Рабочая программа "Я - будущее России"

Автор: Дыщук Евгения Владимировна
Должность: зам директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Сапоговская СОШ"
Населённый пункт: Усть-Абаканский район, аал Сапогов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа "Я - будущее России"
Дата публикации: 30.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ На заседании ШМО зам. по ВР Директор школы _______ С.Ф. Крупченко ________Е.В. Дыщук ________ _____ Т.Ф. Чумакова «___»____20__г. «___» _____20__г. ___________ «___» «___»_______20__г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сапоговская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Я – будущее России» Направление: социальное 4-6 класс Составитель: Дыщук Е.В. а. Сапогов 2016
1.

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я- будущее России» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р 3. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 года № 41 4. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О векурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» 5. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» 6. Уставом МБОУ «Сапоговская СОШ» 7. Образовательная программа на 2016-2017 г. 8. Положение об организации по внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Сапоговская СОШ», утверждено приказом директора от 16.02.2016, №16. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федеральному государственному образовательному стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно- нравственного и правового долга. Программа «Я – будущее России» составлена на основе Концепции духовно- нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа «Я - будущее России» является основой к программе духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Цели программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников; • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; • воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.
2.Место кружка в учебном плане
Курс рассчитан 36 часов (1 раз в неделю). Основной организационной формой является занятие продолжительностью 40 минут.
3.Общая характеристика и принципы программы
. Программа «Я - будущее России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка «Операция "Поиск"»; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются:
 сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность,  последовательность, прочность.  Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.  Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым, интересным её проведением.  Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.  Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку посильных задач и подборку средств для их решения.  Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь
предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.  Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.  При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи
4.Ценностные ориентиры
Молодежь России — это не просто пласт в половозрастной социальной структуре общества, 36,3% населения России или 19,6% занятых. Это будущее России, поскольку именно молодежь, ее подходы к жизни определяют направления развития страны, но в то же время само состояние общества и государственная политика закладывают ценностные основы и формируют приоритеты и ориентиры молодежи. Рассматривать состояние молодежи в современной России следует именно через призму государственного развития, национальных интересов России: — ценностные основы молодежи — отношение к Родине, семейным ценностям, приверженность к здоровому образу жизни являются основой духовного наследия России, духовным здоровьем нации; — отношение к семье, ориентация на определенное число детей — это база демографической стабильности и устойчивости. Если молодежь выбирает европейскую модель — позднее рождение и один ребенок в семье, то это усугубляет и без того тяжелую демографическую ситуацию в России; — политические ориентиры молодежи определяют идеологическое поле в России в будущем: готова ли молодежь активно бороться за лучшую Россию, с идеологией, с нравственными устоями, или же она относится благосклонно к господствующим либеральным взглядам, ее устраивает положение дел в стране; — выбор молодежью будущей профессии определяет структуру российской экономики. Если в стране практически не готовят инженеров, а выпускают исключительно специалистов гуманитарного профиля, то это ведет к сворачиванию отраслей, в которых необходимы технические кадры, в пользу отраслей без строгих требований к образованию — торговля, финансовая деятельность (консультанты младшего звена отдела обслуживания клиентов в банках). То есть образовательный выбор молодежи — это закладка ориентиров экономического развития страны; — структура занятости молодежи по отраслям экономики — это фактическое отражение того, какие сферы деятельности для молодежи являются приоритетными или доступными. Именно эти отрасли в перспективе и будут динамично развиваться в России по мере ухода на пенсию работников отраслей с явным дефицитом молодежи в них; — предпринимательская активность молодежи, ее инновационность. Логика этого вполне простая — способна ли молодежь создавать собственное дело, производство или ее удел быть менеджерами сейчас младшего, в будущем старшего
звена в крупных госкорпорациях, иностранных ТНК и крупнейших компаниях (например Большая четверка и др). При втором сценарии молодежь станет пассивным участником процессов в стране, подчиняясь неким внешним силам управления, в то время как активная молодежь, готовая заниматься своим делом, самостоятельно определяет облик развития страны. Приведенные выше ориентиры молодежи являются следствием сложившейся в стране ситуации, результатом запрограммированного развития, поэтому подходить к вопросу позиционирования молодежи необходимо с двух аспектов — это непосредственно сама молодежь и государство, формирующее условия для ее развития. В отношении ценностей российской молодежи следует говорить как о ценностном реверсе, так и о сохранении некоторых основ, на которых базируется российская цивилизация.
5.Планируемые результаты освоения учебного материала.

Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, - осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; - уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе). - совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; - владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; - овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения. - знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России. - умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
6. Содержание внеурочной деятельности

4 класс (36 часов)

1.

«Я и я»
Формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
2.

Мы все такие разные
. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.
3.

Кто я? Какой я?
Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека.
4.

«Можно» и «нельзя»
в жизни. Мир моих интересов
5.

«Я и семья»
Формирование гражданского отношения к своей семье.
6.

В гостях у предков
. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
7.

Моя семья
. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей - золотые руки Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
8.

Мой папа – солдат.
Профессия моих родителей. Здесь работает мой папа (мама). Приводить примеры проявлений патриотизма на примере ближайших родственниках.
9.

День пожилого человека
. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
10. Забота о родителях
- дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
11. «Я и культура»
. Формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты.
12. Формирование отношения к искусству
. Раз - словечко, два - словечко, - будет песенка. Музыкальная азбука.
13. Люблю тебя, моя Россия
. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны.
14. Сто великих женщин
. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе.
15. Музыкальные превращения
. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
16. «Я и школа»
. Формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать школьный Устав.
17. Поговорим о дружбе.
Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

18. Формирование гражданского отношения к школе
. Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав.
19. Ты и твои друзья
. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
20. Вежливая улица
. По каким правилам мы живем.
21. Школьный двор
. Десант чистоты и порядка.
22. Я и мой класс
. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
23. «Я и мое Отечество»
. Формирование гражданского отношения к Отечеству.
24. Поговорим о толерантности
. Геральдика - наука о гербах. Символика России.
25. Символы нашего края
. Государственный праздник - День Согласия и примирения.
26. Права ребенка
. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
27. От вершины к корням
. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства.
28. Я - гражданин России
. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать
29. Мы - россияне
. О подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои.
30. «Я и планета»
. Формирование гражданского отношения к планете Земля.
31. Чем живет планета Земля?
Судьба Земли - наша судьба.
32. Экология.
Как мы можем спасти планету?
33. Акции.
Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
34. В ответе за тех, кого приучили
. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
35.

Семь чудес света
. Знаешь ли ты страны мира?
36. Интересные факты.
Чего мы не знаем?
7.Содержание внеурочной деятельности

5 класс (36 часов)

1.

Я сам.
Мои увлечения. Делова игра «Я – лидер».

2.

Человек среди людей.
Природа в человеке, уникальное и природное в человеке. Забота о собственной индивидуальности и понимание интересов окружающих.
3.

Понимание красоты.
Красота внешняя и внутренняя. Понимание красоты в разных эпохах. Красота и здоровый образ жизни.
4.

Общение – способ взаимодействия людей
. Потребность в общении. Цели общения. Способы общения – речь, мимика, жесты, интонация, письмо. Права и сложности общения. Искусство общаться и дружить.
5.

Достижения на жизненном пути
. Воля, упорство, целеустремленность, трудолюбие – слагаемые жизненного успеха. В чем проявляется успешность. Человек на пути к успеху. Умение ставить цели и достигать их. Какие качества способствуют успеху. Неудача и как ее преодолеть. В чем могут быть причины разочарований. Опыт неудач – возможность будущего успеха.
6.

Моя семья.
Уникальность семьи для каждого человека. Цели создания семьи, задачи семьи. Семья – основа общества. Дети в семье. Современная российская семья. Роль семьи в жизни человека. Что объединяет членов семьи.
7.

