"Лишайники"

Автор: Тетерина Светлана Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУСШ№99
Населённый пункт: Г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка урока 6 класс
Тема: "Лишайники"
Дата публикации: 02.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Задача «Лишайники»
Составитель: С.А. Тетерина, МБОУ СОШ № 99 Г. Красноярск .
Общая характеристика задачи
Предмет: биология, экология. Классы: биология – 7,8 экология – 7 класс Программа: Программа для общеобразовательных учреждений; Биология. 6–11 классы Н.И.Сонин. – М.: «Дрофа», 2012. Задача интегрированная, ориентирована на формирование естественнонаучной грамотности и грамотности чтения. Составлена в соответствии с одной из основных целей естественнонаучного образования – научить учащихся использовать научные понятия и термины, а также повседневную лексику для объяснения сути явлений окружающей среды. Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:  работа с аутентичным художественно-публицистическим текстом большого объема естественнонаучного содержания;  применение разных способов чтения;  многократное возвращение к тексту;  выявление точной информации из текста;  привлечение информации, которой нет в условиях (учебный опыт из разных естественнонаучных дисциплин) – ее надо вспомнить или домыслить, проанализировав текст;  интерпретация, аргументация разных точек зрения;  учет при ответе общего контекста и частностей;  формулирование свободных ответов в виде развернутого текста;  блок заданий предполагает разные предметные знания. Возможности применения: Биология – 7 класс (Биологическое разнообразие, адаптация к условиям среды. Экология – адаптация к условиям среды. Учитывая большое количество заданий, развернутые аргументированные ответы, можно использовать разные формы работы:  в группах с распределением заданий между группами и обсуждением ответов;  индивидуальную или парную письменную работу. Ответы свободные, важен общий смысл и коммуникативные умения. В зависимости от цели и выбранной формы работы учитель может при выставлении оценки в большей мере учитывать:  владение широким спектром естественнонаучных понятий;  активность и коммуникативность команды;  отдельно или дополнительно – четкость и ясность формулирования и т.д.
Источник
: lesson.is-great/moodle/index.php?

Текст задачи
Лишайник — это живой организм, образованный симбиозом гриба и водоросли. Водоросли могут быть зелеными водорослями или сине-зелеными водорослями. Сине-зеленые водоросли на самом деле являются бактериями, их называют цианобактерии. Так что лишайник может быть симбиозом 1) гриба и водоросли, или 2) гриба, водоросли и цианобактерии, или 3) гриба и цианобактерии. Лишайники – своеобразная группа живых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26 000 видов. Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Однако до сих пор не пришли к единому мнению относительно их положению в систематике живой природы: одни относят их к царству растений, другие – к царству грибов. Тело лишайника представлено слоевищем. Оно очень разнообразно по окраске, размерам, форме и строению. Слоевище может иметь форму тела в виде корочки, листовидной пластинки, трубочек, кустика и небольшого округлого комочка. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на три типа: накипные, листоватые и кустистые. Некоторые лишайники достигают в длину более метра, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см. Они быстро растут – за год увеличиваются на несколько сантиметров, а некоторые – на метры. Возраст их слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет. Лишайники не имеют типичной зелёной окраски. Окраска лишайников сероватая, зеленовато-серая, светло- или тёмно-бурая, реже жёлтая, оранжевая, белая, чёрная. Окраска обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба. Различают пять групп пигментов: зелёные, синие, фиолетовые, красные, коричневые. Цвет лишайников может зависеть также от окраски лишайниковых кислот, которые откладываются в виде кристаллов или зёрен на поверхности гиф. Лишайники - пионеры растительности. Поселяясь на местах, где другие растения произрастать, не могут (например, на скалах), они через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения. Лишайники широко распространены в природе (живут на почве, скалах, деревьях, некоторые в воде, встречаются на металлических конструкциях, костях, стекле, коже и других субстратах). Лишайники разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Это разрушительное действие заканчивают вода и ветер. Лишайники способны накапливать радиоактивные вещества. Лишайники встречаются повсеместно, и люди с древних времен их используют в различных целях (как корм для домашних животных, как лекарство и пищу, для
окрашивания тканей). Однако люди долгое время не знали, что это за организм. Это стало известно лишь в середине XIX века. Большую роль играют лишайники в хозяйственной деятельности человека: они служат кормом для оленей и некоторых других домашних животных; отдельные виды лишайников (лишайниковая манна, гирофора в Японии) потребляет человек; из лишайников добывают спирт (из цетрарии исландской, некоторых видов кладоний), краски (из некоторых видов охролехни); их используют в парфюмерной промышленности (эвернию сливовую - дубовый "мох"), в медицине (исландский "мох" - при кишечных заболеваниях, при болезни дыхательных путей, лобарию - при легочных заболеваниях, пелтигеру - при бешенстве, паргелию - при эпилепсии и др.); из лишайников получают антибактериальные Лишайники почти не вредят хозяйственной деятельности человека. Известны только два ядовитых вида (у нас они встречаются редко). Непосредственно деревьям, на которых они поселяются, лишайники вреда не приносят, потому что редко углубляются в живые ткани растений. Их даже считают "защитниками" деревьев. Известно, что дерево, покрытое лишайниками, менее подвержено разрушительной деятельности грибов, повреждающих древесину (ряд лишайниковых кислот подавляет рост грибов-разрушителей древесины). Однако они закрывают чечевички и этим затрудняют газообмен растений. Кроме того, под покровом лишайников на стволах деревьев находят убежище вредные насекомые, легче развиваются паразитные грибы. Следовательно, стволы деревьев особенно плодовых, нужно очищать от лишайников. Лишайники по-разному реагируют на загрязненность воздуха: некоторые не выносят ни малейшего загрязнения и погибают, другие – хорошо приспособились к соответствующим антропогенным условиям. Изучив это свойство лишайников, можно использовать их для общей оценки степени загрязненности окружающей среды, особенно атмосферного воздуха. Когда у евреев закончился весь хлеб, взятый с собой из Египта, Бог послал им пищу, выглядящую как белые маленькие крупинки или похожую на мелкий град. Название «манна» этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: «Ман-гу» (что это?), Моисей ответил: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Евреи и прозвали этот хлеб манной. Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во всё время их путешествия каждый день, кроме субботы. Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. Согласно аггаде, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус меда, дети — вкус масла.

