Опыт работы "Формирование предпосылок экологического сознания и основ безопасности собственной жизнедеятельности у дошкольников"

Автор: Демидова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Црр-д/с №4"
Населённый пункт: г.Тула. п.Косая Гора
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опыт работы "Формирование предпосылок экологического сознания и основ безопасности собственной жизнедеятельности у дошкольников"
Дата публикации: 02.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №4»
Опыт работы
«Формирование предпосылок экологического сознания и основ безопасности собственной жизнедеятельности у дошкольников»

Воспитатель: Демидова Т.Н.

Список ИПМ
ИПМ 1. Сведения об авторе. ИПМ 2. Условия формирования опыта. ИПМ 3. Теоретическая база опыта. ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта. ИПМ 5. Новизна опыта. ИПМ 6. Адресность опыта. ИПМ 7. Трудоёмкость опыта. ИПМ 8. Технология опыта. ИПМ 9. Результативность опыта. ИПМ 10.Список литературы. Приложение к опыту работы: 1. Выступления на методических мероприятиях 2. Конспекты занятий 3. Конспекты сюжетно - ролевых игр 4. Публикации в СМИ 5. Конспект родительского собрания 6. Консультации для родителей 7. План по самообразованию 8. Педагогическая диагностика
« Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней всего живого и прекрасного» А. Арсеньев. Опыт на тему: «Формирование предпосылок экологического сознания и основ безопасности собственной жизнедеятельности у дошкольников» сформирован в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №4», расположенного в г.Тула, п.Косая Гора.
Цель:
Формирование начал экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.
Условия формирования опыта
На решение поставленной цели оказали влияние
следующие факторы
: -изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблемам экологического сознания и основ безопасности собственной жизнедеятельности у дошкольников; изучение опыта коллег в области познавательного развития дошкольников по ознакомлению с миром природы; -курсовая подготовка: повышение квалификации в сфере обновления содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС, самообразования по данной теме.
Теоретическая база опыта
Человек – часть природы: он не может вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы с можем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. «Советский энциклопедический словарь» даёт такое определение: « Экология»- наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А.А. Плешков автор программы « Зелёный дом» определяет экологию как науку « о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и средой» А.П. Молодова считает экологическое воспитание дошкольников - это, прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного
отношения к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Л.И. Егоренков даёт определение экологического воспитания дошкольников - это приобретение каждым человеком чувства природы, в умении вникать в её мир, в её ничем не заменимую ценность и красоту, понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле, диалектической неразрывности и взаимообусловности природы и человека. А.М. Федотова экологическое воспитание дошкольников - это формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей. Н.А.Рыжова экологическое воспитание дошкольников – это формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней. Проанализировав понятийный аппарат « Экологического воспитания» ряда авторов пришла к выводу, что главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура- это часть общей культуры личности. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания. КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Экологические знания, умения. Экологическое мышление. Ценностное ориентирование. Экологическое поведение. Человек не живёт в естественной природе. Он живёт в среде, преобразованной им самим. Среда- это окружающий мир, в котором люди, природный и социальный мир неразрывно взаимосвязаны. Человек, используя материалы, создал богатство окружающего мира: города и сёла, сады и парки, транспорт, искусство, образование и здравоохранение. Он разработал этические нормы и правила отношения между людьми и миром природы. Содержание программы создаёт благоприятные предпосылки для освоения дошкольниками таких общечеловеческих ценностей, как красота. Добро, любовь, счастье, здоровье-это современные философско- исторические концепции отношения человека и природы. Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Логика природы доступна ребёнку. Ему легче обнаружить связи и отношения в мире природе, чем в других областях действительности. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает
