"Использование элементов технологии С.Н. Лысенковой при обучении детей с легкой интеллектуальной недостаточностью грамматике и правописанию".

Автор: Конаныхина Людмила Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78" VIII вида
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементов технологии С.Н. Лысенковой при обучении детей с легкой интеллектуальной недостаточностью грамматике и правописанию".
Дата публикации: 29.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование элементов технологии С. Н. Лысенковой

при обучении детей с легкой интеллектуальной

недостаточностью грамматике и правописанию.
Конаныхина Людмила Аркадьевна учитель начальных классов МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида г. Новокузнецк
Проблема успеваемости школьников, а также качество их обучения все больше волнует работников образования, как массовых, так и специальных (коррекционных) школ. В настоящее время проблема грамотности является одной из важнейших в процессе обучения школьников. От успешности овладения языком умственно отсталыми детьми зависят их успеваемость и знания по всем школьным дисциплинам, а также коммуникативные способности, необходимые в дальнейшем выпускникам для социальной адаптации и самостоятельной жизни. Умственно отсталые школьники отличаются замедленным темпом развития речи, бедностью словаря, недостаточностью овладения значением слов, нарушением грамматического строя речи. Они не могут овладеть полным объемом русского языка, несмотря на то, что учебного времени на него, в зависимости от года обучения, учебным планом отводится примерно 20-50%. Времени на изучение русского языка отводится много, и содержание программного материала значительно сокращено, по сравнению с массовой школой, а результаты обученности детей, как показывают проверки, низкие. Встала проблема: как повысить качественный уровень знаний и умений учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью при обучении их грамматике и правописанию. Известно, что особенностями усвоения грамматики и правописания умственно отсталыми детьми являются: - механическое заучивание грамматических определений или орфографических правил. В результате школьники, запоминая формулировку, совершенно не понимают её сути. Нередко можно наблюдать, как дети, чётко запомнив грамматическое определение или орфографическое правило, оказываются не в состоянии справиться с выполнением практического задания, связанного с данным материалом; - фрагментарное усвоение правила; - замена сложного правила более простым на основе случайных, несущественных признаков; - смешение грамматических понятий и орфографических правил; - быстрое забывание грамматического и орфографического материала; - неумение применять полученные знания из области грамматики и орфографии на практике. Несмотря на указанные трудности, изучение грамматики и правописания, при надлежащем отборе материала и правильной системе работы, становится доступным для умственно отсталых школьников. Для повышения эффективности преподавания и качества обучения детей направлены элементы технологии С. Н. Лысенковой: 2
- опорные схемы; - алгоритмы рассуждений; - комментированное управление. Дети с легкой интеллектуальной недостаточностью, по сравнению с другими категориями, обладают относительно хорошим вниманием и хорошей механической памятью. Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения, но усвоение нового материала идёт очень медленно: малыми порциями после многократных повторений. Ученики быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. Кроме того, воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми отличается крайней неточностью. Так, например, заучив несколько правил, дети часто во время ответов воспроизводят одно правило вместо другого. Как помочь такому ребенку в усвоении знаний? На выручку приходят опорные схемы - это выводы, в виде таблиц, карточек, чертежей или рисунков. Например: Глагол – это часть речи, которая обозначает ________и отвечает на вопросы __________, изменяется по ________, ________, _________. Три склонения имён существительных 1 скл. 2 скл. 3 скл. ж.р., м.р. -а,-я м.р. – ь, -й, ж.р. - ь Они не требуют запоминания грамматического правила и механического его воспроизведения, а помогают ученику припоминать, воспроизводить в памяти раннее изученный материал. Причем ребенку – олигофрену лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. Постепенное дополнение и усложнение схем и таблиц при изучении конкретной темы, осуществляет не только принцип наглядности, но и последовательности, систематичности, доступности и прочности усвоения учебного материала учениками. Хорошо применять опорные схемы при изучении нового материала (они рождаются на глазах учеников в момент объяснения). Опорные схемы 3
использую при систематизации изученного материала, при повторении и закреплении. Опираясь на схему, ученик может дать грамотный и стройный ответ. Кроме того, опоры в виде таблиц и схем с пропущенными данными могут применяться на этапе контроля знаний учащихся теоретического материала. Например:
Заполни схему.

Заполни схему.
4 Три склонения имен существительных 1 скл. 3 скл. 2 скл. род мужской, ------------ _________ род ________________ род ________, средний - а, - _____ - ь ,- ь, - , - о -___ __________________ __________________ ______вода________ __________________ __________________ __________________ __________________ _город____________ __________________ __________________ _село_____________ __________ __________________ __________________ ______ночь________ __________________ __________________ __________________ ________________? ________________?
Названия

предметов

Имя

существительное
________книга_____ __________________ __________________ __
Названия признаков

предметов

Какой? Какая?

