"СТИХИ, ПОТЕШКИ, СКАЗКИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДВУХ-ТРЁХ ЛЕТ"

Автор: Никульшина Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад ОВ №1" Верхнехавского муниципального района
Населённый пункт: село Верхняя Хава Верхнехавского района Воронежской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "СТИХИ, ПОТЕШКИ, СКАЗКИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДВУХ-ТРЁХ ЛЕТ"
Дата публикации: 06.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОВ №

1» ВЕРХНЕХАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «СТИХИ, ПОТЕШКИ,

СКАЗКИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДВУХ-ТРЁХ

ЛЕТ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Пояснительная записка.
Программа разработана для детей 2-3х лет. Каждое занятие продолжительностью 10-15 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям детей ясельных и младших групп. Основной мотив деятельности дошкольника – познание окружающего мира, нахождение в нём своего места, определение своей роли. Процесс приспособление к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребёнок расширяет границы своего опыта, обогащает своё восприятие мира. Способность менять своё поведение в зависимости от новых социальных условий – результат успешной социальной адаптации, в процессе которой ребёнку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп (семья, группа детского сада и др.). Процесс социальной адаптации происходит постоянно, ежедневно, но возможны периоды нарушения равномерности протекания данного процесса. Это происходит в моменты смены условий жизнедеятельности детей: поступление в детский сад, разлука с родителями, переезд на новое место жительства и т.д. Особенности сказок, потешек, детских стихов позволяют использовать их при решении педагогических задач, в том числе и при адаптации детей к детскому саду. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются

переходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причём эта

радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными ещё к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес к ним.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок позволяют использовать их в процессе адаптации детей к детскому саду.
Цель и задачи программы.

Цель программы –
создание условий и содействие адаптации детей к детскому саду.
Задачи программы:
1. Снятие эмоционального напряжения; 2. Установление взаимопонимания, доверия с детьми; 3. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
Ожидаемые результаты.
После реализации программы предполагается успешная адаптация детей к детскому саду: игровая активность, произвольность игрового поведения, адекватность выбора социальной роли в игре, внешняя активность; реальные и игровые отношения со сверстниками; речевая активность; наличие друзей в группе; развитие коммуникативных навыков.
Методическое обеспечение.
Занятия рассчитаны на детей ясельных и младших групп, проводятся психологом в групповой форме 1 раз в неделю Продолжительность занятий – 10- 15 минут. Группы 15-20 человек.
Занятие №1


Зайчики-девочки и зайчики-мальчики.

Задачи:
1. Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы. 2. Развитие умения подчиняться правилам игры, голосового аппарата. 3. Формирование активного словаря детей по теме «Овощи»
Материалы:
ростовая кукла «Заяц», презентация в программе «Microsoft PowerPoint» «Обед для Зайки», муляжи овощей, веточка для игры.
Ход занятия

1.

Упражнение «Найди Зайку»
Психолог. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто-то спрятался под столом. Как вы думаете кто это? Дети. Зайчик. Психолог. Правильно, это зайчик. Давайте его позовём. Появляется зайчик. Психолог. Зайчишка-трусишка, где был, пропадал? В огороде капусту ел, глотал. Психолог показывает игрушку зайца и просит детей его описать (носик, ушки, глазки, ротик, в чём одет и т.д.), затем вместе с детьми определяет его пол. Психолог. Ребята, как вы поняли, что это мальчик? (ответы детей) А у вас в группе есть мальчики? Поднимите руки мальчики. Покажите, какие вы большие и сильные. А девочки у вас есть? Покажите, какие вы красивые (показывают). Вы очень понравились зайчику, он хочет с вами поиграть.
2.

Игра «Щекотушки»
Стоя в кругу, дети вытягивают руки ладошками вверх. Задача детей спрятать ладошки за спину пока зайчик не успел до них дотронуться. Игра продолжается несколько раз.
3.

