"Этика и психология семейной жизни"

Автор: Гарина Ольга Петровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКС(К)ОУ Большекрутовская школа - интернат VIII вида
Населённый пункт: д. Большие Круты, Нижегородской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Этика и психология семейной жизни"
Дата публикации: 03.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

Рассмотрено на заседании МО Протокол № _____ от «___» ___________ 2014г. Председатель: ______/В. Н. Воробьева Согласовано Зам. Директора по УВР ____________/ Н. А. Гарина от «___» ___________ 2014г. «Утверждаю» Директор школы ____________/ Г. И. Крылова от «___» ___________ 2014г.
Рабочая программа
по Этике и психологии семейной жизни
Учебный год: 2014-2015 Класс:
5 – 7
Учитель: Гарина Ольга Петровна Категория: высшая квалификационная; стаж работы : 9 лет д. Б. Круты

Пояснительная записка
Тематическое планирование по предмету ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ в 10 и 11 классах составлено на основе «Программно – методического обеспечения для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» (пособие для учителей под редакцией А.Н. Щербаковой, Н.Н. Платоновой – Н: Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2006г.), учебного плана школы. Количество часов в 10 классе в неделю – 1, всего – 34 часа Количество часов в 11 классе в неделю – 1, всего – 34 часа. Целью данной программы является формирование представлений о семье, её значении в жизни человека. Помимо этого работа по данной программе должна быть направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, способствовать созданию крепкой и прочной семьи. В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи: - формирование представления о семье, её роли в жизни человека; - формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.; - обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье; - формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника (цы) жизни; - сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание; - формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
При выборе методов работы по программе, следует иметь в виду, что наряду с использованием традиционных методов обучения такие как: рассказ учителя, беседа по теме и т.д., необходимо применять различные методы и приемы работы, направленные на активизацию учащихся в процессе работы, а именно: элементы проблемных методов обучения, драматизации, решение различных «этических задач». Под этической задачей мы понимаем какую – либо жизненную ситуацию (она может быть законченной или нет, тогда дети должны представить, как в дальнейшем поступят герои ситуации), заданную педагогом для совместного обсуждения поведения героев данной ситуации или учащиеся письменно выполняют это задание, каждый самостоятельно, обсуждение происходит после того, как каждый участник занятия предложит свое решение задачи. Важно помнить, что в ходе занятий учащиеся не должны быть пассивными слушателями. На каждом занятии необходимо активное включение подростков в работу. В процессе занятия учащиеся учатся рассуждать о поступках других людей и своих собственных поступках, учатся находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих, опираясь на собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях, находить нужное нравственное решение в сложной жизненной ситуации. В процессе занятий подростки учатся участвовать в обсуждении той или иной проблемы, учатся высказывать свою точку зрения, доказывать и отстаивать свою позицию или могут изменить ее, учитывая убедительные аргументы других участников обсуждения, учатся внимательно слушать всех участников дискуссии. Предложенное количество часов для изучения каждой темы обеспечит возможность учителю не только провести уроки сообщения новых знаний и комбинированные, но и ввести в свой арсенал такие уроки, как уроки закрепления и применения знаний, где он сможет значительную часть времени уделить обсуждению и углубленному изучению предложенных им вопросов. Такие уроки и будут посвящены решению этических задач, анализу драматических ситуаций, решению жизненных проблем. Использование активных методов обучения позволит учащимся осваивать получаемые знания неформально, в ходе занятий происходит коррекция и развитие мышления подростков, развитие эмоционально – волевой сферы. Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов: 1. Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и обучающимися; 2. Использование проблемного обучения за счет привлечения обучающихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и обучающимися; 3. Обучающимися на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;
4. Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала; 5. Учет объема накопленных знаний, умений и навыков обучающихся, их возрастных и индивидуальных особенностей; 6. Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью. Виды занятий: 1. Урок – лекция. Преимущество этого урока в том, что оно отличается четкостью, логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они ее принимают, - неизвестно. 2. Урок беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем информации, который можно вместить в одну беседу, а так же избыточная эмоциональность, порой даже неуправляемая. 3. Урок – консультация. Приглашение специалистов – врач, юрист. Профессионально грамотную консультацию специалиста ничем заменить нельзя. Рекомендуется учет владения специалистами педагогических навыков. 4. Открытый урок. Не рекомендуется присутствие посторонних в силу специфичности курса. Эффективен, когда приглашаются родители учеников. В этом случае одновременно идет воспитание и учеников, и родителей, тем самым несколько корректируются семейные взаимоотношения. 5. Урок семинар. Достоинством урока является активность учеников, недостатком – воздействие учителя на формирование тех или иных позиций учеников. Учитель вмешивается в урок только по требованию ведущего. 6. Практические занятия – проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития. Оценка эффективности проводимой работы
Предполагаемый результат Диагностические методы и методики Повышение информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни Анкетирование, незаконченные предложения Первичное самоопределение в семейной жизни Формирование ценностей семьи и личностного роста Тестовая диагностика личностного роста школьников (Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В.) Повышение социально – психологической компетентности учащихся (способности понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальной и невербальной экспрессии, разрешать трудные ситуации межличностного общения, прогнозировать поведение других людей, предвидеть последствия своих действий) Тест Гилфорда «Социальный интеллект», тест Розенцвейга Содержание программы в 10 классе Название раздела Количество часов Семья (что такое семья? Значение семьи в жизни человека. Связи в семье. Родственники и родственные отношения. Правила поведения в семье, с родственниками). 10
Создание семьи (Представления людей о семейном счастье. Причины создания семьи. Готовность человека к созданию семьи. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Нравственные качества и умения, необходимые девушке (юноше), вступающему в брак. Мотивы, необходимые для принятия решения. Как сообщить родителям о своем решении? Знакомство с родителями. 24
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса:
Учащиеся должны: - овладеть понятием «Семья». Понимать её значение в жизни человека - знать основные родственные связи в семье, - уметь различать близких и дальних родственников; - знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи; - понимать и уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак. Содержание программы в 11 классе Название раздела Количество часов Взаимоотношения в молодой семье 6 Быт и экономика молодой семьи 8
Конфликты в семье 11 Ребенок в семье 9
Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса:
Обучающиеся должны: - знать основные обязанности членов семьи, объяснять их значение в семейной жизни; - усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц; - знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства, уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства; - знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их; - понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка; - уметь определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям.
Календарно – тематическое планирование 10 класс
Номер урока Номер урока в четверти Дата Тема урока Цель урока ЗУН обучающихся , формирующиеся на данном уроке Оснащение урока Домашнее задание Корректировка
Раздел 1. Семья (10 часов)

1 Что такое «семья»? Значение семьи в жизни человека. Формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека. Знать что такое семья и для чего она нужна, уметь выражать свои мысли и чувства. Знать какие бывают связи в семье, уметь различать их, уметь выражать свое мнение. Презентация, карточки Написать мини сочинение: Значение моей семьи для меня. 2 Духовные, дружеские, материальные традиции в семье. Формирование знаний о связях в семье. Презентация, ватман, маркеры Задание в тетради 3 Влияние семьи на формирование личности ребенка. Расширить представления о влиянии семьи на формировании личности ребенка Знать о влиянии семьи на личность ребенка, уметь правильно выражать свои мысли Карточки, подборка видеороликов Найти в словаре и объяснить значение следующих слов: домочадцы, поколение, предки, потомки. 4 Родственники и родственные отношения. Познакомить со структурой семьи, классификацией родственников и родственных отношений. Знать классификацию родственников, уметь определять степень родства, выражать свои мысли Презентация, карточки Нарисовать существующую свою семью. 5 Семейные роли Познакомить с ролями в семье Знать семейные роли, их специфику, уметь правильно Тексты ситуаций, карточки Работа в тетради.
