"Согласные звуки [ ф], [ ф" ]. Буквы Ф, ф".

Автор: Исакова Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Добромысловская СОШ
Населённый пункт: п.Добромысловский, Идринского района, Красноярского края
Наименование материала: конспект урока по обучению грамоте 1 класс
Тема: "Согласные звуки [ ф], [ ф" ]. Буквы Ф, ф".
Дата публикации: 02.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Добромысловская средняя общеобразовательная школа Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ ф], [ ф' ]. Буквы Ф, ф». Учитель начальных классов Исакова Галина Ивановна

Тема урока
. Согласные звуки [ ф], [ ф' ]. Буквы Ф, ф.
Тип урока
: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Место урока в теме.
Урок проводился в букварный период обучения грамоте. Это первый урок из двух по данной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками обучения грамоте по характеру, способу выполняемой учениками учебно – познавательной деятельности и опирается на ранее приобретённые учащимися знания и умения. Отбор материала проходил в соответствии с требованиями программного материала и УМК, возможностями детей, исходным уровнем знаний, в соответствии с целями и задачами урока. Соблюдался принцип научности и доступности знаний.
Целевые установки урока:

Предметные умения:
сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способы определения мягкости и твердости согласного, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать характеристику.
Метапредметные
(компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
Познавательные
- овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать, группировать и обобщать, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные
– оформлять свою мысль в речи, слушать и понимать других, учиться выполнять различные роли в паре (исполнитель – слушатель)
Регулятивные
– умение проговаривать последовательность действий на уроке, учиться выдвигать версию, оценивать свои достижения на уроке, отличать верно выполненное задание от неверного.
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Задачи урока:

Обучающие
:  уточнить и обобщить знания детей о глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных звуках;  продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог;  распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с новой буквой;  читать тексты, выполнять задания к ним.
Развивающие:
 развивать умение анализировать и обобщать;  развивать внимание, речь, логическое мышление;  способствовать сохранению здоровья учащихся, снятию утомляемости на уроке.
Воспитывающие:
 воспитывать положительное отношение к чтению как к виду речевой деятельности;  воспитывать аккуратность, желание трудиться;  воспитывать чувство гордости за Родину;
Организация образовательного пространства:
Оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска Информационный материал: учебник«Азбука» ( часть 2 ) В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина и др., М. Просвещение, 2011г Демонстрационный материал: компьютерная презентация, лента букв, касса слогов
,
Раздаточный материал: фишки для звуковой модели, карточки со словами, карточки для контроля знаний, набор картинок, тетради для печатания, сигналы- светофоры для оценивания заданий, пиктограммы для настроения.
Ход урока
.
1.Организация класса. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел и смолк звонок, начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись, друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, давайте посмотрим на ленту букв. В последнее время мы изучили все буквы, которые обозначают очень редкие и интересные звуки русского языка. Как выдумаете, почему над буквами Х, Ц, Ч, Щ нет «верхнего этажа»? (Обозначают непарные глухие звуки.) Чем ещё интересны буквы Ц, Ч, Щ? (Обозначают непарные по мягкости/ твёрдости звуки.) Охарактеризуйте звук [ ц]. Приведите пример, в котором после буквы Ц следует буква И, но Ц обозначает твёрдый согласный звук [ ц] (цирк, цифра). Охарактеризуйте звуки [ч'] и [щ']. Приведите всего одно слово, в котором после букв Ч и Щ следует буква, обозначающая твёрдость предшествующего согласного, а эти буквы тем не менее обозначают всегда мягкие звуки [ч'] и [щ'] (чаща). Какие правила из-за такого несоответствия нам пришлось выучить и много писать, чтобы не ошибиться? Чем отличается буква Х от букв Ц, Ч, Щ? Приведите примеры, в которых буква Х обозначает твёрдый звук [х] (халат, халва, художник, хобот). Приведите примеры, в которых буква Х обозначает мягкий звук [х'] (хитрый, хищник).
3.Постановка темы и цели урока.

Слайд 2. Внимание, на экран.
- Рассмотрите рисунки, назовите изображённые предметы ( фартук, фрукты, жираф, дельфин, портфель, туфли). - Что нового заметили? (во всех словах есть новые звуки [ ф], [ ф' ] ) Определите в каких местах слова может встречаться новый звук. Разделите слова на группы. ( в начале слова – 2 слова, в середине слова – 3слова, в конце слова - 1слово). Вспомните, как фыркает ёжик? (Фр – фр – фр) Произнесём хором. - В каком месте слова услышали новый звук? ( в начале слова ) . - Как пыхтит каша? (Пф- пф – пф) . Произнесем хором. А в этом слове, где услышали новый звук? (в конце слова). - Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? - Сформулируйте тему урока и цели, которые вы поставите для себя на уроке, опираясь на начало предложений, записанных на доске:
Познакомиться:
с новыми звуками[ ф], [ ф' ];
Учиться отличать:
новые звуки от других звуков.
Учиться читать:
слоги, слова, текст с новой буквой Ф.
4. Работа над новым материалом.