Путешествие в детство наших бабушек
. Наши родители – выпускники нашей школы. Семейный альбом.
8.

Мой папа – солдат.
Моя родословная. Профессия моих родителей. Здесь работает мой папа (мама). Приводить примеры проявлений патриотизма на примере ближайших родственниках.
9.

Поговорим о дружбе.
Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека; оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. Тест «Умеете ли вы дружить?»
10. Друг и враг
. Искусство общаться и дружить. Добро и зло – мерило оценки поступков человека. Нравственные и безнравственные поступки.
11. Путешествие в страну Здоровья
. Качество жизни и здоровье человека. Ответственность за свое здоровье. Культура отношений человека к своему организму. Долголетие. Здоровье современного школьника. Слагаемые здорового образа жизни. Физкультура и спорт – защитники здоровья. Личная гигиена.
12. Безопасность человека в современном мире.
Что такое опасность. Как можно избежать опасностей. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы, социально опасные ситуации. Важность соблюдения правил безопасности.

13. Каждый человек уникален и ценен.
Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа.
14. Какие бывают увлечения
. Интерес – основа увлечения. Кратковременные и длительные увлечения. Увлечения как способ развития человека и познания мира. Опасность фанатизма.
15. Моя школа.
Школьные традиции. Открыты двери школьной библиотеки. Все работы хороши. Родная школа в лицах.
16. Мое село.
Почему так названа улица. Вехи истории. Береги родной край.
17. О людях, прославивших наше село
. Встречи с известными людьми. Сбор информации. Представление собранного материала в виде презентаций, сообщений, фотоотчетов.
18. Человек будущего
. Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Анализировать информацию. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.
19. Письмо самому себе «Каким я буду через 15 лет?»
конкурс сочинений.
20. Моя Россия.
Что ты знаешь об истории земли русской? Они прославили Родину. Суровые годы войны. Я люблю тебя, Родина! Читайте, завидуйте – я гражданин…
21. Мои права и обязанности.
Объяснять взаимосвязь государства и его граждан; приводить примеры прав и обязанностей гражданина РФ. Составление памятки «Мои права и обязанности».
22. Человек в мире правил
. Правила поведения. Обычаи разных народов. Правила, общие для всех людей. Роль законов в жизни человека и общества.
23. Россия – Родина моя
. Россия – наш общий дом. Патриотизм – любовь к своей стране и забота о ее процветании. Ответственность гражданина за будущее страны. Кого можно считать патриотом. Государство и его признаки.
24. Символика страны, области, села
. Знакомство с гимном РФ, РХ. Как правильно слушать гимн, исполнять. Знакомство с флагом и гербом РФ, РХ. Понятие «малая родина», «родная сторонка»
25. Россияне – союз разных народов
. Народы, проживающие на территории России. Чем опасна вражда народов. Равенство всех народов и недопустимость вражды.
26. Выборы в Российской Федерации
. Высшие органы государственной власти и их функции. Роль президента и парламента в управлении страной. Задачи правительства. Взаимодействие гражданина и государства.

27. Что такое мужество героизм? В наше время.
Можно стать героем и в простых, будничных делах, не только во время войны. Выдающиеся мыслители говорили: «Нередко отвага людская больше познается в малом, нежели в великом», «Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах». Не всякий смелый поступок можно назвать героическим. Например, на глазах у прохожих перебежать улицу в опасном, неположенном месте на красный свет — это не героизм, а глупость, которая может очень плохо кончиться для «героя».
28. Защитники Родины.
Помнишь фразу из знаменитого фильма «Офицеры» - «есть такая профессия – Родину защищать»? Профессия военный очень важна и почётна. Работа для человека данной профессии найдётся в любой точке России, военные нужны всегда и везде.
29. День космонавтики
. 12 апреля 1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля.
30. Исследовательские работы «Мои земляки - герои войны».