выражать свои мысли. 6 Особенности современной семьи, ее структура, динамика Изучение особенностей современной семьи, ее структура, динамика Знать особенности семьи, ее структуру, уметь выделять главное Тексты ситуаций, карточки Чтение статьи о современной семье 7 Правила поведения в семье, с родственниками. Повторить правила поведения в семье, с родственниками Знать правила поведения в семье, с родственниками, уметь вести себя в семейном кругу Газеты и журналы, тексты ситуаций Написать правила поведения в семье, которые утратили свою силу. 8 Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат Формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по данной проблеме Знать культуру отношений в семье, о влиянии психологического климата Тексты ситуаций, карточки 9 Семья. Основные цели семьи. Обобщение знаний по теме Обобщение и систематизация знаний по данной теме Знать что такое семья, ее значение, функции, знать классификацию родственных отношений, уметь правильно выражать свои мысли Тексты ситуаций, карточки Повторить записи в тетради 10 Самостоятельная работа по теме «Семья» Диагностика знаний, умений и навыков на данном этапе изучения Знать что такое семья, ее значение, функции, знать классификацию родственных отношений, уметь Задания самостоятельно й работы
правильно выражать свои мысли
Раздел 2. Создание семьи (24 часа)
11 Представление людей о семейном счастье. Формирование представлений школьников о семье, семейном счастье, взаимоотношениях в семье; осознание школьниками установок на будущую семейную жизнь, ответственность членов семьи . Уметь выражать свое мнение по поводу семейного счастья Тексты ситуаций, карточки Создать символ счастья семьи. 12 Ожидания молодых людей, создающих семью Расширить представления о роли семьи в формировании и развитии личности Знать, что ожидает молодых людей Тексты ситуаций, карточки 13 У начал семьи. Обозначить причины создания семьи, расширить представления о роли семьи в формировании и развитии личности Знать причины создания семьи, уметь обосновывать причины вступления в брак в разных ситуациях Тексты ситуаций, карточки 1. записи в тетради 2. написать пословицы и поговорки о семье 14 Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально – психологической компетентности обучающихся Знать о готовности человека к созданию семьи, причины создания семьи. Тексты ситуаций, карточки Подготовить доклад о дружбе. 15 О дружбе, влюблённости, любви. Формировать умение различать любовь и Знать способы выражения Тексты ситуаций,
Культура поведения влюбленных. другие чувства, раскрыть личностную и социальную значимость дружбы любви, знать нравственные опасности карточки. 16 Выбор спутника жизни. Качества человека необходимые в семейной жизни. Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни .Знать критерии выбора спутника жизни, уметь выражать свои мысли Тексты с ситуациями Описать или нарисовать каким (ой) должен (должна) быть ваша вторая половинка. 17 Качества человека необходимые в семейной жизни Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни Знать какие качества, необходимы для семейной жизни Тексты с ситуациями 18 Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение. Формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям Знать какие требования надо предъявлять к партнеру в разных ситуациях Тексты с ситуациями Записи в тетради. 19 Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши (для девушки), вступающего в брак. Повторение качеств и умений, необходимых для девушки вступающей в брак Знать качества и умения, уметь отстаивать свое мнение Тексты с ситуациями Работа со словарем: Влюбленность, нравственность и сексуальность. 20 Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши (для девушки), вступающего в брак. Повторение качеств и умений, необходимых для юноши вступающего в брак Знать качества и умения, уметь отстаивать свое мнение Тексты с ситуациями 21 Готовность к браку Познакомить с признаками готовности к браку Знать признаки готовности к браку, уметь различать их карточки Записи в тетради. 22 Социальная, этико - психологическая готовность к вступлению в брак Закрепить знания о готовности к вступлению в брак Знать признаки готовности к браку, уметь различать их Карточки Записи в тетради 23 Влюбленность и любовь, Формировать у школьников Знать различия между Карточки, тексты ситуаций Мини сочинение