знакомиться с нею ещё до того, как произносит первые слова. Во время прогулок в природу можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. Малыш должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. В общении с родной природой воспитывается любовь к Родине, желание трудиться. С раннего детства формируются убеждения человека, и мы должны в этом возрасте закладывать фундамент социальной убеждённости, а оно формируется и укрепляется в труде. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувства, прежде всего - как эстетическое чувство, т.к. природа является основой красоты, источником музыке, поэзии и живописи. Поэтому человек, по настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья. Таким образом, восхищение красотой природы, охрана её и рациональное природопользование - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, К.Д.Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Моя активная позиция – это непосредственное участие в самом процессе экологического образования: повышение своей компетентности в новом направлении педагогики и реализации идей. В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием существует определённое противоречие. Суть противоречий в следующем: Декларируемые цели и задачи экологического воспитания базируются на новой экологической парадигме, которая в специальной литературе получила название
биоэкоцентризм,
а отбор содержания и методик производится на основе старой парадигмы-
антропоцентрической
. Многие годы в нашем обществе преобладал антропоцентрический подход, в соответствии с которым, человек считался мерой всех вещей, «
властелином и хозяином» природы, способным изменить её для удовлетворения своих потребностей. Многие исследователи, в том числе И.Н.Пономарёва, отмечают необходимость перехода к новой парадигме- системе взглядов, которая строится на основе биоэкоцентризма. Её суть при решении любых проблем приоритет отдаётся не социально-экономическим, а природным факторам. Конечной целью новой парадигмы является также человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания. Г.А.Ягодин отмечал: « Мы должны вновь и вновь задавать себе извечные вопросы: Кто мы? Дети природы или её властелины? Зачем пришли в этот мир? Потреблять или создавать?» Мы должны различать действия людей в окружающей среде и в природных условиях. Ребёнок с детства должен понимать, что « улучшить природу», « помогать» ей можно только в изменённой человеком среде: в городе, посёлке, парке, на участке детского сада, в живом уголке. К такой ситуации подходит известное высказывание А. Сент-Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приучили». В естественных условиях любая деятельность, в том числе и « помощь», знания строятся с учётом законов природы. Таким образом, в экологическом воспитании дошкольников необходима смена старой, традиционной парадигмы на новую биоэкоцентрическую. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы. Природа - среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческой потребности. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна.
Актуальность опыта
Экологическое воспитание и образование детей- чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребёнка- правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. В Тульской области и в отдельных районах создалась сложная экологическая обстановка; область выходит за рамки средних показателей экологического
неблагополучия. В ряде случаев утерян контроль над развивающимися негативными процессами, что способствует нанесению существенного вреда здоровью людей, ставит под вопрос полноценность будущих поколений. Воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, условий труда, питания, водоснабжения привело к резкому ухудшению здоровья жителей области и обострению демографической ситуации. Таким образом, чтобы изменить экологическую обстановку области, необходимо изменить отношение людей к природе, к людям, к самим к себе. Считаю, вышеизложенная проблема является наиболее актуальной для всей дошкольной педагогической системы, а значит и для нашего дошкольного учреждения и для меня.
Новизна
Создание системы методической поддержки педагогов в условиях ФГОС ДО для повышения качества образования, поддержки и мотивации процессов обучения и других видов деятельности детей дошкольного возраста.
Адресная направленность
Предлагаемый опыт может быть использован при организации деятельности методической службы в дошкольных образовательных учреждениях  в работе педагогов: − в процессе непрерывной образовательной деятельности; − интегрированных занятий с включением музыкальной деятельности, изобразительной деятельности, чтении художественной литературы, − в совместной деятельности педагога и детей.  в процессе совместной деятельности детей и родителей.
Трудоёмкость опыта
заключается в следующем: -организация работы по формированию предпосылок экологического сознания и основ безопасности собственной жизнедеятельности у дошкольников требует разработки перспективного плана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и способностей детей младшего дошкольного возраста; -организации специальной работы в ДОУ по обогащению развивающей среды с соблюдением всех принципов организации развивающей среды; -вовлечения родителей в воспитательно – образовательный процесс, их
заинтересованности и участия.
