодеет, Вся бела. А калина ярко рдеет Вкруг села. Ф. Петров

Крапива
У забора сиротливо Пригорюнилась крапива. Может, кем обижена? Подошел поближе я, А она-то, злюка, Обожгла мне руку. В. Шварц
Крапива
Почему так сиротливо У пенька стоит крапива? Потому что жжется очень. Кто с такой дружить захочет? Е. Гит Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, - И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. Афанасий Фет Николай Рубцов БЕРЕЗЫ Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез. Все очнется в памяти невольно, Отзовется в сердце и в крови. Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви. Только чаще побеждает проза, Словно дунет ветер хмурых дней. Ведь шумит такая же береза Над могилой матери моей. На войне отца убила пуля, А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад… Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез… Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастет – нарядится В беленькое платьице. Лёгкое, воздушное, Ветерку послушное (Е. Серова). Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик Первый, молодой! У него чудесный Золотистый цвет, Он большого солнца Маленький портрет! (О. Высоцкая)

ИГРЫ

Оглавление
1.Пояснительная записка
∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ 2
2.Зимние игры
∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ 4
3.Зимние игры на лыжах
∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ 9
4.Всесезонные игры
∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙14
5.Игры малых народов севера
∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ 33
6.Летние и осенние игры
∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ 40
7.Игры по правилам дорожного движения
∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ 41


Пояснительная записка
Подвижные игры как важнейшее средство физического воспитания сохраняют свое значение на протяжении всей жизни человека, меняется только их содержание и методика проведения. Трудно переоценить значение игры в укреплении здоровья, в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки и изобретательности. Подвижные игры – самые лучшие лекарства для детей от двигательного «голода» - гиподинамии, что весьма важно в настоящее время. При подборе игр и эстафетных заданий следует исходить из степени сложности и доступности изучаемых элементов в соответствии с индивидуальными особенностями. Дети часто меняют игры даже на одном занятии, а за учебный год они сменят множество игр, хотя и имеют любимые, выбор которых зависит от национальности и той местности, где они проводятся. Большую помощь в совершенствовании умений и навыков детей оказывает проведение игр на воздухе. Подвижные игры, эстафеты, применяемый соревновательный метод – все это значительно обогащает урок, делает его более эмоциональным. Так как большая часть времени года в нашем регионе зима. То предпочтение следует отдавать зимним играм на воздухе, в которых одновременно участвуют все дети. Мы рекомендуем вводить изучение игр малочисленных народностей Красноярского края и своего региона. По мере знакомства с игрой учитель может усложнять правила ведения игр, либо использовать другие варианты. Предлагаемые игры можно применять во дворе, на перемене и т.д. Ребята очень любят большие массовые праздники, поэтому рекомендуем организовать спортивно-развлекательные мероприятия, ввести в программу обучения динамический час, на котором дети, привлекая других ребят, могут самостоятельно(под руководством взрослого) проводить понравившиеся игры,
массовые катания и забеги на коньках и лыжах инициировать самостоятельный поиск игр, игровых упражнений. Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включаться в игру. Можно начинать ее и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение учителя. Для тех же, кто пока не решился включиться в игру, наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. В сборник включены подвижные игры народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.
Зимние игры

«Горная вершина»
Команды выстраиваются у подножья горки. По сигналу все участники стараются как можно быстрее взобраться на горку. Отстающим разрешается помогать (протягивать палку, поднимать упавших и т.д.). Это важно, так как команда выигрывает лишь в том случае, если она раньше другой окажется на горе в полном составе. После этого можно провести состязание по спуску с командным зачетом. На трассе недалеко от подножья горки отмечают линию финиша. Сначала спускаются по очереди игроки одной команды, затем другой. Выигрывает команда, затратившая на спуск меньше времени. Можно устроить не только командные, но и личные соревнования на быстроту подъема и спуска с горы.
«Бег в снегоступах»
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда,
которая раньше закончит бег.
Правила игры.
Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой, огибая флажок, причем, его нельзя задевать
«Снеговик»
Разделите ребят на команды, в зависимости от количества играющих. Каждая команда встает друг от друга на расстоянии не менее восьми шагов. По сигналу ведущего команда приступает к лепке снеговика. Команда, сделавшая быстрее и лучше других снеговую бабу, выигрывает. Снеговая баба делается так. Смяв в руках комок снега, катайте его по снегу до тех пор, пока он не достигнет достаточного размера. Скатав два таких, шара, поставьте их на ровном месте рядом – это ноги. Третий шар, большего размера, будет туловищем. Четвертый, меньший шар, скатывается для головы. Поставив все шары на места, сглаживайте неровности, замазывайте углубления мягким снегом. На лице при помощи углей сделайте глаза, при помощи щепок, палочек, шишек – рот и нос. Детская изобретательность вкладывает в руки снеговиков метлы, надевает на головы шляпы. Надо лишь в особо трудных случаях помогать им, и снеговые бабы выйдут прекрасные. Залейте самую хорошую водой, и она, заледенев, будет долго стоять, сверкая на солнце.

