"Роль модульных технологий в системе преподавания специальных дисциплин"

Автор: Дымочка Анна Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса"
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Роль модульных технологий в системе преподавания специальных дисциплин"
Дата публикации: 03.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу информационного общества. Реализация принципов современного образования может привести к качественным изменениям во всей системе образования, включая формы и методы организации образования, роль преподавателей и студентов в учебном процессе. Преподавание в колледже требует обновления методики, а также предъявляются новые требования к организации учебной деятельности студентов, которая должна соответствовать их склонностям, интересам и возможностям, также разрабатываются новые приёмы и методы, которые гарантируют прогнозируемый результат. Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Можно реализовать модульную организацию через лекции, семинары и лабораторные работы. Построение и моделирование учебного процесса с учётом потребностей и возможностей каждого студента возможно только лишь с применением новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно- иллюстративный метод, не всегда позволяет преподавателю раскрыть все способности студента, заинтересовать его в учебном процессе, что, естественно, влияет на качество его знаний и умений. К нетрадиционным технологиям, которые обеспечивают применение данного подхода к обучению в реальном педагогическом процессе, относится тех нология модульного обучения. Модульная технология основана на идее, что студент учится сам (добывает знания, анализирует их, применяет их на практике), а преподаватель контролирует его процесс обучения. Выполнение индивидуальной научно-исследовательской работы основывается на достаточно хорошо сформированной базе знаний о методах научного познания, особенностях планирования и проведения эксперимента, а следовательно, сначала предполагается организация теоретической подготовки учащихся, в ходе которой формируются знания об этапах эксперимента, основные умения по работе с литературой, статистической обработки результатов эксперимента. Также во время этой подготовки организуется обсуждение, благодаря которому уча щиеся самостоятельно выбирают темы своих индивидуальных исследований, планируют проведение эксперимента. Модульная технология интересна и эффективна для студентов, так как она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению, повышает уровень понимания и осмысления изу чаемого материала. В связи с этим переход на модульную технологию повышает требования не только к студентам, но и к преподавателю, осуществляющему обучение. Наиболее существенными элементами модульной технологии являются: 1.блочное (модульное) построение учебного материала; 2.преобладание самостоятельной и творческой деятельности на занятиях под руководством преподавателя по усвоению знаний и умений; 3. организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии преподавателя и студента. Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, а также дидактические цели. Применение модульной системы широко вошло в практику преподавания. Оценивая модульное обучение, следует отметить его значимость для стимулирования учебно- познавательной активности студентов и организации их познавательной деятельности по овладению профессиональными научными знаниями, умениями и навыками.