"Доступно ли высшее образование России инвалидам"?

Автор: Нуриев Ильдар Айбулатович
Должность: директор центра информационной политики
Учебное заведение: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Доступно ли высшее образование России инвалидам"?
Дата публикации: 04.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Доступно ли высшее образование России инвалидам?
7 октября на 5 площадках разных федеральных округов пройдет всероссийский семинар по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Председателем семинара выступает Мининский университет (г. Нижний Новгород). Другими площадками стали вузы в городах Калининград, Ярославль, Грозный, Челябинск. О чем пойдет речь? В июне 2016 года Министерством образования и науки РФ был объявлен конкурс на реализацию государственного контракта по проекту «Мониторинг и информационно- аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов». Конкурсная заявка Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина была определена лучшей среди заявок несколько ведущих университетов страны. В рамках контракта разработана модель мониторинга деятельности вузов по предоставлению образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Результаты мониторинга позволяют выявить вызовы в организации высшего инклюзивного образования для инвалидов, а также задуматься об их источниках и путях разрешения. Несмотря на имеющиеся льготы, по статистике, каждый пятый инвалид стремится получить высшее образование. В чем могут быть причины? Первая проблема, с которой сталкиваются вузы, это даже не привлечение новых студентов с инвалидностью или ОВЗ, а установление реального количества уже имеющихся. Причина кроется в том, что такие студенты не хотят выделяться среди остальных и потому, при поступлении, по возможности скрывают этот факт. Но есть и те, кто напротив привык к специальным условиям и отношению. Это в первую очередь касается выпускников специальных коррекционных школ - они часто не поступают в вузы, поскольку ожидают, что вузы также должны создавать специальные условия. Однако тогда возникает вопрос, будет ли это инклюзивным образованием и интегрируются ли они с остальными студентами. Другой причиной, по которой абитуриенты с ОВЗ и инвалидностью не стремятся в вузы, специалистам видится в отношении общества. Основываясь на опыте работы по специальному дефектологическому образованию, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии Светлана Каштанова отмечает, что общество в целом низко оценивает способность лиц с ОВЗ получить высшее образование. Однако это не помеха высокой оценке личностных качеств людей с инвалидностью и ОВЗ. Наконец, выбор профессии также является противоречивым вопросом. По законодательству университет должен принять абитуриента на то направление подготовки, на которое он подал заявление и успешно прошел вступительные испытания. Даже если абитуриент по объективным причинам имеет профессиональные ограничения по выбранному профилю, университет не сможет отказать ему в приеме. И если беседы с абитуриентом не приведут к результату, то он в результате получит диплом, который впоследствии не сможет использовать. Это, разумеется, сказывается на отношении представителей сообщества к перспективам получения высшего образования. Это первые мысли о результатах мониторинга. Очевидно, что данные будут глубоко прорабатываться, на основе чего будут сформулированы рекомендации по повышению доступности высшего инклюзивного образования.