"Путешествие в страну математики"

Автор: Усачёва Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 48
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми
Тема: "Путешествие в страну математики"
Дата публикации: 04.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (КОНСТРУКТ) ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Составила: воспитатель Усачева Оксана Николаевна
Тема:
«Путешествие в страну математики».
Возрастная группа
: старшая (с 5 до 6 лет).
Форма совместной деятельности
: НОД по ФЭМП
Форма организации
(групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): групповая
Учебно-методический комплект
(программы): Математика в детском саду. В.П. Новикова, Москва 2007г.
Предварительная работа:
обучение играм со счетными палочками; индивидуальная работа; наблюдения за строительством дома на прогулке; дидактические игры: «Построй дворец», «Живая неделя», «Что, где?», «Кто внимательный», «Числовые домики».
Средства
:
Оборудование:
Наглядные: конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами; карточка с пропущенными цифрами (по количеству детей); буквенно- числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой – буквы; карточки с точками и цифрами; разрезная картинка «Пятерка». Музыкальные: детские музыкальные произведения. Счетные палочки; простой карандаш (по количеству детей), CD – проигрыватель .
Цель:
обобщить знания детей о днях недели, закрепить умения детей в счете до 10.
Задачи:

Задачи индивидуальной работы с детьми:

Обучающие:
- закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке; - умение называть дни недели и «соседей» дня; - совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
Развивающие:
- развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; - развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- продолжать учить работать коллективно, сообща; - воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу. Развивать у детей активность и преодолевать нерешительность детей при самостоятельной работе; Продолжать формировать у детей навык правильно держать карандаш в руке.
Достижение образовательных результатов:
- умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы; - умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; - применение усвоенных знаний по ФЭМП в самостоятельной повседневной жизни; - умение сосредоточенно действовать при выполнении заданий.

Этапы совместной

деятельности

Содержание деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Методы, формы,

приемы,

возможные виды

деятельности

Планируемые

результаты

1.Вводно-

организационный:
психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности. В круг широкий вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево. В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем и здороваться пойдем! Ребята я вам предлагаю поздороваться ладошками. - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснемся ладошками к их ладошкам. Задаёт положительный эмоциональный настрой. Выполняют движения в соответствии со словами. Успокаивающие упражнения (психологический этюд) перед занятием. Дети настроены на общение.
2.Мотивационно-

побудительный

этап предстоящей

деятельности:
создание проблемной ситуации, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. - Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался хулиган. Он сотворил ужасные вещи: перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр, испортил узоры из счетных палочек. Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята поспешите к нам на помощь! Ваш друг Царица Математика». - Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве? (Ответы детей). Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность. Направляет детей на правильное решение. Дети высказывают свое мнение. Обсуждают возможные варианты. Беседа. Создание проблемной ситуации. Придание личной значимости предстоящей деятельности. Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

3. Информационно-

аналитический:
обсуждение проблемной ситуации, поиск путей ее решения; актуализация знаний, анализ имеющейся текстовой и визуальной информации, опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка. - Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно узнать пароль. За каждый правильный ответ вы будете получать часть картинки - фрагмент, из которых вы сможете сложить картинку и узнать пароль. - Ну, что, готовы? Тогда в путь!». Прохождение пароля. За каждый ответ дети получают фрагмент картинки. 1. Какое число больше 8, но меньше 10? (9). 2. Сколько дней в неделе? (7) 3. Сколько пальцев на двух руках? (10) 4. Сколько в неделе выходных дней? (2) - Ребята, теперь нам нужно собрать части картинки, чтобы узнать пароль. (Картинка «Пятерка»). - Молодцы, ребята, вы узнали пароль, и теперь мы можем войти в математическую страну. - Чтобы не заблудиться в этой стране, Царица Математики нарисовала нам карту (показывает карту). Давайте посмотрим, что изображено на карте. На каждой остановке вас ждут интересные испытания. Посмотрите внимательно на карту, как вы думаете, куда нам нужно отправиться сначала? Постановка проблемы, способствующая групповой работе детей. Поощряет детей за внимательность и правильные ответы. Стимулирует интерес детей. Решают проблемную ситуацию. Внимательно слушают. Рассуждают, взаимодействуют со сверстниками в процессе работы. Напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей. Умение делать вывод и его аргументировать. Обогащение опыта совместной работы.