31. Города и реки России.
В России насчитывается более 2,5 миллионов рек, речушек и ручьёв. Издавна люди использовали реки в разнообразных целях. Для многих граждан нашей страны реки играют огромную роль и в настоящее время.
32. Труд – воспитатель человека и основа процветания общества
. Как относились к труду наши предки. Умение выбрать профессию. Как организовать свой труд. Право на труд в нашей стране.
33. Защита презентаций «Я гражданин России»
Составить собственная формула успеха. Возможности для активного участия школьников в жизни страны. Реализация полученных знаний в повседневной жизни. Подведение итогов.
34. Флора и фауна Республики Хакассия.
Растительность Республики Хакасия. Разнообразные растения. Большую часть территории Хакасии занимают леса .
35. Природные богатства нашего края.
Водные ресурсы Хакасии представлены практически всеми видами водных объектов. Животный мир и разнообразен и многочислен. Растительный мир. Лесной фонд Хакасии занимает две трети ее территории.
36. Каждому скворцу скворечник. «Акция покормите птиц зимой»

8.Содержание внеурочной деятельности


6

класс (36 часов)

1.

Я Сам
. Мои увлечения. Деловая игра «Я - лидер»
2.

Личность
. Социальное взаимодействие и его значение для становления личности. Ценностные ориентиры в жизни человека. Человек в поисках смысла жизни.
3.

Общение – способ взаимодействия людей
. Потребность в общении. Цели общения. Способы общения – речь, мимика, жесты, интонация, письмо. Права и сложности общения. Искусство общаться и дружить.
4.

Социальный проект
. В поисках смысла жизни (что нужно сделать для того, чтобы определить смысл своей жизни).
5.

Успех и его значение в жизни человека
. Ориентиры достижения жизненного успеха. Может ли человек жить, не задумываясь о смысле жизни?
6.

Практикум
: Придумайте или найдите описание игры, в которой предполагается смена лидера. Проведите такую игру с учащимися. Понаблюдайте, всем ли удается справиться с ролью лидера. Что нужно знать и уметь, чтобы с этой ролью справляться?
7.

Социальные роли и возможности для их освоения в школьном возрасте
. Лидерство.
8.

Мы – разные, мы – вместе.
Советы друзьям: что нужно для того, чтобы стать лидером? (как наш класс может укрепит свое единство). Защита прав ребенка в школе. Ученическое самоуправление в нашем классе.
9.

Ценности современного общества
. Значимость идей социальной справедливости и равенства для современного российского общества. Уважение частной жизни.
10. Российское общество – единство непохожих
. Уважение социального многообразия в России
11. Достижения земляков и их вклад в развитие страны
. Что значит быть патриотом малой родины.
12. Социальные нормы
. Значение социальных норм в жизни человека и общества.
13. Право и мораль
. Особенности правовых и моральных норм. Закон.
14. Международные и российские законы на защите прав ребенка
. Конвенция о правах ребенка и Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Правовая ответственность несовершеннолетних в России. Уважение к закону – основа развития российского общества.

15. Гражданин: юридический и моральный аспекты понятия
. Становление гражданина. Гражданственность.
16. Практикум
: Какую ответственность несут несовершеннолетние за различные преступления. Как можно избежать нарушений правовых норм.
17. Человек – высшая ценность Российского государства
. Права, свободы и обязанности граждан России. Свобода и ответственность.
18. Человек среди людей.
Интервью у старших (своих родителей, педагогов). Выясните, какие социальные роли им приходится выполнять сегодня. Какие из них они считают наиболее сложными? В чем они видят трудности исполнения тех или иных ролей?
19. Молодые граждане России
. Проблемы самоопределения. Деятельность. Значение мотивации деятельности. Мировоззрение. Ценности как базовые элементы мировоззрения.
20. Круглый стол
. Может ли человек обойтись без Родины? Почему вы так думаете? В чем именно состоит долг каждого из нас перед Родиной – Отечеством? Может ли патриот критиковать свое Отечество? Чем дорога вам малая родина? В чем выражается взаимозависимость положения гражданина и государства?
21. Экономика
. Рыночные отношения в России. Производство и потребление. Конкуренция. Закон спроса и предложения.
22. В мире товаров и услуг .
Посетите ближайший магазин (парикмахерскую, стоматологический кабинет и т.д.). Найдите в нем уголок потребителя. Какая информация в нем содержится? Какой информации, на ваш взгляд, не хватает? Сделайте макет своего уголка потребителя.
23. Деньги и их функции в современном мире
. Валюта. Электронные деньги. Планирование расходов. Сбережения. Расходы в долг.
24. Основные права российского потребителя и способы их защиты
. Право на безопасность и качество. Право на информацию.
25. Значимость моральных ценностей в экономической сфере