Задание 1.
Посмотрев на фотографии лишайников, Саша поправил ее: «Лишайники» – это растения. А Марина утверждает, что лишайники - это грибы. Виктор Иванович сказал, что слова Марины и Саши неточны. В чем Саша и Марина ошибаются ? Какие биологические доказательства вы можете привести? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2
. Марина решила, что в выделенных словах текста допущена опечатка. Можно ли согласиться с Мариной? Поясните свой ответ. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 3.
Выскажите предположение, почему лишайники, в отличие от большинства других живых организмов, являются индикаторами чистого воздуха. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4.
Как вы думаете, почему лишайники делятся на три группы? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5.
Почему, несмотря на то, что лишайники поселяются на деревьях, их «называют» защитниками? Подчеркните в тексте слова, подтверждающие ваш ответ. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 6.
На основании наблюдений можно сделать вывод, что лишайники - пионеры природы. Согласны ли вы с тем, что приведенные в тексте факты – свидетельство об этом? Свое мнение поясните.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________
Задание 7.
Как вы можете доказать, что лишайник, относится к симбионтам и это результат адаптации к факторам среды обитания?
Задание 8.
Известно, что лишайники широко используются человеком. На основании содержания текста, составьте схему « Роль лишайников в жизни человека и природы» _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
З