Игра «Зайчики – девочки, зайчики-мальчики»

Дети стоят в кругу. Психолог просит мальчиков попрыгать как зайчики, а потом девочек попрыгать как зайчики. Игра повторяется несколько раз.
4.

Показ презентации «Обед для Зайки»
Психолог. Дети, посмотрите на доску. Зайка покажет вам про себя одну историю. Дети смотрят презентацию. Во время просмотра психолог читает потешку: Зайчишка-трусишка по полю бежал, В огород забежал, Морковку нашёл, капустку нашёл, Сидит, грызёт «Ай кто-то идёт». Во время просмотра слайда №4, проводится беседа на тему «Овощи». Дети называют овощи, а психолог при помощи анимации переносит их в корзинку.
5.

Игра «Накорми Зайку»
Психолог. Дети, а что зайчики кушают? (ответы детей). На столе разложить наборы овощей и фруктов. Предложить детям накормить зайчика тем, что он любит кушать. Психолог. Молодцы, накормили зайчика. Он вам говорит «спасибо». А теперь он хочет с вами поиграть.
6.

Динамическая пауза «Зайка серенький сидит»
Повторяйте за мной, а когда придёт волк, садитесь на свои стульчики. Зайка серенький сидит (Дети приседают на корточки) И ушами шевелит. (Делают «ушки» из ладошек и шевелят ими) Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть,
(Обнимают руками плечи) Надо лапочки погреть. (Потирают ладошки) Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, (Встают) Надо зайке поскакать. (Прыгают) Вот так, вот так Надо зайке поскакать! Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал! (Сесть на стульчики и закрыть лицо ладошками) Психолог. Мы хорошо поиграли с Зайкой и немного устали. Давайте все закроем глазки, руки под головку положим и поспим немножко. Просыпаемся, глазки открываем, потянулись сладко, сладко и проснулись. Молодцы, мне очень понравилось с вами играть! До встречи.
Занятие №2


Разноцветные клубочки

Задачи:
1. Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы. 2. Развитие эмпатии, моторики рук, восприятия, внимания. 3. Закрепление представления о цвете. Материалы: игрушка Котёнок, цветные клубочки, цветные ведёрки, маска Кота, спокойная музыка.
Ход занятия

1.

Появление игрушки Котёнка
Психолог гладит игрушку Котёнка, читает стихотворение, привлекая внимания детей в группе. У меня котёнок есть, Он умеет пить и есть. Может в форточку влезть. Может «Мяу» мне сказать. Настоящий и живой. Придавил он хвостик свой. Плачет бедный и грустит, Хвостик у него болит. Давайте пожалеем котика. Дети берут его на руки, гладят хвостик, обнимают игрушку, говорят добрые слова. Психолог. Посмотрите, дети, Котёнок улыбается! Значит, какое у него настроение? Дети отвечают, что у Котёнка хорошее настроение.
Психолог предлагает детям улыбнуться друг другу и поздороваться за руку.
2.

Пальчиковая гимнастика

Котята (С. Михалков)
Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: (Гладят свои ушки) Родились у нас котята – Их по счёту ровно пять. (Показывают пальчики на ладошках) Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? (Жмут плечами) Наконец мы их назвали: РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ. (Загибают пальчики) РАЗ – котёнок самый белый, (Показывают один пальчик) ДВА – котёнок самый смелый, (Показывают два пальчика) ТРИ – котёнок самый умный, (Показывают три пальчика) А ЧЕТЫРЕ – самый шумный. (Показывают четыре пальчика)) ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА –
(Показывают пять пальчиков) Те же хвост и голова (Показывают рукой хвостик, и голову) То же пятнышко на спинке, Так же спит весь день в корзинке. (Складывают ручки под щёку и наклоняют голову) Хороши у нас котята – РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ! (Загибают пальчики) Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать. (Хлопают в ладоши)
3.