нравственность и сексуальность потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия влюбленностью и любовью, уметь правильно вести себя с партнером «Моя первая любовь» 24 Этические принципы важные во взаимоотношениях юноши и девушки. Повторение правил поведения юноши и девушки Знать правила взаимоотношений между юношей и девушкой карточки Приготовить в парах диалог «Знакомство» 25 Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. Понятие о женственности и мужественности Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни Знать основы женственности и мужественности Карточки Задание в тетради 26 Этические нормы и правила «хорошего тона» в отношениях между юношей и девушкой Формировать у школьников потребность в приобретении новых ЗУН в проблеме полоролевого взаимодействия Знать правила отношений между юношей и девушкой Презентация, карточки 27 Принятие решения о вступлении в брак Формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям Осознавать важность принятия решения о вступлении в брак Карточки 28 Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак Изучить причины вступления в брак Знать мотивы вступления в брак текс Записи в тетради 29 Основа будущего благополучия семья. Изучить основу будущего благополучия семьи Знать основную суть благополучия карточки Вспомнить пример благополучной семьи у друзей или родственников, в фильмах 30 Как сообщить Сформировать Знать правила Карточки
родителям о своем решении представление о способах сообщения родителям о своем решении поведения в данной ситуации 31 Знакомство с родителями Показать необходимость знакомства с родителями, формировать уважительное отношение к родителям Знать как вести себя при знакомстве с родителями Карточки, видеоролики Обыграть ситуацию 32 Первые шаги в жизни молодой семьи Способствовать развитию качеств и умений необходимых для семейной жизни Уметь вести себя правильно в первый период после свадьбы Видеоролики Записи в тетради 33 Обобщение знаний по теме «Создание семьи» Обобщение и систематизация знаний по теме Знать основные понятия по теме Карточки Записи в тетради 34 Тестирование по теме «Создание семьи» Проверка ЗУН Знать основные понятия по теме Тесты
Литература
1.Дейнега Г. Ф. Жизнь вдвоём: интимность и одиночество: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992. 2.Диалоги о воспитании: Книга родителей/ Под ред. В. Н. Столетова; сост. О. Г. Свердлова. – 3 – е изд. – М.: Педагогика, 1985г.
3.Леви В. Л. Я и мы. – М.: Мол.гвардия, 1991г. 4.Мы и наша семья: книга для молодых супругов/сост. В. И. Зацепин, В. Д. Цимбалюк. – М.: Мол.Гвардия,1988г. 5.Разумихина Г. П. Мир семьи: книга для учащихся ст. классов по курсу «этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение,1986г. 6.Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. – М.:Мол. Гвардия, 1990г. 7. Сатир В. Как строить себя и свою семью\ Пер. с анг. – М.: Педагогика пресс, 1992г. 8. Семья: 500 вопросов и ответов/ ред. – сост. Л. В. Проскина. – М.: Мысль, 1992г. 9. Шугаев И. Избранник на всю жизнь// Воспитание школьников. – 2006г. - №1,№ 2. (Подготовка к семейной жизни). 10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (изд – во «Владос», Москва,2010г./ Научный руководитель проекта В. В. Воронкова) 11. Базисный учебный план (этика и психология семейной жизни: 10 класс – 34 часа). 12. О. М. Стельникова. На пороге семьи. Календарно – тематическое планирование 11 класс Номер урока Номер урока в четверти Дата Тема урока Цель урока ЗУН обучающихся , формирующиеся на данном уроке Оснащение урока Домашнее задание Корректировка
Раздел 1. Взаимоотношения в молодой семье (6 часов)
1 Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к Способствовать развитию качеств и умений, необходимых Знать, как вести себя в разных Тексты ситуации, карточки, Задание в тетради.