адание 9.
Разрешите противоречие: почему лишайники, называют мхами, например, «исландский мох, « дубовый мох»? ( Используя различные источники) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 10.
Работа с понятиями. Выпишите из текста основные понятия по теме «Лишайники»
_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание11.
Прочитайте последний абзац текста. На основе легенды, о манне небесной, объясняющую о какой важной функции лишайников идет речь. _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Лист ответов
Все ответы свободные, ниже указывается общий смысл. 1. Саша не прав в том, что – это растении, а Марина в том,- что это гриб : лишайник - это особая группа живых растений. 2. Опечатки в тексте есть. Лишайники растут медленно , а живут долго 3. Лишайники по-разному реагируют на загрязненность воздуха: некоторые не выносят ни малейшего загрязнения и погибают. 4. В зависимости от внешнего облика слоевища 5. Известно, что дерево, покрытое лишайниками, менее подвержено разрушительной деятельности грибов, повреждающих древесину (ряд лишайниковых кислот подавляет рост грибов-разрушителей древесины) 6. Лишайники - пионеры растительности. Поселяясь на местах, где другие растения произрастать, не могут (например, на скалах), они через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения. Лишайники широко распространены в природе (живут на почве, скалах, деревьях, некоторые в воде, встречаются на металлических конструкциях, костях, стекле, коже и других субстратах). 7. Лишайник — это живой организм, образованный симбиозом гриба и водоросли. Водоросли могут быть зелеными водорослями или сине-зелеными водорослями. Сине- зеленые водоросли на самом деле являются бактериями, их называют цианобактерии. Так что лишайник может быть симбиозом 1) гриба и водоросли, или 2) гриба , водоросли и цианобактерии, или 3) гриба и цианобактерии. 8. Медицина Краски Спирт Парфюмерия
Пища



ЧЕЛОВЕК

9. На самом деле название не соответствует действительности, потому что это обычный лишайник, который относится к семейству пармелиевых. Кусты растения невысокие, они вырастают до 12–15 см. Телом лишайника является слоевище, прикрепляющееся к коре дерева или земле ризоидами. Это слоевище имеет разную окраску, к примеру, сверху оно зеленоватого цвета, а вот нижняя часть слоевища светло- коричневого окраса. Ветки мха изогнутой формы, в ширине достигают 2 см. Исландский мох часто встречается на болотах, в лесотундре, тундре и в сосновых лесах. Он предпочитает солнечные места в лесах и равнина 10. Слоевище - (таллом), вегетативное тело водорослей, грибов, лишайников, некоторых моховидных, не дифференцированное на органы (стебель, корень, лист) и не имеющее настоящих тканей; Цианобактерия - Оксифотобакте́ рии(лат. Cyanobacteria, синезелёные во́ доросли, цианопрокариоты или цианеи, от греч. κυανός — сине-зелёный) — значительная группа крупных грамотрицательных бактерий, способных к фотосинтезу. Лишайниковая кислота - обширная группа органических соединений 11. Название «манна» этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: «Ман-гу» (что это?), Моисей ответил: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Евреи и прозвали этот хлеб манной.

Оценивание

Задание 1

2 балла
– правильный грамотный ответ.
1 балл
– правильный по смыслу, но неграмотно сформулированный ответ.
0 баллов
– нет ответа
Задание 2

2 балла
– правильный по смыслу, грамотно сформулированный ответ.
1 балл
– правильный, но неграмотный ответ; ответ с неполным объяснением:
0 баллов
– другие ответы.
Задание 3

2 балла
– правильный по смыслу, грамотно сформулированный ответ.
1 балл
– правильный, но неграмотный ответ; указание не главной мысли
0 баллов
– другие ответы.
Задание 4

2 балла
– правильный по смыслу, грамотно сформулированный ответ.
1 балл
– правильный, но неграмотный ответ; неполный ответ: ссылка только на 2 или 4 абзац.
0 баллов
– другие ответы.
Задание 5

2 балла
– правильный по смыслу, грамотно сформулированный ответ.
1 балл
– неполный ответ– без объяснения зачем; отсутствие подчеркнутых слов в тексте.
0 баллов
– другие ответы.
Задание 6

2 балла
– правильный по смыслу, грамотно сформулированный ответ.
1 балл
– правильный, но неграмотный ответ; неполный ответ
0 баллов
– другие ответы.

Задание 7

2 балла
– правильный по смыслу, грамотно сформулированный ответ.
1 балл
– правильный, но неграмотный ответ;
0 баллов
– другие ответы.
Задание 8

2 балла
– правильный по смыслу, грамотно сформулированный ответ.
1 балл
– правильный, но неграмотный ответ; неполный ответ: объяснение только цветовой гаммы или расположение цветов на теле.
0 баллов
– другие ответы.
Задание 9

2 балла
– правильный по смыслу, грамотно сформулированный ответ.
1 балл
– правильно отмеченная гипотеза, но неграмотно сформулированная аргументация; неполный ответ – аргументация только одной из гипотез.
0 баллов
– отсутствие или бездоказательность аргументации, другие ответы.