"Система воспитательной работы в кадетском классе в аспекте муниципальной инновационной модели деятельности классного коллектива".

Автор: Серикова Светлана Сергеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г. Гай Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система воспитательной работы в кадетском классе в аспекте муниципальной инновационной модели деятельности классного коллектива".
Дата публикации: 29.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Система воспитательной работы в кадетском классе в

аспекте муниципальной инновационной модели деятельности

классного коллектива.
Серикова Сетлана Сергеевна, классный рукодитель 6 «Б» казачьего – кадетского класса, МАОУ «СОШ №10» Как показывает опыт, одной из наиболее эффективных и содержательных форм в деле подготовки молодёжи к служению Отечеству и реализации задач военно-патриотического воспитания являются кадетские школы и кадетские классы, которые стали заметным явлением в системе российского образования XXI века. Кадетский класс – это инновационная форма воспитательной деятельности. Открывая такой класс, педагогический коллектив ставил цель – создание условий для целенаправленного формирования качеств личности воспитанников, необходимых для служения Отечеству на гражданском и военном поприще. Решались следующие
задачи:
 воспитывать уважение к чести и достоинству человека, создать условия для определения нравственного идеала;  развивать чувство патриотизма в процессе изучения истории и традиций российской армии, героического прошлого России;  повышать интерес к военному делу, к совершенствованию знаний, умений и навыков;  формировать потребность в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни;  развивать культуру межличностных отношений воспитанников, формировать интерес к внутреннему миру человека;  формировать эстетические вкусы, чувства. Для создания казачьего - кадетского класса была проведена большая работа с родителями: родительские собрания, беседы о перспективах и возможностях казачества, встречи с представителями Гайского хуторского общества. В результате – в 2014 году в казачий класс было подано 21 заявление, администрация школы выделила часы ГПД, родители заказали кадетскую форму, Гайское хуторское общество закрепило за классом военного руководителя. Окончательно право на
жизнь и общественное признание казачий - кадетский класс получил месяц спустя на торжественном посвящении в казаки - кадеты. Воспитательная деятельность в кадетском классе МАОУ «СОШ №10» построена на основе: - исторических традиций, - положений Концепции патриотического воспитания граждан РФ; - основных принципов современной дидактики. Для работы в казачьем - кадетском классе классный руководитель определил основные понятия воспитательной системы казачьего - кадетского класса.
Воспитательная система казачье - кадетского класса МАОУ «СОШ

№10»
– это единое воспитательное пространство, охватывающее весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность в дополнительном образовании, общение, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды. Основополагающими компонентами для казачьего - кадетского класса являются следующие определения:
Казачье - Кадетское воспитание
– строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляемое подготовленными специалистами в условиях школы.
Казачье

-

Кадетское образование
– четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний по общеобразовательным дисциплинам и военной подготовке. Содержание воспитательной системы казачьего - кадетского класса обеспечивается научно обоснованным
сочетанием обучения, военной

подготовки, дополнительного образования, труда и отдыха казаков -

кадет
. В основе выполнения всех воспитательных задач казачьего - кадетского класса лежит специально разработанная в условиях пребывания кадетов в школе воспитательная система, которую реализует в практической воспитательной работе весь педагогический коллектив: учителя- предметники,  педагоги-организаторы,  социальный педагог,  психолог,  педагоги дополнительного образования.
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗАЧЬЕГО -

КАДЕТСКОГО КЛАССА


Военно-патриотическое
- данное направление реализуется через программу класса казачьей направленности «Честь имею!», внеурочную деятельность «Основы военной службы»: тактическая подготовка, строевая подготовка, огневая подготовка.
Физкультурно-оздоровительное
- данное направление реализуется через программу внеурочной деятельности «Туризм» и «Общефизическая подготовка».
Духовно-нравственное
- данное направление реализуется на уроках мужества, часах общения и встречах а представителями духовентсва.
Художественно-эстетическое
- данное направление реализуется в системе Школьной Республики «Содружество», внеурочную деятельность «Казачий хор».
Лидерское
- это направление реализуется через казачье - кадетское самоуправление. Кураторами класса является классный руководитель и атаман. Класс делится на 3 отделения, которые возглавляют командиры отделений.
Интеллектуальное
– это направление реализуется через изучение устава РФ, а также через курс «История казачества» Благодаря такой системе на выходе из казачьего - кадетского класса мы получаем всесторонне развитую личность выпускника, способную ориентироваться в современном мире. Создана модель выпускника казачьего - кадетского класса, которую определяют ценностный, познавательный, творческий и художественный, коммуникативный потенциал. Структура модели воспитательной системы класса включает в себя три блока: - взаимодействие с воспитательной системой школы (кадеты участвуют в ключевых делах школьной республики, в тематических месячниках и неделях); - этапы развитие кадета ( 1этап-адаптация, 2 этап – утверждение, 3 этап личностно-профессиональное самоопределение) - работа по программе «Честь имею!»». Важной частью воспитательной системы, обеспечивающей организационную, целостную, эмоциональную индивидуальность является формирование, развитие и укрепление школьных традиций, которые определяют «лицо» кадетского класса. К традиционным можно отнести следующие мероприятия: - посвящение в казаки - кадеты - парад 9 мая - соревнования по стрельбе - соревнования «Боевая готовность» - школьная военно-спортивная игра «Зарница» - Посещение конно – спортивного клуба» - Экскурсия на погранзаставу
- День героя Отечества - Посещение храма - Рождественские встречи - Областной фестиваль казачьей истории Отличительной особенностью казачьего - кадетского класса МАОУ «СОШ №10» является соединение общего и дополнительного образования в единое целое.
Главная цель
системы дополнительного образования – получение кадетами знаний, умений, навыков сверх рамок основных общеобразовательных программ. Дополнительные образовательные про - граммы реализуются во вторую половину дня и включаются в расписание как обязательные занятия и занятия по выбору воспитанников. Система воспитательного взаимодействия кадетского класса с социальными партнёрами осуществляется в течение всего учебного года. В отличие от всех других учащихся казаки - кадеты занимаются в режиме полного дня. При этом в первой половине (с 8 00 до 14 00 ) – по обычному расписанию, соответствующему базисному учебному плану, а во второй (с 14 10 до 16 00 ) по расписанию кружковых, факультативных и специальных дополнительных занятий.
Деятельность казачьего класса направлена на создание

оптимальных условий для интеллектуального воспитания, физического

и нравственного развития учеников, формирование основы для их

подготовки к достойному служению Отечества на гражданском или

военном поприще.