"Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся на всех ступенях обучения в условиях перехода на новые образовательные стандарты".

Автор: Орешина Светлана Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Туртапинская ОШ
Населённый пункт: г. Выкса, с. Туртапка Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся на всех ступенях обучения в условиях перехода на новые образовательные стандарты".
Дата публикации: 05.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся

на всех ступенях обучения в условиях перехода

на новые образовательные стандарты».
Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся на всех ступенях обучения. Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: обучающиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли. Анализ результатов ЕГЭ за курс средней школы и экзамена в новой форме за курс основной школы свидетельствуют о снижении уровня культуры речи, о недостаточной сформированности у выпускников речевых умений и навыков, лежащих в основе познавательной компетенции. Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа все производит из корня и более ниоткуда, ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – все это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать школьников – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. В ходе решения проблемы «
Интенсивного речевого и

интеллектуального развития обучающихся на всех ступенях обучения в

условиях перехода на новые образовательные стандарты»
была определена цель и поставлены такие первоочередные задачи, от успешного выполнения которых зависят дальнейшие результаты обучения школьников грамотной устной и письменной речи. Это, прежде всего, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.
Исходя из указанной цели, необходимо решить следующие задачи: способствовать формированию лингвистического мировоззрения и лингвистического мышления обучающихся; развитию языкового и эстетического идеала; содействовать улучшению орфографической и пунктуационной грамотности, овладению нормами русского литературного языка, развитию умения творчески использовать языковые средства; способствовать повышению интереса к лингвистике и процессу обучения в целом, повышению общего интеллектуального уровня; обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку. Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский язык любимым предметом. Немало и учителей-филологов, которые испытывают неудовлетворение процессом преподавания русского языка. Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка из малопродуктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные? Одна из задач обучения русскому языку – привитие любви к родному слову. Но как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию простых незатейливых и в то же время искренних рассказов, сказок, стихов? Можно ли сделать так, чтобы уставшие от множества унылых правил-призраков дети в стенах своей школы чаще встречались с праздником души – собственным творческим вдохновением? Какими педагогическими приемами и методами работы со словом побудить школьников пойти навстречу этому творческому вдохновению? В национальном образовании сегодня провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Особый смысл при этом получает обучение, направленное на саморазвитие, самообразование и самореализацию личности.
Учитель, прежде всего, организует активную и осознанную деятельность обучающихся на уроках русского языка, их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов. Почти на всех структурных этапах урока систематически используется прием антиципации (т.е. опережающего отражения окружающей действительности): ученики сами предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности, действуют и принимают те или иные решения. Вместе с тем прогнозирование основывается на активной работе памяти, внимания, мышления, речи и естественно стимулируют их формирование и развитие. Обучающимся передается часть функций учителя. Дети, исподволь и ненавязчиво направляемые педагогом, с высокой степенью самостоятельности определяют и формулируют тему и цель урока, выявляют и озвучивают тему словарно-орфографической работы, принимают активное участие в составлении учебных заданий, в формулировании выводов и обобщений. В соответствии с этим определенным образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку. Во-первых, содержание существенно обогащается за счет работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями. При этом школьники в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Процесс нелегкий, но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление обучающихся, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал. Во-вторых, работа с изучаемым лингвистическим материалом осуществляется с помощью упражнений нового типа, которые называются комплексными – интеллектуально-лингвистическими. Они составляются на основе учебного материала таким образом, чтобы наряду с приобретением обучающимися
