"Инновации в образовании на основе введения ФГОС - 2 поколения"

Автор: Синюк Елена Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания, методист - совместитель
Учебное заведение: МБОУ "Уваровская СОШДС" МБОУДО "ЦДЮТ"
Населённый пункт: село Уваровка, республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Инновации в образовании на основе введения ФГОС - 2 поколения"
Дата публикации: 02.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Е.М. Синюк учитель истории методист село Уваровка Нижнегорского района республики Крым, Россия МБОУ «Уваровская СОШДС» МБОУДО «ЦДЮТ» siniuk.elen@mail Успех в учебной деятельности, одна из составных частей ФГОС - 2 поколения. Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. В настоящее время главная цель школьного образования – самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни. Для решения данной задачи, необходимо, чтобы ученик чувствовал себя успешным. Проблема успешности является новой для нашего общества. Еще недавно главной задачей ученика было вооружиться определенным запасом знаний, умений и навыков. Постепенно общество пришло к выводу, что этот запас не гарантирует успешности в профессиональной деятельности, и тем более не адаптирует выпускника к быстро меняющемуся миру. Поэтому новые образовательные стандарты делают
акцент не только и не столько на предметных результатах, сколько на метапредметных и личностных результатах. Для эффективного формирования учебной успешности, учителю необходимо добиться того, чтобы учащиеся осознали, что успех в учебной деятельности в дальнейшем повлечет за собой успех в будущей профессиональной деятельности и в целом в жизни. Основная парадигма в работе учителя «Дать каждому ребенку шанс проявить себя». Учитель должен создать источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться; он должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха. Переживание учеником ситуации успеха:  повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;  стимулирует к высокой результативности труда;  корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;  развивает инициативность, креативность, активность;  поддерживает в классе благоприятный психологический климат Создание успеха – это одно из условий гуманизации процесса обучения! Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, мы формируем у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание. Чтобы на уроке ситуация успеха стала нормой, учитель должен придерживаться следующих правил:
 - Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.  Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим , чтобы радость победы была нравственной.  Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.  Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.  Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д. У каждого педагога свои методы и способы создания ситуации успеха на уроках. Неслучайно Роллан Быков говорил: «Формула успеха – это вопрос выбора». Но мы должны помнить, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру – если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности. Некоторые методы, оперируя которыми можно создавать условия для переживания учащимися ситуации успеха. - методы дифференцированного обучения - использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения
- сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. - осуществление диагностики эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса. Вот лишь некоторые приемы, которые можно использовать для создания ситуаций успеха. ВЫВОД: Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку учащихся, развить их уверенность в себе, преодолеть неуспеваемость. Литература: 1. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя –М.: ВАКО, 2005 3. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.