а) Знакомство с новой буквой.

-
Ребята, кто знает а на что похожа буква Ф? ( ключ, глаза с носом, ножницы, бантик) - Попробуйте изобразить букву Ф.. Учитель знакомит с новой буквой.
Слайд 3. Внимание, на экран.
Федя ходит руки в боки. Значит выучил уроки
.
Ножницы я в руки взял – букву ф я в них узнал. Буква эф так нарядилась, в пышный бантик превратилась.
- Буква Ф (эф) бывает печатная и письменная, заглавная и строчная.

б) работа в тетради для печатания.

Графический анализ печатной буквы Ф,ф.

Образец печатается на доске учителем и сопровождается объяснением.
Дети выполняют работу в тетради. - сравните свои буквы с образцом, что не получилось? - поменяйтесь тетрадями, оцените работу соседа, дайте друг другу совет. - допечатайте буквы до конца строки. - кто как научился печатать новую букву? - оцените свою работу, поднимите «сигнальчик- светофор». Молодцы! Вы все хорошо потрудились. (закрыли тетрадь, вернули на место)
в) Знакомство со звуками
[ ф], [ ф' ]; Работа в группах. - Всё ли мы знаем о новых звуках? - А вот собирать информацию о них мы будем в группах. . Работа в группе.
Задания для 1 группы. (хорошо читающие дети) Прочитайте стихотворение В. Берестова ( азбука – стр.72) Фокусник во фрак одет, Факел превратил в букет. Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо? 1) В каких словах встречается буква Ф? 2) Какой звук обозначает эта буква: гласный или согласный, глухой или звонкий? Почему? Задания для 2 и 3 группы. Отгадайте загадку. 1). Днём он молчит, ночью кричит, по лесу летает, прохожих пугает. (Филин). 2). Узнайте по описанию, что растет в огороде. Плод овальной формы, находится в стручке. Имеет разный цвет: фиолетовый, жёлтый, белый. (фасоль)
Слайд 4. Внимание, на экран.
Составьте звуковую модель слова
филин
– 2 группа. Слово
фасоль
-3 группа. Определите, какой новый звук: твердый или мягкий, почему? Учитель наблюдает за работой групп.  Как дети сидят?  Внимательны ли они или отвлекаются?  Как ведут себя: живо или апатично?  Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?  Слушают ли друг друга?  Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству? Ораторы групп рассказывают о результатах работы. Обобщаются выводы. Результаты 1 группы. Буква Ф обозначает согласный звук, т.к. при выходе воздуха возникает преграда и он глухой, т.к. произносится только с шумом. Вывод: звук [ ф] – согласный, глухой. Буква ф встречается в 5 словах. Результаты 2 и 3 группы. От каждой группы 1 ученик составляет у доски на наборном полотне с комментированием звуковую схему своего слова. Вывод: Буква Ф может обозначать и твердый, и мягкий звук. (Это зависит от гласного командира, который указывает на твердость и мягкость согласного)
Слайд 5. Внимание, на экран.

г) р абота со словами.
Прочитайте загадку и отгадайте (фотоаппарат). Разделите слово на слоги, дайте характеристику звуку. Прочитайте предложения. Найдите собственное слово. С какой буквы пишется Филат, почему? Найдите сходство и различие в двух словах (начинаются с буквы Ф, один звук обозначает мягкость, а другой – твердость.)
д ) работа по ленте букв. (
в связи с тем, что буква Ф является предпоследней при изучении букв, можно спросить) : - Как вы думаете, с какими звуками составляет пары звуки [ ф], [ ф' ];
-
Какое место на ленте букв может занимать буква Ф? ( на улице согласных парных звонких и глухих, на нижнем этаже).
Вывод:

теперь у буквы есть свой собственный домик. Буква Ф(эф) – обозначает

согласный звук – глухой в паре со звонким В, обозначает и твердый, и мягкий звук.

Физминутка. (музыкальная)

5.Закрепление новых знаний.

Слайд 6. Внимание, на экран.