«Самый меткий»
На снегу нарисованы мишени. Попробуем попадать в них снежками с разного расстояния.
«Снежные городки»
Необходимо построить из снега две крепости и заготовить снежки. Снежками сбиваем чурки, установленные на крепости соперника, при этом защищая свою крепость.
«Ледокол»
Когда снег хорошо лепится, можно заняться снежными постройками, например, сделать «ледокол». Тут всем дела хватит. Кто – капитан, кто – штурман, кто – рулевой, кто – повар. Поплыли сквозь льды расчищать кораблями путь!
«Зимний поезд»
По вытоптанным на снегу тропинкам побегаем так, будто поезд ходит по рельсам. Скамеечки – станции. У них поезд будет останавливаться. Пассажиры входят и выходят из вагонов.
«Городок»
Ударяя клюшкой по шайбе, старайтесь сбить шайбой городок. Но его защищает водящий. Тот, кто собьет городок, меняется с водящим местом!
«Меткие снежки»
Посередине снежной площадки – два волейбольных мяча. Чья команда скорее загонит меткими снежками свой мяч за дальнюю черту?
«Льдинки»
На утоптанном снежном участке очерчивают круг. В центре круга делают ямку с отлогими стенками, в которую складывают несколько льдинок величиной с яблоко. Водящий, находясь в круге, охраняет льдинки. Остальные игроки стараются выбить ногой льдинки из круга. Но это сделать не просто. Водящий старается коснуться (осалить) рукой тех, кто проникает в круг.
Осаленные выходят из игры. Побеждает водящий, если он всех выведет из игры и не даст вытолкнуть льдинки из круга. Если же нападающие освободят круг от льдинок, то они считаются победителями и водить остается прежний игрок.
«Взять крепость»
Когда в ворота крепости (в пещерки, проделанные в большой куче снега) нападающие загонят три шайбы, крепость будет взята. Пусть теперь игроки поменяются местами: кто защищал крепость – идет в нападение.
«Снежный тир»
Команды встают в десяти шагах от дерева, которое будет тиром. Все участники лепят по пять снежков и складывают их в кучки возле отметки для метания. Снежки бросают по очереди. Если снежок после броска попал в середину дерева, игрок получает два очка, а если лишь задел дерево, скользнул по нему, одно очко. Промах очков не приносит. Через несколько минут определится лучший командный снайпер.
«Салки со снежками»
Одного из играющих выбирают водящим. Остальные разбегаются по площадке, пробегая мимо водящего в разных направлениях. Водящий заготавливает заранее побольше снежков и старается попасть в кого-либо из пробегающих. Тот. В кого попали, становится помощником водящего и то же, не покидая своего места, старается попасть снежками в пробегающих мимо игроков. Постепенно число помощников увеличивается. Игра прекращается, когда будет осалена большая часть игроков.
Зимние игры на лыжах

«Снежный биатлон»
В этой игре метание снежков сочетается с бегом на лыжах. Мишенью станет дерево. В десяти шагах от него ставят три вешки – рубежи для метания, там же складывают кучками снежки, из расчета по пять снежков на каждого
участника. К дереву прокладывают две лыжни длиной 30-50 метров от старта команд. Задача каждой команды, добежать до отметки, метнуть в дерево все пять снежков и вернуться обратно (и так вся команда). Результат этой эстафеты зависит не только от скорости бега по лыжне, но и от меткости, за промах каждый должен сделать «штрафной круг». Промахнувшийся обегает лыжную палку, воткнутую в снег в пяти метрах от рубежа, только после этого он может выполнять следующий бросок снежком. Побеждает та команда, которая быстрее закончит бег по лыжне с метанием. Так же можно провести эту эстафету без палок, так легче метать снежки и пробегать штрафной круг.
«Быстрый лыжник»
На старте игроки на лыжах без палок. На расстоянии 40-50 метров от старта флажками обозначена линия финиша. По сигналу все бегут на лыжах к финишной линии. Выявляются участники, занявшие первые три места. Варианты: можно провести эту эстафету когда участники бегут с палками: на одной лыже, отталкиваясь другой ногой; бегут туда и обратно (с поворотом).
«Меньше шагов»
Померяйтесь лыжной сноровкой: тот, кто проскользит заданное расстояние, сделав меньшее количество шагов, - победитель.
«Равновесие»

.............

ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997. 2. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003. 3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52. 4. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. 6. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82. 7. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
8. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23. 9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005. 10. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45. 11. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39. 12. Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989. 13. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993. 14. Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1991
…..........