жизнедеятельности.

26. Информация и способы ее распространения.
Средства массовой информации в России. Печатные СМИ. Электронные СМИ. Телевидение. Интернет. Особенности жизни в информационном обществе.
27. Понятие рекламы и ее значение в современном

мире
. Виды рекламы. Реклама и умение делать выбор. Социальная реклама. Регулирование рекламы.

28.
Изучите рекламу, размещенную на улицах вашего родного села и т.д. Какая реклама преобладает? Удалось ли вам обнаружить примеры социальной рекламы? Что, на ваш взгляд, могло быть отражено в социальной рекламе?
29. Свобода информации и ее границы.
Ценность информации для современного российского общества.
30. Культура
: понятие, многообразие, формы. Экологическая культура. Образ жизни и его отдельные составляющие; язык, верования, ценности, этикет.
31. Современная российская наука и образование
. Достижения российской науки и их значение во всем мире. Развитие российского образования. Непрерывное образование и его значение в современном российском обществе.
32.

Исследовательский проект
: Слагаемые жизненного успеха школьника (формула успеха).
33. Культурное богатство народов России
. Традиции и обычаи. Роль религии в жизни российского общества.
34.
Социальное многообразие в России. Толерантность.
35. Гражданин России .
Узнайте из литературы, Интернета, расспросите взрослых, как несовершеннолетний гражданин может участвовать в жизни страны. Выберите одни из наиболее доступных для вас способов (например, выборы школьного самоуправления, добровольческая акция).
36.
Реализуйте его применительно к условиям своего образовательного учреждения
Календарно-тематическое планирование на 4 класс.



Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов

деятельности ученика

Дата

план

факт
1 «Я и Я» Формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
08.09.
2 Мы все такие разные Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.
15.09


3
Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека.
22.09

4
«Можно» и «Нельзя» Мир моих интересов
29.09

5
«Я и моя Семья»
06.10.

6

13.10.

7

20.10

8

27.10

9

10.11

10

17.11

11

24.11

12

1.12

13
Право и мораль. Особенности правовых и моральных норм. Закон.
8.12

14
Международные и российские законы на защите прав ребенка. Конвенция о правах ребенка и Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Правовая ответственность несовершеннолетних в России. Уважение к закону – основа развития российского общества.
15.12

15
Гражданин: юридический и моральный аспекты понятия Становление гражданина. Гражданственность
22.12

16
Практикум: Какую ответственность несут несовершеннолетние за различные преступления. Как можно избежать нарушений правовых норм.
12.01

17
Человек – высшая ценность Российского государства. Права, свободы и обязанности граждан России. Свобода и ответственность.
19.01


18
Человек среди людей. Интервью у старших (своих родителей, педагогов). Выясните, какие социальные роли им приходится выполнять сегодня. Какие из них они считают наиболее сложными? В чем они видят трудности исполнения тех или иных ролей?
26.01

19
Молодые граждане России. Проблемы самоопределения. Деятельность. Значение мотивации деятельности. Мировоззрение. Ценности как базовые элементы мировоззрения
02.02

20
Круглый стол Может ли человек обойтись без Родины? Почему вы так думаете? В чем именно состоит долг каждого из нас перед Родиной – Отечеством? Может ли патриот критиковать свое Отечество? Чем дорога вам малая родина? В чем выражается взаимозависимость положения гражданина и государства?
09.02

