"Некоторые методические рекомендации по организации школьных олимпиад"

Автор: Махмутов Федор Римович
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 40 с углубленным изучением математики имени В.М. Барбазюка"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Некоторые методические рекомендации по организации школьных олимпиад"
Дата публикации: 29.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Некоторые методические рекомендации по организации школьных

олимпиад
Современным требованиям к организации обучения школьников, согласно Концепции модернизации российского образования, соответствует учитель, направленный на развитие творческой, социально-активной личности, способный выявить ее познавательные интересы и потребности, выдвинуть задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Современное поколение, которое растет в условиях стремительных перемен, будет жить в совершенно ином обществе, динамически изменяющемся, в связи с этим важнейшей становится проблема подготовки молодёжи к самостоятельным действиям, принятию решения, не потеряв при этом своей личностной самобытности, нравственных начал, способности к самопознанию и самореализации. Среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, особое место занимает участие школьников в олимпиадах. Предметные олимпиады являются соревнованием школьников по общеобразовательным предметам. Главной задачей олимпиад, по нашему мнению, становится повышение интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявление талантливых учащихся. Возможности олимпиады велики, они позволяют не только школьникам, но и учителям проверять и критически оценивать свои возможности, определяться в выборе дальнейших путей образования. Если сравнивать с конкурсами, написанием рефератов или исследовательских работ, то олимпиады охватывают более значительный круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию эрудиции, что является важным для любого учителя. В изучение предмета олимпиады привносят творческое начало. Дети, увлеченные той или иной наукой, не должны откладывать творчество на завтра. Они имеют возможность пробовать свои силы уже сегодня в достаточно серьезных испытаниях. Большинство школьных предметов предполагают проведение внутришкольных, городских, областных, окружных, российских и международных олимпиад. В них могут принимать участие учащиеся 1–11-х классов (важно учитывать, что наряду с традиционными олимпиадами также проводятся дистанционные интернет-олимпиады по всем предметам – от информатики и математики до истории и биологии). Предусмотрено проведение олимпиад среди учащихся классов развивающего обучения и другие состязания школьников (математические турниры, КВН, и т.д.). Администрация образовательного учреждения в соответствии с локальным актом «Положение о проведении внутришкольной олимпиады» осуществляет руководство подготовкой и проведением предметных олимпиад, создает все необходимые условия для ее проведения. Методические объединения утверждают жюри олимпиады, для проведения
олимпиады выделяется необходимое количество кабинетов, учителя и школьники-участники олимпиады освобождаются от занятий, поощряются победители и учителя, которые их подготовившие, и т. д. Время проведения внутришкольных олимпиад обычно жестко привязано ко времени проведения городских (районных) олимпиад. Городским (районным) олимпиадам должны предшествовать внутришкольные, поэтому рекомендовано их проводить в первой половине второй учебной четверти. Чтобы подготовить обучающихся к олимпиаде, необходимо немало времени. Безусловно, процесс подготовки к олимпиадам следует начинать с начала учебного года. Для этого учитель выбирает в каждом классе небольшую группу учащихся из 3–5 человек, которые интересуются предметом и достигают наилучших результатов в обучении. Учитывая многолетний опыт участия в олимпиадах разного уровня и ранга, можно сделать вывод, что школьникам для успешного выступления в них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. В особой подготовке нуждаются учащиеся прежде все-го потому, что при организации и проведении олимпиад предпочтение отдается оригинальным идеям решения тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптималь-ного метода выполнения задания, аргументированным выво-дам и т. д. Следует принимать во внимание тот факт, что участникам олимпиад нередко предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета. Методические объединения учителей-предметников примерно за 2–3 недели до проведения внутришкольной олимпиады разрабатывают и утверждают задания, которые составляются с учетом многолетней практики участия обучающихся в городских и областных предметных олимпиадах и требований, предъявляемых к ним. В олимпиадные задания для любого класса по