Технология опыта

Задачи экологического воспитания
В своей работе по экологическому воспитанию использую программы Н.Н. Кондратьевой «Мы», Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «От рождения до школы». Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, веду их от знакомства с природой к ее пониманию. Дети старшего дошкольного возраста достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они познают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, например связь живого и неживого в природе, единство и многообразие живых существ, непрерывное движение, изменение и развитие природы, влияние человека на природу. Старшие дошкольники под моим руководством овладевают знаниями о системе частных и общих связей в их иерархии в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. В работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию ставлю следующие задачи: 1. Познакомить о происхождении и многообразии форм жизни, о существенных признаках, потребностях, приспособленности к среде. 2.Познакомить детей с различиями живого и неживого. 3. Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы. 4. Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. 5. Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни. 6. Формировать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды. 7. Знакомить с флорой и фауной родного края.
Критерии гуманного отношения к природе.
Все задачи комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях
дошкольного учреждения существуют не обоснованно, а взаимосвязано. Критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе: - понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно- эстетическом значении для человека; - освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности в быту; - проявление активного отношения к объектам природы ( действенной заботы, умения оценивать действия других детей по отношению к природе). - наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их; - проявление инициативы в решениях экологических проблем ближайшего окружения.
Этапы работы
В своей работе при отборе содержания учитываю научность и доступность понятий. На каждом возрастном этапе первоначальные представления углубляю, насыщаю содержанием, постепенно перехожу в понятия, которые превращаю в знания.
Вторая младшая группа. 3-4 года.
Самый благоприятный для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире возраст.
Задачи:
* Заложить первые представления и ориентиры в мире природы. * Воспитать нравственно-этические нормы человеческого поведения. * Сформировать понятия о « живом» и « не живом». Учитывая особенности данного возраста, вся моя работа с детьми на данном этапе осуществляется через игру.
Дидактические игры
. Ребёнку легче понять и обследовать предмет, понять его свойства и качества. Учатся сравнивать, сопоставлять. Эти игры стимулируют умственную активность ребёнка, расширяют круг его интересов. «Построй дорогу для зайчика из камней», «Снежинка в гостях у ребят», «Великие помощники», « Купание куклы Даши».
Сюжетно-ролевая игра.
«У наших кукол праздник». Цель: закреплять знания об особенностях строении ёлки, сравнивать живую веточку с искусственной»
Игра сказка
« Путешествие маленькой капельки». Цель: закреплять знания о свойствах воды (прозрачная, чистая, грязная), Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения,
рыбы, птицы, звери и человек. Для проведения этой игры была проведена большая предварительная работа * Цикл наблюдений за рыбками в аквариуме. * Рассматривали чистую и грязную воду, холодную и горячую. * Проводила опыты: замораживание воды на улице, делали вывод: на холоде замерзает, превращается в лёд, в тепле - в воду. * Приобрели в группу фонтан для наблюдений за действиями воды: течёт, журчит. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют с различными предметами. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной. Поэтому в этом возрасте использую ведущим приёмом –
сюрпризный момент.
На каждое занятие к нам приходит красивая эстетичная игрушка: ёжик, зайчик, кукла Даша; вносится яркий предмет: капелька, солнышко, тучка. Дети начинают осознавать свои возможности, мотивы поведения. Им уже доступны элементарные оценки эстетические: красиво-некрасиво, нравится- не нравится, приятно - неприятно. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.
Средняя группа. 4-5 лет.
Дети этого возраста имеют более высокий уровень знаний, оценок и установок поведения. Они владеют довольно большим словарным запасом, что даёт им возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. В этом возрасте экологические представления конкретизируются и дополняются новым материалом.