особенностям характера партнера, уважение, терпимость. для семейной жизни и связанных с повышением социально – психологической компетентности учащихся ситуациях в разных ситуациях в первый период после свадьбы. презентация 2 Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат. Формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия. Знать о культуре взаимоотношений в семье, о психологическом климате. Тексты ситуаций, карточки. Найти статью в газете о семейных отношениях. 3 Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли муж. Познакомить с изменениями происходящими в жизни юноши. Знать об освоении новой социальной роли муж, уметь излагать свое мнение. Тексты ситуаций, карточки Найти пословицы о муже и жене. 4 Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли жена. Познакомить с изменениями происходящими в жизни девушки. Знать об освоении новой социальной роли жена, уметь излагать свое мнение. Тексты ситуаций, карточки Найти пословицы о муже и жене. 5 Особенности молодой семьи. Изучить особенности молодой семьи. Знать особенности молодой семьи, уметь обосновывать свое мнение. Тексты ситуаций, карточки. Сделать коллаж «Моя будущая семья». 6 Обобщение знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье». Обобщение и систематизация знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье». Знать, какие бывают взаимоотношения в молодой семье, как вести себя в разных ситуациях. Тексты ситуаций, карточки, презентация. Повторить записи в тетради.

Раздел 2. Быт и экономика молодой семьи (8 часов)
7 Понятие «экономика семьи». Доходы семьи, расходы семьи. Познакомить с понятием «экономика семьи». Знать, что такое «экономика семьи», что она в себя включает, как рассчитать расходы по доходам. Тексты ситуаций, карточки, презентация Записать ежемесячные доходы и расходы своей семьи. 8 Потребности семьи: естественные и ложные. Формирование знаний о потребностях семьи. Знать естественные и ложные потребности семьи, уметь правильно их определять Тексты ситуаций, карточки 9 Понятие «быт семьи» Познакомить с понятием «быт семьи». Знать, что такое «быт семьи», что он в себя включает, уметь выражать свое мнение. Тексты ситуаций, карточки, презентация Задание в тетради. 10 Распределение обязанностей, планирование дел в семье. Изучить особенности в семье, правила распределения обязанностей. Знать какие могут быть обязанности у каждого члена семьи. Тексты ситуаций, карточки Мини сочинение «Обязанности в моей семье». 11 Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье. Способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных знаний в построении своей семьи. Знать, как организовать домашнее хозяйство, что такое режим семьи, и как организовать отдых и развлечения в семье. Тексты ситуаций, карточки, презентация. Написать режим будущей семьи.
12 Атмосфера семьи. Познакомить с понятием «атмосфера семьи». Знать какая бывает атмосфера в семье, и что на нее влияет. Тексты ситуаций, карточки. Задание в тетради 13 Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание. Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально – психологической компетентности учащихся. Знать о нравственных правилах взаимоотношений в семье, уметь выражать свое мнение. Тексты ситуаций, карточки Записать фильмы о семейных отношениях 14 Обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи». Обобщение и систематизация знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи». Знать понятия быт и экономика семьи, уметь обосновать свое мнение. Тексты ситуаций, карточки.
Раздел 3. Конфликты в семье (11 часов).
15 Понятие «Семейный конфликт». Познакомить с понятием «семейный конфликт». Знать, что такое конфликт, уметь обосновать свое мнение. Тексты ситуаций, карточки Выучить записи в тетради. 16 Причины конфликтов в семье. Изучить причины конфликтов в семье. Знать причины конфликтов в семье, их классификацию, уметь обосновать свой ответ Тексты ситуаций, карточки, презентация. 17 Нарушения функционирования семейной системы. Изучить факторы и стрессоры осложнения отношений. Знать причины конфликтов в семье, их классификацию, уметь обосновать свой ответ. Тексты ситуаций, карточки Записи в тетради 18 Предотвращение конфликтов. Формирование знаний о предотвращении Знать способы предотвращения Тексты ситуаций, Подготовить ситуацию
конфликтов в семье. конфликтов, уметь выражать свое мнение. карточки. разрешения семейного конфликта. 19 Профилактика супружеских конфликтов. Формирование у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия. Знать о профилактике супружеских конфликтов, уметь выбирать необходимое решение в разных ситуациях. Тексты ситуаций, карточки, презентация Задание в тетради. 20 Предотвращение конфликтов. Нравственные способы их решения. Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально – психологической компетентности учащихся. Знать о профилактике супружеских конфликтов, уметь выбирать необходимое решение в разных ситуациях. Тексты ситуаций, карточки, презентация Заполнить таблицу 21 Распад семьи, причины. Повторение и закрепление знаний о причинах распада семьи. Знать причины распада семьи, правила поведения в данной ситуации. Тексты ситуаций, карточки Прочитать статью, определить причину распада семьи. 22 Нравственное поведение в ситуации развода. Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально – психологической компетентности учащихся. Знать как вести себя в ситуации развода, уметь выбирать правильное решение в разных ситуациях. Тексты ситуаций, карточки Задание в тетради. 23 Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления Рассмотреть основные положения семейного кодекса Знать правовое регулирование семейных отношений. Тексты ситуаций, карточки, презентация Чтение основных положений семейного кодекса.
развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям. 24 Правовое регулирование семейных отношений. Закрепление знаний основных положений Семейного кодекса. Знать правовое регулирование семейных отношений. Тексты ситуаций, карточки Повторить записи в тетради. 25 Самостоятельная работа по теме «Конфликты в семье» Проверка знаний по данной теме. Знать причины конфликтов и способы их предотвращения и разрешения, уметь выбрать нужное решение в разных ситуациях. Тексты ситуаций, карточки
Раздел 4. Ребенок в семье (9 часов)
26 Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка. Формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия. Знать особенности молодых родителей при ожидании ребенка, уметь выражать свои мысли Тексты ситуаций, карточки Задание в тетради 27 Климат семьи: добрые отношения между родителями, подготовка их к будущим обязанностям. Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально – психологической компетентности учащихся. Знать о климате семьи и его значении, уметь находить выход в разных ситуациях. Тексты ситуаций, карточки 28 Значение родителей для ребенка. Способствовать обращению школьников осознанию Знать какое значение имеют родители в жизни ребенка. Тексты ситуаций, карточки. Мини сочинение «Мои родители».
собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных знаний в построении своей семьи. 29 Особенности воспитания ребенка в различные периоды его жизни: младенец, дошкольник, школьник, подросток. Изучить особенности воспитания ребенка в различные периоды его жизни. Знать периоды жизни ребенка и их особенности, уметь соотнести особенности воспитания с периодом. Тексты ситуаций, карточки, презентация Заполнить таблицу. 30 Детско – родительские отношения. Познакомить с видами отношений: сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм; стилями семейных отношений: попустительство, авторитаризм, демократия. Знать виды отношений, стили семейных отношений, уметь определять тот или иной стиль семейных отношений. Тексты ситуаций, карточки Выучить записи в тетради. 31 Причины конфликтов между родителями и детьми. Изучить причины конфликтов между родителями и детьми. Знать причины конфликтов и способы их предотвращения и разрешения, уметь выбрать нужное решение в разных ситуациях. Тексты ситуаций Чтение статьи о конфликтах. 32 Предупреждение и преодоление конфликтов в семье между родителями и детьми. Познакомить с приемами предупреждения и преодоления конфликтов в детско – родительских отношениях. Знать способы преодоления конфликтов между родителями и детьми, уметь выбрать нужный способ в разных Тексты ситуаций, карточки. Задание в тетради.
ситуациях. 33 Обобщение знаний по теме «Ребенок в семье» Обобщение и систематизация знаний по теме «Ребенок в семье». Знать периоды жизни ребенка, особенности воспитания в разные периоды, стили отношений, причины конфликтов и способы их разрешения и предупреждения, уметь применять полученные знания на практике. Тексты ситуаций, карточки Повторить записи в тетради. 34 Тестирование по теме «взаимоотношения в семье. Ребенок в семье» Проверка знаний по данной теме. Знать периоды жизни ребенка, особенности воспитания в разные периоды, стили отношения, причины конфликтов и способы их разрешения и предупреждения, уметь применять полученные знания на практике Тексты ситуаций, карточки.