языковых знаний, умений и навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества: внимание, память, мышление, наблюдательность, речь и др. Выполняя специальные, но подобные по характеру упражнения, обучающиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. В результате у них создается внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. Это, в свою очередь, обеспечивает их плодотворное решение. Во время закрепления (повторения, обобщения) изученного школьники самостоятельно формулируют задания к выполняемым упражнениям. Это заставляет обучающихся тщательно и с разных точек зрения анализировать предлагаемый в упражнении учебный материал. Вслед за интенсивным развитием умственных способностей такой подход влечет за собой основательную проработку изучаемого лингвистического материала. Реализация указанных методических средств обеспечивается изменениями в содержании и организации учебной деятельности школьников в нескольких направлениях. Значительны изменения в организации процесса обучения русскому языку. Они заключаются во введении нового этапа урока русского языка, предполагают существенное изменение методики преподавания основных структурных этапов урока, а также реализацию наряду с общепринятыми ряда новых принципов проведения уроков русского языка, например: принципа опережающего отражения в сознании обучающегося предстоящей ему учебной деятельности; принципа комплексного воздействия на интеллект школьника; принципа обоснованности, аргументированности, доказательности ответа школьника; принципа сотрудничества, делового партнёрства. Целью уроков является развитие логического мышления, поскольку оно является важнейшим интеллектуальным качеством. Именно логика лежит в основе алгоритмов использования ряда орфографических правил, порядка
проведения различных видов разборов (морфемного, морфологического, синтаксического и т.п.), часто используемых на уроках. В свою очередь, процесс мышления невозможен без участи внимания, памяти, речи и, следовательно, обеспечивает их развитие. Интеллектуально-речевому развитию обучающихся на уроках русского языка способствует использование в работе элементов информационных технологий. Организация учебного процесса с помощью различных видов компьютерных тренажеров, репетиторов, мультимедийных презентаций, разработок уроков или фрагментов уроков, видео- и аудиозаписей, компьютерных полноцветных графических иллюстраций, музыкальных фрагментов, фрагментов художественного чтения ведет к значительному повышению уровня грамотности письма, развитию речевых навыков. В организации процесса обучения используются как традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие уроки и т. д.), так и нетрадиционные: ролевая игра, деловая игра, смотр знаний, урок открытых мыслей, урок исследования текста, урок творчества, лингвистическая лаборатория, лабораторная работа, интегрированные уроки, урок-практикум. Рассмотрим в качестве примера урок и отдельные новые этапы урока закрепления и обобщения умений и навыков. Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков 1. Мобилизующий этап. 2. Формулирование обучающимися темы и целей урока. 3. Повторение теоретического материала. 4. Словарно-орфографическая работа. 5.Выполнение тренировочных упражнений (комплексные интеллектуально-лингвистические упражнения, познавательные задания, текстовые упражнения и др.) 6. Проверка выполненных работ. 7. Коррекция допущенных ошибок.
8. Подведение итогов урока. 9. Рефлексия. 10. Домашнее задание. Мобилизующий этап проводится в самом начале урока, на нем происходит актуализация и углубление знаний по конкретной теме или нескольким темам, а также совершенствование важнейших качеств интеллекта: речи, памяти, внимания, мышления и др., их дальнейшее развитие. На этом важном этапе происходит самостоятельное определение и формулирование обучающимися темы и целей урока. Поскольку целью обучения русскому языку является повышение интереса к изучаемому предмету, рекомендуется использование на уроке компьютера и мультимедийной презентации, что в настоящее время является современным, эффективным средством обучения. Оправданным на данном этапе урока является не только словесное проговаривание темы и целей урока, но и демонстрация темы урока, эпиграфа, опорных записей, материала для мобилизующего этапа. Очень важным структурным элементов в уроке русского языка является словарно-орфографическая работа, которая проводится в несколько этапов. Вначале обучающиеся определяют новое словарное слово, затем формулируют лексическое значение нового слова, составляют этимологическую справку, наконец, осваивают написание нового слова и вводят его в активный словарь. Очень часто эта полезная и не оставляющая детей равнодушными деятельность – словарно-орфографическая работа – организуется с помощью специально разработанных упражнений (упражнения, предусматривающие составление искомого слова из его частей; определение словарного слова с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова или путем последовательного нахождения и соединения всех его букв; нахождение слова на основе закономерности подбора исходных слов; определение слова с помощью разбора слова по составу; определение слова с помощью шифра или на