Целью
моей работы в этом возрасте - удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Задачи:
* Стимулировать потребности познания окружающего мира. * Активизировать творческие способности. * Помочь ребёнку осознать красоту и неповторимость окружающего мира. * Формировать нравственно - этические нормы поведения. В этом возрасте весь свой материал усложняю и пополняю более сложными методами и приёмами, занятия становятся содержательнее. Занятия проводятся в два этапа: Первый этап, в него включаются игры или занятия, позволяющие настроить детей на активную познавательную детей, а именно игры- загадки, игра - угадайки по теме. Также включается коррекционная работа: игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками, игры-действия с игрушками и предметами, игры со строительным материалов, изготовление макетов из бросового материала; изобразительная деятельность: работа с картинками- обводками, вырезание ножницами. Дети участвуют в подготовке
атрибутов, в оформлении основного занятия. С помощью картинок - обводок они изготавливают различные фигурки- персонажи, маски, которые станут затем активными участниками игры, путешествия. Вторая этап: основное занятие. Дети уже самостоятельно могут догадаться, о чём или ком пойдёт речь. На занятии идёт постоянная смена видов деятельности детей: они слушают, смотрят, рисуют, разучивают, запоминают, отвечают на вопросы, пересказывают услышанное, фантазируют. Чем активнее дети на занятии, тем больше задействовано в работе психических функций: восприятия, внимания, мышления. Проводя игру-путешествия делаю её энергоёмкой, насыщенной новой информацией, работающей на расширение кругозора детей, на развитие речи. Занятие « Путешествия плодов и семян», дети узнают развитие дерева ( рост, питания, размножения). Используются модули растений, экологические игры, направленные на воображения: « Если б я был деревом», « Плохо или хорошо», « Настроение нашего дерева», использую панно «Дерево», модули человечки с разной мимикой, картинки с изображением действий: мальчик ломает ветку, разоряет гнездо, поливает, садит, силуэты разных птиц. Экологические цепочки: « Экологическая пирамида», «Что нужно человеку, «Кто кого боится», дети закрепляют взаимосвязи и взаимодействия в природе. Старшая группа. 5-6 лет. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж о природе. Этому способствует довольно высокий уровень абстрагирования, хорошо развитый анализ и синтез окружающей действительности, большой словарный запас. Расширяются и обогащаются знания о характерных явлениях и свойствах явлений. Детям доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщённости знаний позволяет переходить к понятиям . В этом возрасте у детей вырабатывается эмоционально-оценочное отношения в природе, к результатам труда.
Задачи:
* Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей нас природе. * Формировать оценочное суждение, в котором проявляется наблюдательность ребёнка, критичность мышления, интерес к миру природы. * Формировать представление о связях и зависимости, существующие в природе, выстраивать экологические цепочки, пользоваться обобщающимися словами. Развивать творческую инициативу, логическое мышление, воображение. Ведущим приёмом является
беседа
, Именно беседа помогает детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, выявить нравственную позицию ребёнка в его отношениях к животным, растениям, людям. Речь должна быть мягкой, доброжелательной, выразительной, главное эмоциональной. Прежде чем обратить внимание на моих воспитанников, на какой- либо объект природы, нужно подобрать
вопросы, обратиться к поэтическим образом (стихи, загадки, пословицы). На зимней прогулке предлагаю подумать, правильно зимнюю погоду называют сказочной, волшебной. Размышляя над этим, дети открывают для себя столько удивительного в привычном и обыденном: оказывается, сугробы имеют причудливую форму, напоминающую притаившихся зверей. Предлагаю понаблюдать за облаками. На что они похожи? Дети начинают фантазировать. В этом возрасте провожу
длительные наблюдения.
Цикл наблюдений за деревом. Дети наблюдают и рассматривают дерево в разные сезоны, на их глазах оно меняется, они прослеживают, кто живёт на дереве, кто прилетает к нему. Постепенно дети начинают о нём заботиться, ухаживать, беречь. Даю такие задания, как « Какое настроение у дерева?», « Сегодня день рождение у берёзки, что мы ей пожелаем?», если это разные времена года, то детям легче рассматривать наряд у дерева, каждый раз они замечают изменения. Циклические наблюдения помогают детям понять закономерности и связи между живой и неживой природой, делать свои небольшие выводы, учат ребёнка рассуждать, вызывают любознательность.