любому предмету рекомендуется включать вопросы из разных курсов данной дисциплины, а не только из тех, которые изучаются в данном классе в школе. Победителями школьной олимпиады могут стать только хорошо ориентирующиеся в разных областях науки ученики. Среди заданий школьной олимпиады содержатся, как правило, вопросы и упражнения различных типов и степени сложности. Они состоят из нескольких более простых, «утешительных» вопросов для менее подготовленных учеников или тех, кто впервые участвует в олимпиаде школьников. Легкие вопросы в олимпиадных заданиях должны быть в наличии обязательно, так как, если перед новичками поставить сразу очень сложную задачу, то есть риск навсегда вселить в них неверие в свои силы с отрицательными последствиями. Но главная роль при отборе победителей школьного тура олимпиады принадлежит сложным вопросам. В их решении от участников олимпиады требуется большое напряжение сил, и с ними могут справиться только учащиеся, находящиеся на достаточно высокой
ступени интеллектуального развития и овладения системой знаний по математике. К каждому отдельному вопросу школьного тура основное методическое требование вытекает из общего характера большинства заданий или городского, или областного туров олимпиады. Суть его заключается в том, что ответ на олимпиадный вопрос должен показать, насколько обучающийся может творчески использовать имеющиеся у него знания, в какой степени он владеет фактами науки, абстрактным мышлением, способен ли он логически думать. Соблюдение этого требования особенно важно в проведении олимпиад, где принимают участие учащиеся профильных классов, потому что часто учителя, работающие в данных классах, уделяют внимание в первую очередь «знаниевому» компоненту воспитательно- образовательного процесса, при этом не обращая внимания на необходимость развития самостоятельных познавательных и творческих сил обучающихся. Можно прийти к выводу, что главное в вопросах школьной олимпиады – это наличие заданий творческого характера, которые требуют от школьников проявления навыков познавательной самостоятельности. Школьная администрация, опираясь на отчеты о проведении внутришкольных олимпиад, которые предоставляют председатели методических объединений учителей-предметников, обобщает и анализирует полученные результаты, утверждает состав команды на городские олимпиады и оформляет заявки на участие в них. К городской олимпиаде учителя готовят победителей внутришкольных олимпиад. Для подготовки к городскому туру олимпиады требуется разработка индивидуальной программы для каждого участника, в ней учитывается степень его владения фактическим материалом по разным разделам того или иного школьного курса, уровень сформированности познавательной самостоятельности, особенности мышления и творческий потенциал, а также другие факторы. Когда программа будет разработана, начинается ее последовательная реализация. Работа должна вестись с учетом всех разделов школьного курса математики, в том числе рассматриваются задания разной степени сложности, структуры и характера. Следует учитывать, что работу по подготовке обучающихся к олимпиаде нельзя сводить лишь к рассмотрению тех заданий, которые предлагает учитель. Предполагается и большая самостоятельная работа ученика с дополнительной литературой, в том числе и самостоятельный поиск ответов на вопросы и задания, предлагаемые учителем. Вся эта работа содержит огромный потенциал для развития познавательных сил обучающегося - участника олимпиады. Для участия в областных олимпиадах готовятся победители городских предметных олимпиад. Подготовка школьников к областным олимпиадам организуется примерно так же, как и подготовка к городским олимпиадам, но задания и вопросы, которые рассматриваются при этом, являются уже более сложными. При подготовке обучающихся к областным олимпиадам рекомендуется широко использовать задания олимпиад прошлых лет.
Таким образом, подготовка школьников к олимпиадам предусматривает не столько «наполнение и накачивание» их дополнительными знаниями (они знают достаточно много), сколько опирается на широкое использование заданий творческого характера, которые ориентированы на оригинальное решение поставленных математических проблем. Педагогический опыт показывает, что олимпиады дают огромный потенциал для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, помогают в построении для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), значительно расширяют возможности социализации учащихся, способствуя достижению основных целей обучения в школе. Успешность выступления обучающихся в олимпиадах является результатом работы и учителя-предметника, и деятельности администрации школы , которая создает условия для качественной подготовки обучающихся к предметной олимпиаде.