Какое? Какие?
новые_____________ __________________ ________________
Имя

прилагательное

Названия действий

предметов
_______________?
Что сделать?
____читать_________ __________________ __________________ ________________
Глагол

Нарушение грамматического строя речи – одна из особенностей речи детей - олигофренов. Чаще всего их фразы односложны. Дети очень редко пользуются соподчинительными предложениями, очень часто затрудняются в подборе слов для выражения оттенков мысли. Здесь на помощь придет комментированное управление. Ведь комментированное управление – это проговаривание учеником мысли вслух. Здесь ученик может пользоваться и опорной схемой и алгоритмом ответа. Например, при морфологическом разборе слов, когда понятия о приставке, корне, суффиксе и окончании как о частях слова сформированы, ученики пользуются алгоритмом разбора слова по составу. Алгоритм. 1. Подбери к слову родственные слова. 2. Выдели корень слова. 3. Найди в слове приставку. Попробуй заменить её на другую. Выдели приставку. 4. Попробуй изменить окончание слова. Выдели его. 5. Выдели суффикс. Ученик пользуясь алгоритмом морфологического разбора слова, рассуждает так: «Подберу однокоренные слова к слову перелетные – лететь, перелетел, залетел, улетели. Общая часть – корень лет Улетели – приставка у-, залетные – приставка за-, следовательно, перелётные – приставка - пере-. Окончание – это изменяемая часть слова. Перелетный, перелетная, перелетные – окончание –ые. Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня – суффикс н и т.д.» При объяснении своих действий учащийся включается в мыслительную деятельность, а также повышается регулирующая функция речи. Проговаривание им того, что рождается в уме, даёт возможность учителю контролировать на начальных этапах мыслительные процессы, предупреждать все отклонения, которые при этом могут возникнуть. Дети учатся применять в своих высказываниях - рассуждениях такие слова как значит, следовательно, поэтому, таким образом. В результате их речь становится более стройной, правильной, доказательной. Комментированное управление постепенно переходит на новую стадию – стадию доказательного комментирования. 5
ЧАСТИ РЕЧИ

Часть каждого урока ведется «ведущим» учеником методом комментированного управления. Так, например, на этапе формирования умения объяснять написание парных согласных на конце слов или в середине учащиеся рассуждают так: «Я не знаю какую букву надо писать в слове глазки «з» и «с». Я изменю это слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная буква. Например гла з,с …ки - глаз а. Перед гласной «а» слышу звук [з], следовательно в слове глазки буду писать букву « з». При комментированном управлении повышается ответственность «ведущего» ученика за свои слова и действия перед всем классом. Все дети хотят быть «ведущими» при этом не чувствуют что идет опрос материала и чувствуют себя комфортно. На уроках грамматики, правописания и развития речи необходимо применять комментированное управление, так как оно подчиняет работу всего класса одному «ведущему» ученику, в результате не измеримо вырастает авторитет отвечающего ученика и повышает внимание всех учащихся, их активность на уроке. Все действия выполняются детьми осмысленно, обоснованно, по алгоритму «Доказываю, вспоминаю правило, проверяю». Комментированное управление объединяет три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным, дает учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и умениями. Комментированное управление позволяет решать не только учебные, коррекционно – развивающие, но и воспитательные задачи. Желательно всем учителям, преподающим любой предмет, применять в своей работе опорные схемы и алгоритмы рассуждений, так как они подводят учеников к выводам по изучаемой теме, помогают восстановить в памяти изученный ранее материал. С опорой на схему ученик может сформулировать свою мысль, дать точный и грамотный ответ, а также схемы способствуют выявлению знаний и умений учащихся в процессе самостоятельных и проверочных работ. Использование, в процессе обучения детей с легкой интеллектуальной недостаточностью, таких элементов технологии С. Н. Лысенковой, как опорные схемы, алгоритмы рассуждений, комментированное управление на уроках грамматики, правописания и развития речи повышает уровень знаний и умений учащихся, помогает осуществлять коррекцию психических процессов детей олигофренов: мышление и речь становятся более организованными, улучшается память, повышается активность, самостоятельность учащихся в процессе познавательной деятельности, воспитывается интерес к учению, ответственность перед коллективом класса. Библиография 6
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебн. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с. 2.Абратова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах / Е.А. Абратова. – СПб.: Издательский дом «Литера », 2008. – 224 с. 3. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. Для учителя / Воронкова В.В. – М.: «Ш кола - Пресс», 1994. – 416 4. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: кн. для учителя: (из опыта работы). – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.: ИЛ. ( Творч . лаб. учителя). 5. Новиченок И.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах / И.К. Новиченок. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. – 96 с. 6. Педагогический поиск: кн. для учителей – 2-е изд. / И.Н. Баженова, С.Н. Лысенкова и др. – М.: Педагогика 7