"Секреты хорошей речи"

Автор: Жупеева Елена Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ 1 им.Е.С.Белинского"
Населённый пункт: Красноярский край, гп Северо-Енисейский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Секреты хорошей речи"
Дата публикации: 30.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Северо – Енисейская средняя общеобразовательная школа №1 им. Е.С.Белинского»

Программа внеурочной познавательной деятельности

«Секреты хорошей речи».

_____5_______ класс
Составитель программы: Жупеева Е.П. 2015-2016 учебный год
Учитель русского языка: Жупеева Елена Павловна МБОУ «СОШ 1 им. Е.С.Белинского». Красноярский край. Северо-Енисейский район. Гп. Северо-Енисейский.
Пояснительная записка.
Главная цель общения - правильно понимать друг друга. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь освоить каждому и действенное слово, и речевую культуру. Речевая культура - это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что эти умения и навыки - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, поэтому речевая культура школьников имеет большое образовательное значение. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Актуальность программы.
В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный блок языковых норм вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это поможет курс «Секреты хорошей речи». Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Практическая значимость
. Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Вид программы.
Модифицированная программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности среднего основного общего образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта среднего общего образования.
Цель программы
- формирование у учащихся знаний, умений и навыков, обеспечивающих незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.
Задачи программы:
- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка; - дать общие сведения о культуре речи; - обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 5-х классов; - обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи; - способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Общая характеристика предмета.

Язык - по своей специфике и социальной значимости- явление уникальное. Он является средством общения и формой передачи информации, частью духовной культуры русского народа. В системе общего образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на
34
часа в год,
1
час в неделю.
Результаты освоения предмета.

Планируемые результаты.

Личностными
результатами освоения предмета являются: - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; - осознание эстетической ценности языка; - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметными результатами освоения предмета являются
: • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); • владение разными видами монолога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
УУД

Личностные;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
• принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные:
• использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты освоения предмета:
Учащиеся должны
знать
: • общие сведения о культуре речи; • основные нормы современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 5-х классов». Учащиеся должны
умет
ь: • отличать текст от набора предложений на одну тему; • определять тему, главную мысль текста; • уметь озаглавить текст; • уметь составлять текст; • употреблять выражения приветствия, прощания и благодарности. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Требования к уровню подготовки учащихся.

1.От практики к теории и опять к практике.
Задача программы - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться. Это требует освоения элементарных, речеведческих понятий (сведений) о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как они строятся. Основу программы составляют коммуникативные умения (определение уровня), формируемые на базе элементарной речеведческой теории. Таким образом, при изучении речевой культуры большая часть времени отводится активной речевой деятельности учащихся. Дети учатся слушать, говорить, сочинять.
2. Культура - культурный человек - культура речевого поведения.
Эти исходные для программы понятия рассматриваются как соотносительные и взаимосвязанные: культура речевого поведения есть проявление общей культуры человека. В процессе работы учащиеся приближаются к осознанию важных идей мировоззренческого характера - о связи языка и
действительности, языка и мышления, конечно, о значении культуры речевого поведения в жизни. Развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, - и к формированию вежливой речи.
3. Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.
Речевая культура помогает развитию фантазии школьников, их воображения, формирует умение высказывать своё мнение, стимулирует детское творчество. Программа состоит из трёх разделов: «Речь и её значение в жизни», «Текст», «Культура общения».
Учебный план.

Содержание учебного материала.

Речь и её значение в жизни (16ч).
Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувствами; общаться; чтобы организовать дружную, эффективную работу. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: интонация, громкость, темп. Мимика и жесты в устной речи. Устный рассказ.
Текст (речевое произведение, высказывание) (10ч).
Тема текста. Заглавие текста. Основная мысль текста. Выделение в тексте непонятных (неясных) по значению слов. Опорные слова в тексте. Составление сказки по опорным словам.
Культура речи (8ч).
Выражение приветствия и прощания. Обращение. Извинение. Благодарность. Как нужно слушать собеседника. Разговор по телефону. Как нужно вести себя во время разговора.
Учебно-тематический план.

п/п

Тема занятия

Всего

часов

Из них

Форма

занятия

Форма

контроля

Теория

Практика



п/п

Названия раздела, темы

Всего

часов

Из них:

теория

практика

1

Речь и её значение в жизни

16

6

10

2

Текст

10

3

7

3

Культура общения

8

3

5


1.

Для чего нужна речь

1

1

Анкетирование

2.

Речь - средство передачи мыслей и

чувств

1

1

Беседа

3.

Значение речи в жизни человека

1

1

Сообщения

учеников

Презентация

4.

Культура общения

1

1

Просмотр

видеоматериала

5.

Знакомство

1

1

Ролевая игра

6.

Формулы извинения, благодарности.

1

1

Ролевая игра

7.

Значение речи в деятельности человека

1

1

Беседа

8.

Устная и письменная речь

1

1

Сообщения

учеников

Презентация

9.

Составление устного рассказа

1

1

Конкурс

Представление

связного текста

10.

Окраска (тембр) голоса

1

1

Практикум

11.

Темп

1

1

Практикум

12.

Громкость как свойство устной речи

1

1

Практикум

13.

Громкость и темп

1

1

Практикум

14.

Мимика и жесты в устной речи

1

1

Практикум

15.

Учимся говорить выразительно

1

1

Практикум


16.

Обобщение изученного об особенностях

устной речи

1

1

Конкурс

Представление

связного текста

17.

Как нужно вести себя во время разговора

1

1

Беседа

18.

Разговор по телефону

1

1

Ролевая игра

19.

Как нужно слушать собеседника

1

1

Беседа

20.

Культура общения

1

1

Практикум

21.

Вежливая просьба

1

1

Практикум

22.

Обращение

1

1

Практикум

23.

Закрепление изученного о культуре

общения

1

1

Практикум

24.

Сочиняем стихи

1

1

Конкурс

Творческая

работа

25.

Сочиняем загадки

1

1

Конкурс

Творческая

работа

26.

Поздравление и пожелания

1

1

Ролевая игра

Творческая

работа

27.

Тема текста

1

1

Практикум

28.

Заглавие текста

1

1

Практикум

29.

Выделение в тексте не понятных по

значению слов

1

1

Практикум

30.

Как строится текст

1

1

Исследова-

ния и решение

проблем

31.

Что такое опорные слова

1

1

Исследования и

решение проблем


32.

Опорные (важные) в тексте слова

1

1

Практикум

33.

Пересказ

1

1

Практикум

34.

Сочинение сказки по опорным словам

1

1

Конкурс

Творческая

работа

Форма организации работы:
- коллективная, - групповая - индивидуальная .
Теоретические занятия:
- беседы; - сообщения; - просмотр видеоматериала. - исследования и решение проблем.
Практические занятия:
- конкурсы; - викторины; - игры.
Дидактическое обеспечение программы:
1. Богословская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» (развитие коммуникативных способностей) - Екатеринбург: «АРГО», 2007. 2. Богданов В.В. Речевое общение. - Л., 2007. 3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 2008. 4. Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре речи. - М., 2010. 5. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М.,2009. 6. Культура речи и эффективность общения. - М., 2009.