Составление сказок -
наиболее интересный приём. «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!», эти слова мы знаем с детства. Действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Сказку обсуждаем, обыгрываем, придумываем своё продолжение, переделываем её на новый лад, ставим по сказкам кукольный театр. Для составления сказок использую разнообразные схемы, картинки, модели, игры, для того чтобы детям было легче составить свои сказки. Детям предлагала начало сказки: Дело было зимой, испекла бабка колобок…. Дети начинали придумывать свою сказку, затем мы выпускали книжку под названием « Новые приключения колобка». Широко использую
поэтическое слово.
При знакомстве с опоэтизированной природой детям легче и доступнее даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить её значение в жизни человека, они учатся сравнивать, как отражено одно и тоже природное явление в разных поэтических строках. Читая стихи о лесе у разных авторов: С. Погореловский, «Лес», И. Бунин « Листопад», А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало», И. Суриков « Первый снег», подвожу детей к мысли, что лес красив во все времена года. Дети начинают понимать эту красоту, наслаждаться ею и передают свои впечатления в слове и рисунке. Познание природы будит ребячью мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, расширяются их представления, позволяющие им сравнивать, различать, вдумчивее относится к природе. Подготовительная группа. 6-7 лет. В этом возрасте большой объём знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире всё взаимосвязано: неживая природа, растения, животные,
человек.
Задачи:
* Углублять представление о взаимосвязях в природе. * Учить выделять взаимосвязь и взаимодействия живых организмов в сообществах экосистемы. * Дать представления о том, что растения, животные, человек представители живого в мире природы. * Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде. В этом возрасте широко использую системные операторы, благодаря этому приёму мои дети логически мыслят, делают выводы о взаимосвязях в природе, могут выделить части из целого. Схема системного оператора на тему « Лес»: Прошлое. Хвойные леса. 5. Объект как часть системы. 2. Сломанное дерево. 8. Части дерева. 4. Объект. 1. Дерево с плодами. 7. Животные . 6. Из чего состоит объект. 3. Семечко от яблока. 9. 1. « Лес» – объект, многоэтажность . 2. Зелёная зона. 3. Животные, растительность. 4. А какие леса были (раньше до этого). 5. Лесная зона занимала больше места. 6. Животных было больше. 7. В будущем мы вырубаем леса, остались пеньки, да кустарники. 8. Никто в таком лесу жить не будет. Потом дать, картинку как можем восстанавливаем леса. Системный оператор « От яйца……. До птицы». Курочка на гнезде Курица с цыплёнком. Курятник (можно провести беседу о домашней птице). Яйцо Цыплёнок (можно загадывать загадки) Курочка. Цветная картинка. Яйцо в разрезе Модель птицы (из чего состоит). Курочка чёрно- белый рисунок. Детям нравится всё таинственное, загадочное, поэтому в этом возрасте дети сами проводят занимательные опыты. Они уже могут написать секретное письмо невидимыми чернилами или превратить лёд в пар. После экскурсий, целевых прогулок, наблюдений мои дети делятся своими впечатлениями, отображая их в рисунках. Затем в нашей группе открывается картинная галерея. « Мои четвероногие друзья», « День рождения у берёзки», « В гостях у наших пернатых», « Зимушка хрустальная».

Основополагающие принципы работы по экологическому воспитанию
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:  формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;  использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;  помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.  создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность. Принцип научности и доступности понятий . На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления - понятия - знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний. Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса. Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.
Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию

Непрерывная образовательная деятельность
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них
возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому я строю НОД таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель я вижу не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для этого я разнообразила структуру и методы проведения НОД, способствующих развитию логического мышления и активности детей. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают нетрадиционные НОД: НОД-путешествие, НОД-сказка, викторина, игра, и т.д. Провожу такие занятия в группе , если позволяют погодные условия на участке. На таких НОД широко использую:  блицопрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);  проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание») ;  практическую работу и поисковую деятельность;  игровые приемы.
Экологические минутки
В утренние часы традиционным стало проведение экологических минуток
.