21
Экономика. Рыночные отношения в России. Производство и потребление. Конкуренция. Закон спроса и предложения.
16.02

22
В мире товаров и услуг. Посетите ближайший магазин (парикмахерскую, стоматологический кабинет и т.д.). Найдите в нем уголок потребителя. Какая информация в нем содержится? Какой информации, на ваш взгляд, не хватает? Сделайте макет своего уголка потребителя.
23.02

23
Деньги и их функции в современном мире Валюта. Электронные деньги. Планирование расходов. Сбережения. Расходы в долг.
02.03

24
Основные права российского потребителя и способы их защиты Право на безопасность и качество. Право на информацию.
09.03

25
Значимость моральных ценностей в экономической сфере жизнедеятельности
16.03

26
Информация и способы ее распространения Средства массовой информации в России. Печатные СМИ. Электронные СМИ. Телевидение. Интернет. Особенности жизни в информационном обществе.
23.03


27
Понятие рекламы и ее значение в современном мире. Виды рекламы. Реклама и умение делать выбор. Социальная реклама. Регулирование рекламы.
06.04

28
Практическое занятие. Изучите рекламу, размещенную на улицах вашего родного села и т.д. Какая реклама преобладает? Удалось ли вам обнаружить примеры социальной рекламы? Что, на ваш взгляд, могло быть отражено в социальной рекламе?
13.04

29
Свобода информации и ее границы. Ценность информации для современного российского общества.
20.04

30
Культура: понятие, многообразие, формы. Экологическая культура. Образ жизни и его отдельные составляющие; язык, верования, ценности, этикет.
27.04

31
Современная российская наука и образование Достижения российской науки и их значение во всем мире. Развитие российского образования. Непрерывное образование и его значение в современном российском обществе.
04.05

32
Исследовательский проект: Слагаемые жизненного успеха школьника (формула успеха).
11.05

33
Культурное богатство народов России. Традиции и обычаи. Роль религии в жизни российского общества.
18.05

34
Толерантность. Социальное многообразие в России. Толерантность
25.05

35
Гражданин России Узнайте из литературы, Интернета, расспросите взрослых, как несовершеннолетний гражданин может участвовать в жизни страны. Выберите одни из наиболее доступных для вас способов (например, выборы школьного самоуправления, добровольческая акция).
36
Реализуйте его применительно к условиям своего образовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование на 6 класс.



Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов

деятельности ученика

Дата

план

факт
1 Я сам Мои увлечения. Делова игра «Я – лидер».
08.09.
2 Личность. Социальное взаимодействие и его значение для становления личности. Ценностные ориентиры в жизни человека. Человек в поисках смысла жизни.
15.09

3
Общение – способ взаимодействия людей. Потребность в общении. Цели общения. Способы общения – речь, мимика, жесты, интонация, письмо. Права и сложности общения. Искусство общаться и дружить
22.09

4
Социальный проект В поисках смысла жизни (что нужно сделать для того, чтобы определить смысл своей жизни).
29.09

5
Успех и его значение в жизни человека. Ориентиры достижения жизненного успеха. Может ли человек жить, не задумываясь о смысле жизни?
06.10.

6
Практикум: Придумайте или найдите описание игры, в которой предполагается смена лидера. Проведите такую игру с учащимися. Понаблюдайте, всем ли удается справиться с ролью лидера. Что нужно знать и уметь, чтобы с этой ролью справляться?
13.10.