Игра «Тише-Громче»
Психолог читает стихотворение У кота один ответ «Мяу» - да и «Мяу» - нет, Впрочем, если кот не хмур, Может вам сказать «Мур, Мур». Дети показывают как мяукает котик сначала тихо, потом громко, и снова тихо.
4.

Упражнение «Собери клубочки»
Котик резвится, веселится. Дети радуются вместе с ним. Но вдруг Котик нечаянно рассыпает клубочки разноцветных ниток из корзинки. Психолог. Ой, клубочки рассыпались и покатились. Поможем собрать?
Дети отвечают. Психолог. Клубочки нужно собрать в цветные ведёрки. Красный клубочек нужно положить в красное ведёрко, жёлтый в жёлтое, синий – в синее и т.д. Дети выполняют задание. Психолог. Котёнок благодарит вас за помощь и хочет поиграть с вами.
5.

Игра «Кошки, мышки».
Водящий одевает маску «кота», садится в середину круга, а все остальные дети становятся в круг, они мышки и водят хоровод со следующими словами. Тише мыши, не шумите, Кота-Ваську не будите. Вот проснётся Васька код Разобьёт весь хоровод. Дети- «Мышки» убегают от кота. Кого кот поймал, тот и водит. После игры дети ложатся на ковёр и отдыхают под спокойную мелодию.
Занятие №3

«Помоги Трезору»


Задачи:
1. Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы 2. Формирование умения слушать. 3. Развитие умения группировать разнородные предметы по цвету; закреплять знание основных цветов. Материалы: игрушка Щенок, вырезанные из цветной бумаги воздушные шарики и верёвочки соответствующих цветов, маска Щенка.
Ход занятия

1.

Появление игрушки Щенка
Психолог показывает мягкую игрушку Щенка. Читает стихотворение С. Михалкова «Трезор».
Трезор (С. Михалков)
На дверях висел замок. Взаперти сидел Щенок. Все ушли и одного В доме заперли его. Мы оставили Трезора Без присмотра, без надзора, И поэтому щенок Перепортил всё, что мог. Разорвал на кукле платье, Зайцу выдрал шерсти клок, В коридор из-под кровати Наши туфли уволок. Под кровать загнал кота – Кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол – С головой забрался в уголь, Вылез чёрный - не узнать. Влез в кувшин – перевернулся, Чуть совсем не захлебнулся И улёгся на кровать спать… Мы щенка в воде и мыле Два часа мочалкой мыли. Ни за что теперь его Не оставим одного! Психолог проводит с детьми беседу о прочитанном. Психолог. Ребята, давайте поругаем Щенка за то, что он проказничал. Как мы будем это делать? Погрозим пальчиком (грозят). Щенок говорит, что больше не будет проказничать. Давайте его похвалим. Как мы будем это делать? Все гладят игрушку.
2.

Игра «Покажи правильно»
Психолог называет части тела (нос, уши, руки, ноги и т.д.) и показывает их, дети повторяют. Когда игра достигнет быстрого темпа, психолог называет одни части тела, а показывает другие (путает детей). Задача играющих, показать правильно ту часть тела, которую психолог называет, но не показывает.
3.

Упражнение «Воздушные шары»
Психолог. Когда наш щенок баловался, то запутал все верёвочки от шариков. Помогите подобрать по цвету верёвочку к каждому шарику. Дети раскладывают верёвочки соответственно цвету шарика. Психолог. Молодцы, вы справились с заданием. Теперь наш Щенок хочет с вами поиграть.

4.

Игра «Вот лежит лохматый пёс»
Водящий ребёнок одевает маску Щенка и садится в круг, делает вид что спит. Остальные дети, взявшись за руки, медленно идут к щенку со словами: «Вот лежит лохматый пёс, В лапы свой уткнувший нос. Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим, И посмотрим - что же будет. Щенок просыпается и ловит кого-то из детей. Остальные убегают. Кого поймал, тот становится водящим. Психолог. Ребята, вы, молодцы помогли Щенку распутать все верёвочки. Он больше баловаться не будет, и говорит вам до свидания.