Их цель - создание проблемных ситуаций или моделирование биоцинозов. Биоциноз -это совокупность всех живых организмов, обитающих на данной территории. С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме.
Экскурсии
Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям. На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей: Приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.

1 заповедь
: соблюдение тишины (Л.П. Симонова). 
2 заповедь
: терпение (умение длительное время наблюдать за растением, животным). 
3 заповедь
: внимательность (учим находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).
Экологические сказки
Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.
Практическая деятельность в природе.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
Природоохранные акции
Это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:  «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)  «День цветов» (создание цветочных клумб)  «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)  «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
 «Чистое утро» (уборка территории)  «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т.д. С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.
Реклама
это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я дятел, живу в лесу. У меня красивый клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю вредных насекомых. Без меня лес пропадет».
Эксперименты и опыты.
Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в своей работе отвожу опытам и экспериментам. В процессе работы учу детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Игровые технологии
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В.А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости». Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Оденем куклу на прогулку» и другие. Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится, играя. Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.
С помощью игрушек и картинок я знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы мной изготовлены мини-макеты «Животные нашего леса», «Животные жарких стран», «Животные холодных стран», мини-музей «Царство Нептуна», мини-огород на окне, здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных
Прогулки
Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, использовала разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает?", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.
«Экологическая тропа»
Немаловажное значение в моей работе имеет «экологическая тропа». На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, я использовала как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, я выбрала деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление "солдатиков". Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одной высокой берёзе - гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживают за цветами: рыхлят, поливают. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как
изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.
Праздники и развлечения
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Я проводила праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом - Земля", "Зелёная планета". По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.
Чтение художественной литературы
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. (Нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада). Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.
Работа с родителями
Я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что
достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мной использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания", я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. (Для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляли равнодушие, цель – заинтересовать). Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовывать отдельную беседу. Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Показывали родителям сценку, например, "Лесные уроки вежливости", в которой сказочные персонажи рассказывали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседовали с родителями, давали каждому конкретные советы, порекомендовали детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, знакомиться с природой родного края через СМИ и т. д. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В группе я заранее вывешиваю яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными
письмами. Проводятся выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла», «Это поможет природе» «Лучшая кормушка» и другие. Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. В этой работе у меня сложилась определенная система: 1. В экологическом уголке помещаю советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите синицам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». 2. Ежегодно проводится экологический праздник «День птиц». В программе праздника - конкурс «Лучший домик для птиц», выставки «Корм для разных птиц», «Лесная столовая», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет. 3. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, провожу анкетирование по следующим вопросам: • Что такое экология? • Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему? • Есть ли в семье собака, кошка или другие животные? • Посадили ли Вы дерево? • Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц? • Читаете ли Вы ребенку книги о природе? • Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе? • Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу? • Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком? • Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.? • Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц? • Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе? • Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям? • Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду? Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Работа с педагогами
В работе с педагогами по вопросам воспитания у дошкольников экологической культуры использовала следующие формы: - проведение консультаций на темы: «Организация работы по экологическому воспитанию детей в ДОУ», «Экологические проекты - универсальная форма экологического воспитания дошкольников», «Проблемные ситуации для воспитателей», «Педагогический ринг по экологическому воспитанию», - выступление на педагогических часах по вопросам воспитания у дошкольников экологической культуры; - проведение семинара - практикума «Повышение экологической компетенции педагогов»; - показ открытых НОД по развитию экологических представлений. Для сотрудников провела анкетирование «Выявления знаний о новом виденье экологического воспитания».
Результативность опыта

Для детей:
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Для педагогов:
-повышение теоретического уровня и профессиональной компетентности в области развития экологической культуры дошкольников; -создание условий в предметно-окружающем пространстве для эколого- дидактических игр- как формы организации экологического развития дошкольников;
Для родителей:
- повышение социально - экологической культуры родителей; -знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи; -оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи; -включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально - экологических представлений у детей дошкольного возраста. Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.