7
Социальные роли и возможности для их освоения в школьном возрасте Лидерство.
20.10

8
Мы – разные, мы – вместе. Ценности современного Значимость идей социальной
27.10

общества. справедливости и равенства для современного российского общества. Уважение частной жизни.
9
Ценности современного общества. Значимость идей социальной справедливости и равенства для современного российского общества. Уважение частной жизни.
10.11

10
Российское общество – единство непохожих. Уважение социального многообразия в России
17.11

11
Достижения земляков и их вклад в развитие страны Что значит быть патриотом малой родины.
24.11

12
Социальные нормы. Значение социальных норм в жизни человека и общества.
1.12

13
Право и мораль. Особенности правовых и моральных норм. Закон.
8.12

14
Международные и российские законы на защите прав ребенка. Конвенция о правах ребенка и Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Правовая ответственность несовершеннолетних в России. Уважение к закону – основа развития российского общества.
15.12

15
Гражданин: юридический и моральный аспекты понятия Становление гражданина. Гражданственность
22.12

16
Практикум: Какую ответственность несут несовершеннолетние за различные преступления. Как можно избежать нарушений правовых норм.
12.01

17
Человек – высшая ценность Российского государства. Права, свободы и обязанности граждан России. Свобода и ответственность.
19.01

18
Человек среди людей. Интервью у старших (своих родителей, педагогов). Выясните, какие социальные роли им приходится выполнять сегодня. Какие из них они считают наиболее сложными? В чем они видят трудности исполнения тех или иных ролей?
26.01

19
Молодые граждане России. Проблемы самоопределения. Деятельность. Значение мотивации деятельности. Мировоззрение. Ценности
02.02

как базовые элементы мировоззрения
20
Круглый стол Может ли человек обойтись без Родины? Почему вы так думаете? В чем именно состоит долг каждого из нас перед Родиной – Отечеством? Может ли патриот критиковать свое Отечество? Чем дорога вам малая родина? В чем выражается взаимозависимость положения гражданина и государства?
09.02

21
Экономика. Рыночные отношения в России. Производство и потребление. Конкуренция. Закон спроса и предложения.
16.02

22
В мире товаров и услуг. Посетите ближайший магазин (парикмахерскую, стоматологический кабинет и т.д.). Найдите в нем уголок потребителя. Какая информация в нем содержится? Какой информации, на ваш взгляд, не хватает? Сделайте макет своего уголка потребителя.
23.02

23
Деньги и их функции в современном мире Валюта. Электронные деньги. Планирование расходов. Сбережения. Расходы в долг.
02.03

24
Основные права российского потребителя и способы их защиты Право на безопасность и качество. Право на информацию.
09.03

25
Значимость моральных ценностей в экономической сфере жизнедеятельности
16.03

26
Информация и способы ее распространения Средства массовой информации в России. Печатные СМИ. Электронные СМИ. Телевидение. Интернет. Особенности жизни в информационном обществе.
23.03

27
Понятие рекламы и ее значение в современном мире. Виды рекламы. Реклама и умение делать выбор. Социальная реклама. Регулирование рекламы.
06.04

28
Практическое занятие. Изучите рекламу, размещенную на улицах вашего родного села и т.д. Какая реклама преобладает? Удалось ли вам обнаружить примеры социальной рекламы? Что, на ваш взгляд, могло быть
13.04

отражено в социальной рекламе?
29
Свобода информации и ее границы. Ценность информации для современного российского общества.
20.04

30
Культура: понятие, многообразие, формы. Экологическая культура. Образ жизни и его отдельные составляющие; язык, верования, ценности, этикет.
27.04

31
Современная российская наука и образование Достижения российской науки и их значение во всем мире. Развитие российского образования. Непрерывное образование и его значение в современном российском обществе.
04.05

32
Исследовательский проект: Слагаемые жизненного успеха школьника (формула успеха).
11.05

33
Культурное богатство народов России. Традиции и обычаи. Роль религии в жизни российского общества.
18.05

34
Толерантность. Социальное многообразие в России. Толерантность
25.05

35
Гражданин России Узнайте из литературы, Интернета, расспросите взрослых, как несовершеннолетний гражданин может участвовать в жизни страны. Выберите одни из наиболее доступных для вас способов (например, выборы школьного самоуправления, добровольческая акция).
36
Реализуйте его применительно к условиям своего образовательного учреждения.