а) чтение слогов цепочкой.
- Какой слог лишний в 1 столбике и почему? (слог фё, т.к. в этом столбике все слоги образуют твердое слияние). - Какой слог лишний во 2 столбике ? (слог фи, т.к. в этом столбике все слоги образуют мягкое слияние). - Какие слова образовались с помощью слогов? ( фон, фен, фин).
б) игра « Определи звук»
- Ребята, я буду называть слова, а вы определяйте звук, если [ ф' ] мягкий1- руки вместе мы прижмём, если твёрдый – разведём. Готовы? Начинаем: телеграф, фамилия, вафли, фиалка, профессия, факир, афиша, буфет.

в) работа в паре.
(Хорошо читающим детям можно дать задание на стр. 72 Прочитать текст и озаглавить его. Выяснить значение цветов у светофора.) Чтение слов. (азбука с. 71) телефон фотография телеграф фабрика ферма флаг асфальт флот - Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему? (Фотография,
я
после гласной дает 2 звука) - Прочитайте слово, где букв больше, чем звуков. Почему? (Асфальт,
ь
звука не обозначает) - Прочитайте слова с ударным 1 слогом. (Ферма, фабрика.) - Прочитайте односложные слова.(Флаг, флот).
6. Работа с текстом. (стр. 70 -71).
- Сколько цветов на российском флаге? - Ребята, а что такое флот, как вы понимаете? ( флот – это совокупность всех видов судов страны или отдельного моря. Флот – крупное соединение военно-морских судов.)
а) вступительное слово учителя.
Человек издревле мечтал о покорении небесного и водного пространства и постоянно совершенствовал механизмы, которые помогли ему в этом. Нужно было изобрести плавательные средства, чтобы пересекать реки. Плавать по морям, океанам. Как вы думаете, какое плавательное средство было у древнего человека первым? (Бревно)
б) рассматривание иллюстраций на стр. 70.
Кто может назвать плавательные средства, изображенные на странице учебника? (галера, парусник, пароход – сейчас они не используются; современные : атомный ледокол, круизный лайнер, подводная лодка, военный корабль). Внизу находится рисунок «Роза ветров» - компас ориентир в водном пространстве.
Слайд 7. Внимание, на экран.
-Ребята, обратите внимание на военный корабль. На корме флаг военного флота России – Андреевский стяг).
в) чтение отрывка из сказки на стр. 70
(Жужжащее чтение) - Из какого произведения взяты эти строки? (Сказка о царе Салтане…) - Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда).
Слайд 8. Внимание, на экран.

г) беседа по тексту стр. 71.
Особое внимание флоту стал уделять Петр 1. Великий русский поэт А.С.Пушкин так сказал об этом событии: (читает учитель) «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. Ногою твёрдой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе».
Слайд 9. Внимание, на экран.
Город, о котором идёт речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства. -А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно? ( это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути)
7. Контроль знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Ребята, возьмите листочки для выполнения работы. Сверху напечатайте ту букву, с которой мы познакомились на уроке. _____ а п л т н г ф д а ц у е в д ы ф и т х н к п б ф н е в ы д э ф ж т е к у м и с я ф O O O O O O (самооценка)
У Вас напечатаны буквы. Зачеркните только ту букву, которую мы сегодня изучили. Я вам продиктую слова, если в слове мягкий звук [ ф' ], то кружок закрасьте зеленым, если твёрдый звук [ ф ] – синим. Слушаем слова – фанера, фикус, футляр, конфета, фрикадельки. А теперь проверьте, у вас напечатана буква Ф. (плакат). Поставьте знак +, если у вас такая же. Сосчитайте, сколько букв вы зачеркнули. Если вы зачеркнули 5 букв, то поставьте +. Посмотрите на доску, кто раскрасил кружки так же, поставьте +. А теперь оцените всю работу. Если нет ошибок, нарисуйте зелёный круг, если допустили 1-2 ошибки, закрасьте желтым цветом, если вы не справились с работой и вам требуется помощь – красным.
8
.
Итог урока. Рефлексия
. -С какими новыми звуками вы познакомились? -Какой буквой обозначается на письме? -За что вы можете себя похвалить? -Чему научились на уроке? -Достигли мы своих целей, которые ставили в начале урока?
Слайд 10. Внимание, на экран.
Свое настроение на уроке изобразите с помощью пиктограммы. Учитель благодарит детей за урок.
Слайд 11. Внимание, на экран.
Рекомендации для занятий в семье. Попросить взрослых помочь подготовить сообщение о флоте на любую из тем: «Гребные суда», «Парусные суда», «Ледокольный флот России», «Подводный флот России».