4. Практический:
реализация намеченного плана действий, практическое решение проблемной ситуации Первая остановка:
«Живая неделя».
Перепутаны дни недели, вам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. (Семь карточек перепутаны на столе, дети берут по одной карточке). - Неделя, стройся! (Дети выстраиваются в указанном порядке). - Назовите свой день недели! - Вторник, топни ногой! Назови своих соседей. - Пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей. - Воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей. - Суббота, помаши рукой! Назови своих соседей. Справились! Отправляемся дальше. Следующая остановка:
«Цифроград».
- Как вы думаете, что вас там ждет? Перед вами карточки, впишите пропущенные цифры. Молодцы! Отправляемся дальше. Следующая остановка:
«Сообразилия»
(задания со счетными палочками). 1. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат). 2. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник). 3. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник). 4. Приставьте к треугольнику 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб). 5. Отсчитайте 8 палочек. Составьте из них флажок прямоугольной формы. Палочка у флажка состоит из 2-х счетных палочек. Решает проблемную ситуацию. Знакомит детей с играми, даёт инструкцию, эмоционально помогает расслабиться. Способствует индивидуальной работе. Предоставляет время деятельности. Предоставляет материалы. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Внимательно слушают и выполняют задания. Если возникла трудность, дети обращаются к воспитателю или друг к другу. Радуются полученному результату. Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Игровые и занимательные упражнения. Знание дней недели . Знание порядкового счета. Получение положительных эмоций от полученного результата. Умение слушать, выполнять задания. Умение следовать правилам.
- Ребята, вы прекрасно справились с заданием! Отправляемся дальше. Следующая остановка:
«Числяндия».
Самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть. (Дети выкладывают числовые карточки и читают пароль «Математика»). - И с этим заданием отлично справились.
5. Самоконтроль:
овладение навыками действовать по установленному правилу, соотнесение продукта, результата деятельности с образцом - Посмотрите, на нашей карте не осталось неизведанных мест, значит, наше путешествие подошло к завершению. Давайте вспомним, какие остановки и где мы побывали, что делали? (ответы детей) Включает детей в самостоятельную деятельность. Упражнение конструктивного характера. Умение оценивать результат своей деятельности. Умение делать выводы.
6.Заключительный

:
подведение итогов, рефлексия - осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. - Сейчас садитесь на ковер, закройте глаза. Представьте, что появился цветной экран, как экран телевизора. На экране вы видите все наше путешествие от начала до конца. Вы видите игры, в которые мы играли. Вспомните и откройте глаза. - Вам понравилось наше путешествие? Что вам было трудно выполнить, а что легко? Что вам особенно запомнилось? А сейчас давайте представим на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко – накрепко соединить в аплодисменты. Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). Выражают собственные чувства к проделанной работе. Поддержка детской инициативы. Спокойная музыка. Поощрение, обсуждение. Проявляют эмоциональное отношение к результату. Умение выражать чувства.
7.
Мотивационно-

побудительный

этап последующей

деятельности:
создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка, предложение предметного материала для продолжения в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников. - Ребята, а как вы считаете какое математическое царство – государство? - А вы хотите, чтобы это царство появилось у вас? - А из чего его можно построить? (ответы детей) Самостоятельная деятельность детей. (постройка математического царства – государства из строительного конструктора) Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы. . Планируют самостоятельную, деятельность. Высказывают свои предположения. Фантазирование. Мотивирование детской самостоятельной деятельности. Создание ситуации выбора, фантазирования. Проявляет активность в процессе самостоятельной деятельности. Умение планировать самостоятельную деятельность.