основе выявления принципа соединения исходных слов; поиск словарного слова связан с темой урока). На этапе закрепления (повторения, обобщения) изученного используется такой тип упражнений, как упражнения комплексные – интеллектуально-лингвистические. Они составляются и проводятся таким образом, чтобы языковое развитие обучающихся сочеталось с интеллектуальным, осуществлялось в их тесной, неразрывной взаимосвязи. Значительное место в формировании речеведческих и интеллектуальных качеств отводится текстовым упражнениям, когда обучающиеся полнее и точнее понимают значение и назначение языковой единицы (слова, словосочетания, предложения, текста) и имеют перед собой образец для развития собственной речи. Прежде всего, подбираются для анализа и разбора тексты, имеющие воспитывающий познавательный характер, что позволяет воздействовать и на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствовать его знания об окружающем мире и своим содержанием поддерживать интерес школьников к русскому языку. Работа с текстовыми упражнениями организуется в несколько этапов: восстановление или составление текста (текст в готовом виде не предлагается); частичная или полная запись текста (что именно и как писать определяют ученики); проверка правильности выполнения задания. Виды работы с текстовыми упражнениями: составление тематической зарисовки;; завершение каждой микротемы текста фразеологическим оборотом; восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме; восстановление второй части текста по аналогии с первой и по опорным словам и фразам; составление текста, который нужно сократить и завершить; восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями; восстановление текста по таблице Рассмотрим, как проходит работу по восстановлению текста по таблице.
Подобного типа упражнения позволяют расширить масштабы творческой деятельности на уроках, делают ее разноплановой, неординарной, наряду с усвоением изучаемой темы осуществляется сопутствующее, но основательное повторение ранее изученного, увеличивается объем проработанного материала, улучшается качество приобретаемых обучающимися лингвистических знаний, умений и навыков. Для развития внимания, умения анализировать, сравнивать, обобщать, на этапе повторения, закрепления изученного материала или на этапе проверки правильности выполнения задания можно использовать тестовые задания различного характера. Продуктивным является организация работы с тестами на компьютере. Значительную помощь оказывают компьютерные технологии в осуществлении контроля и коррекции знаний, например: мгновенная реакция на каждую ошибку, автоматические подсказки в случае затруднений, лингвистические справочники и т.д. Огромное количество электронных пособий позволяет эффективно организовать работу с тестами. С целью формирования лингвистического мировоззрения обучающихся применяются следующие методы обучения: словесный, проблемно- поисковый, наглядный, практический, репродуктивный. Чтобы обучающиеся осознанно овладели грамматическими значениями, чтобы умели творчески использовать языковые средства, их анализировать, используются на уроках русского языка специально сконструированные задания, на основе которых строится поисковая деятельность школьников, так называемые познавательные задачи, включающие проблемные задачи или задания частично поискового характера. Перед учителем всегда стоит проблема – как приблизить субъективный процесс восприятия обучения конкретного ученика к объективной образно- смысловой системе, поскольку при непосредственном восприятии (будь то грамматическое явление или художественный текст) у школьников возникают представления и образы, которые имеют текучий и часто едва уловимый характер. Решению этой проблемы способствуют проводимые уроки
словесности, на которых именно в речи формируется и формулируется человеческая мысль. Мышление и речь, которым ребенок овладевает с самого раннего возраста, изначально никак не связаны с художественно словесным образом. Тем не менее, в процессе интеллектуального развития маленького человека происходит качественный скачок и в мышлении, и в речи. Потому очень важна интеграция уроков русского языка и литературы: на уроках русского языка мы слово изучаем, на уроках литературы – чувствуем, переживаем эмоционально, на уроках словесности перед обучающимися открываются различные стороны языка, и, взятые комплексно, они будут продуктивно влиять на читательское, нравственное, интеллектуальное, речевое развитие школьников. Уместно использовать на уроках подобного типа задания, связанные с исследованием текстов различных стилей. Описательные методы и приемы обучения на уроках словесности малоэффективны, возможность проанализировать взаимодействие учителя и учеников, учеников между собой невелика. Принципиально оправданный путь обновления обучения, связанный с тренировкой речевых умений школьников, с повышением эффективности обучения, – использование видеозаписей на уроках русского языка. Видеозапись запечатлевает это взаимодействие, делает его более очевидным, наглядным, позволяет выделить некоторые моменты как показательные, остановиться на том, что надо уточнить, вернуться к тому, на что не обратили внимания школьники. Использование видеозаписи способствует повышению интереса к изучаемому предмету, развитию творческого потенциала обучающихся, наконец, позволяет не только познакомиться с речеведческим понятиями, но и развивать речевую деятельность. Дидактические возможности видео связаны с изобразительно-техническими возможностями, можно использовать следующие приемы работы: иллюстративно-показательное сопровождение (учебные фильмы, фрагменты мультипликационных и художественных фильмов), монтаж (чередование общих, крупных и средних планов, извлечение и соединение интересных и важных фрагментов в нужной
последовательности, включение стоп-кадров), дикторский текст- комментарий, съемка и показ собственных видеозаписей. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся. Использование на уроках ИКТ, в частности Интернет - ресурсов, позволяет использовать разнообразные формы наглядности, которые предполагают различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов и т.п. И демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д. Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Используя элементы информационных технологий, можно организовать работу на уроке с применением мультимедийного проектора или компьютера при работе с текстами различных стилей, при исследовании, комплексном анализе текста, что позволят увеличить объем работы, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход на уроке, при этом использовать весь набор различных видов упражнений, организовывать работу в соответствии с типом и структурой урока. Направленность работы на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача
содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов. Опыт работы показывает, что при интенсивном использовании элементов информационных технологий возрастает интерес обучающихся к урокам русского языка, развивается их речь, повышается орфографическая и пунктуационная грамотность, интенсифицируется их интеллектуальное и речевое развитие. Изучение русского языка обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения Школьники овладевают умениями работать со справочным материалом, вести поиск необходимого материала, находить несколько вариантов решения проблемы, вести дискуссию, слушать собеседника, делать обобщения и выводы. Ученики находятся в постоянном творческом поиске, прочь уходит равнодушное выполнение воли и программы учителя. На таких уроках русского языка успешно реализуются принципы педагогики сотрудничества, педагогики поддержки, формируются субъект- субъектные отношения, когда учитель и ученик выступают соавторами учебного процесса. В отличие от традиционного современный урок даёт возможность обучающимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке. На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. Каждый учитель определяет для себя формы, методы, приёмы, технологии, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и знания обучающихся будут качественными.
Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и обучающегося, привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя, умелое применение педагогом поощрения и порицания. Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение обучающихся в совместную учебную деятельность. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с обучающимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности. Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ:
- обучающиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую они объединяются; - работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку; - идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. Немаловажную роль в достижении поставленных целей играет и внеклассная работа по русскому языку и литературе, проводимая в школе. Активное участие школьников во внеклассных мероприятиях дает им возможность проверить свои знания и умения на практике. Каждый учебный год стараюсь с ребятами принимать участие в районных конкурсах. В рамках декады гуманитарного цикла провожу мероприятия различные по характеру и форме: «Вечер русского языка», литературно – музыкальную композицию «И помнит мир спасенный..», конкурс стихотворений, посвящённый Родине, Победе в Великой Отечественной войны, литературную игру «Раз в крещенский вечерок».
Я стараюсь воспитывать у ребят чувство уважения к себе и окружающим, развивать их интеллектуальные способности. Очень хочу, чтобы мои ребята были образованными и развитыми, поэтому учу их строить свою речь грамотно, формулировать стройные и грамматически правильные предложения. Речь человека указывает на уровень его развития. Самое главное, на мой взгляд, что необходимо каждому учителю для того, чтобы у детей наблюдался интерес к предмету - это постоянный поиск, находки, желание самого учителя дать детям то, что в его силах, только тогда процесс обучения будет результативным. И, конечно, нужно любить детей, быть для них учителем, наставником, помощником и другом! В заключение приведу слова К.Д. Ушинского, которые мне близки: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям плодовитым для детей наших…Пробудим требования, откроем средства, - дела появятся сами». В этих словах заключен огромный заряд самоотдачи и программа для нас, современных педагогов.