"Приёмы обучения чтению на уроках английского языка"

Автор: Аракбинова Елена Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10
Населённый пункт: город Элиста
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приёмы обучения чтению на уроках английского языка"
Дата публикации: 04.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ
«
СОШ

10
»
имени

В

.

А

.

Бембетова

Методическое

объединение



учителей

иностранных

языков

Приемы

обучения

чтению

на



уроках

английского

языка

Составитель

:

учитель

английского

языка

Аракбинова

Е

.

В

.

Элиста

- 2015


Приемы

обучения

чтению

на

иностранном

языке

.
Школа переходит на личностно- ориентированное обучение. И в этой связи закономерен интерес учителей иностранных языков к эффективным методам и приемам обучения. Далеко не секрет, что современные ученики не любят читать даже на родном языке. И в практике работы встает злободнев- ный вопрос. Какими методами и приё- мами без принуждения приобщить их к чтению на иностранном языке. Как сделать уроки чтения занимательными и интересными. Отвечая на этот вопрос я обратилась к проблемному методу обучения, который ненавязчиво побуж- дает ученика работать на уроке активно и творчески. Именно этот метод дает возможность ученику почувствовать себя значимой фигурой на уроке чтения; разбудить его дремлющие способности к прогнозированию событий еще до чтения текста; в соревновательной форме (кто быстрее?) найти главные факты повество- вания; придумать продолжение рассказа и сделать проектную работу на основе про- читанного сюжета. Проблемный подход привлекателен тем, что он формирует систе- му умственных действий, которую ученик может применить не только для решения учебно - коммуникативных, но и реальных жизненных задач. При проблемно- поисковой организации урока чтения создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке. Именно степень сформированности самостоятельной поисковой деятельности является объектом контроля чтения на иностранном языке, которая проверяется в ходе Единого Государственного Экзамена у выпускников школы. Проблемно- поисковую деятельность чтения необходимо организовывать уже на средней ступени обучения, прививая вкус и интерес к чтению. Приведу пример, как я организую работу с комплексом проблемно- поисковых задач в 5-6 классах. Всю работу над любым программным текстом чтения делим на три этапах дотекстовый, текстовый, послетекстовый. Большое внимание уделяется дотекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно- поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что ученики начинают работу с информацией, еще не открывая текст учебника. Для этого подбираем иллюстрации, которые помогут учащимся спрогнозировать тему предстоящей работы. В нашем случае это будут иллюстрации, связанные с покупками и я в ходе речевой зарядки организую беседу на данную тему. Перечень вопросов логично сужает тему обсуждения до профессии продавца. Pre-Reading 1. Talk about the people and their professions in the pictures.
2. Look at the picture 1. … Where can you buy shoes? 3. What is a “salesman”? (shop - assistant). 4. What are a salesman’s duties? 5. What do people usually buy in this shop? 6. Imagine you want to buy a pair of shoes. Look at picture 1 and describe the procedure of buying shoes. 7. If the shoes are too tight, what should you do? 8. Read the title of the story and try to guess in what situation the salesman may be called “ clever”.
Обучение

технике

чтения

во

2

классе

.
При обучении детей английскому языку со 2 класса можно быстро и хорошо научить читать всех учащихся, которые к этому стремятся. Итак, алфавит изучен. Ребята уже хорошо знают гласные и согласные звуки. Приступаем непосредственно к чтению. В своей работе четко придерживаюсь таких установок: 1) дети учат правило (каждый ребенок должен уметь быстро и четко изложить его суть своими словами). 2) Учащиеся записывают правила чтения в тетради в виде схем. 3) Предлагаю несколько устных тренировочных упражнений на закрепление этого правила. 4) Перед изучением каждого нового правила обязательно повторяем все предыдущие в такой последовательности, в какой дети изучали их. 5) Затем даю несколько разнообразных тренировочных упражнений на все изученные правила. 6) На одном из последних этапов урока 5 минут посвящаю тренировочным упражнениям. Длительность работы над чтением на уроке зависит от ряда причин, среди которых не только цели и задачи урока, но и психолого – педагогические особенности группы, работоспособность учеников. Прежде чем перейти к изучению основных правил чтения, провожу небольшую беседу. Объясняю, что в английском языке больше правил чтения, чем в русском языке и они разнообразнее. Бывает, что в английских словах гласные буквы чередуются с согласными, стоят по очереди: гласная, согласная и т. д. Но есть такие «дружные» гласные, которые не хотят разлучаться, стоят в слове рядом, « держатся за руки», и тогда даже при чтении они произносятся как один звук (гласный или двугласный). С такими неразлучными подружками – гласными мы познакомимся позже (например, ea, oo, ou, ee). Основные правила чтения предлагаю учащимся в таком порядке:
Правило 1
- в слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.
Упражнения:
1. Посмотри на слово. Сколько в нем гласных букв? Назови их. 2 . Посмотри на слово, подели его на слоги. Почему ты так поделил?
Правило 2 -
слог, который оканчивается на гласную, называется открытым (1- й тип слога).
Упражнения:

1. Посмотри на слоги, покажи открытые. 2. Выбери (подчеркни) открытые слоги.
Правило 3
- Буква ”e” в конце слов (кроме односложных слов) никогда не читается и называется немой. Другими словами: если в слове только одна гласная, мы, конечно, будем ее произносить. Если же она не одна и стоит в конце слова, то становится немой.
Упражнения:
1. Найди слова с немой ”e” . 2 . Скажи (подчеркни), в каких случаях ”e” читается, в каких случаях ”e” не читается.
Правило 4-
слог, который оканчивается на согласную, называется закрытым (2-й тип слога).
Упражнения:
1. Покажи (подчеркни) закрытые слоги. 2. Посмотри на слоги, скажи (подчеркни), какие из них открытые слоги, какие из них закрытые. 3. Подчеркни одной чертой открытые слоги, двумя - закрытые слоги. 4. Выпиши в два столбика открытые и закрытые слоги.
Правило 5-
согласные буквы B, D. F, K, L, M, N, P,S, T, V, Z чаще всего читаются как звуки b, d, f, k, l, m, n, p, s, t, v, z. С чтением тех согласных, которые читаются по- разному в зависимости от места в слове, знакомлю учащихся тогда, когда соответствующее слово впервые встречается при чтении упражнений или текстов учебника. Чтобы правило лучше запомнилось, стараюсь использовать образное мышление ребят. Например, « когда
буква S
попадает в слове между гласными (стоит и держит их за руки), она произносится как звук z. Ей весело с гласными (они ведь любят петь), и звук поэтому получается веселым z ». «Если слово начинается с
буквы k
, а за ней следует буква
n
, то k становится буквой- злюкой, у нее сразу же портится характер: стоит и молчит, как будто воды в рот набрала».
Правило 6 –
в открытом слоге гласная буква читается так, как она называется в алфавите. В тетради с правилами чтения вклеена отпечатанная таблица – памятка, на которой записана последовательность мыслительных операций: 1) Сколько в слове гласных букв? 2) Сколько слогов? 3) Какие слоги? 4) Как произносятся буквы слога? 5) как читается первый слог? 6) Как произносятся буквы второго слога? 7) Как читается второй слог? 8) Как читается все слово? Во втором полугодии наступает момент, когда интерес к чтению резко падает (вероятно, сказывается и усталость, и то, что упражнений много, а интересных текстов нет). Тогда приношу на урок иллюстрированные детские книжки или английские газеты и ищем знакомые слова, играем (у кого в газете в десяти строчках окажется больше знакомых слов), пытаемся догадаться, о чем идет речь в той или иной статье. Для активизации мыслительной деятельности при чтении и интереса к пониманию содержания, нужны посильные проблемные задания: отгадывания, подстановка, выбор фактов из текста, анализ, вывод, определение последовательности действий (фактов), причины, следствия, сравнение, согласие или несогласие с позицией автора. Контролировать понимание
прочитанного можно, используя а) неречевые действия учащихся (выбор картинки, совершение действия, показ сигнальной карточки, рисунка), б) речевые действия на английском языке ( выбрать из текста предложения, выражающие основную мысль автора, выписать несколько предложений, подтверждающих ту или иную мысль, возникшую при чтении). Во втором полугодии наступает момент, когда интерес к чтению резко падает (вероятно, сказывается и усталость, и то, что упражнений много, а интересных текстов нет). Тогда приношу на урок иллюстрированные детские книжки или английские газеты и ищем знакомые слова, играем (у кого в газете в десяти строчках окажется больше знакомых слов), пытаемся догадаться, о чем идет речь в той или иной статье. Для активизации мыслительной деятельности при чтении и интереса к пониманию содержания, нужны посильные проблемные задания: отгадывания, подстановка, выбор фактов из текста, анализ, вывод, определение последовательности действий (фактов), причины, следствия, сравнение, согласие или несогласие с позицией автора. Контролировать понимание прочитанного можно, используя а) неречевые действия учащихся (выбор картинки, совершение действия, показ сигнальной карточки, рисунка), б) речевые действия на английском языке ( выбрать из текста предложения, выражающие основную мысль автора, выписать несколько предложений, подтверждающих ту или иную мысль, возникшую при чтении).
Задания

на

отгадывание

.
What is this? It is in the classroom. It is big and black. It is on the wall. (a blackboard). I am black and red and blue, I am in the pencil- box near you. (a pencil). I am a little girl. I live with my mother. I have a grandmother too, She doesn’t live with us. Now she is ill. My name is…. (Little Red-Riding Hood).

Задания

на

подстановку

слов

.
Посмотрите на картинку и прочитайте предложения. Заполните пропуски словами. (На картинке изображена девочка). This is a …. Her name is …. She is a ….Her face is…. Her eyes are …. Her hair is …. She has a … on. Прочитайте небольшое стихотворение. Заполните пропуски словами. One, two, …, Let me…, Who likes…, And who … tea. Прочитайте текст. Заполните пропуски словами так, чтобы у вас получилось описание вашего класса. This is a classroom. The classroom is …(size). The blackboard is …(co lour). It is …(where?).the desks are not …(co lour). They are …(co lour). This is a bookcase. It is …(size). Это письмо написал Незнайка. В письме много клякс. Какие слова спрятались под кляксами? I… Neznaika. I like to write letters. I…writing a letter now. My friend… Znaika. Now he… drawing a picture. We … good pupils.
Задания

,

предполагающие

выбор

фактов

из

текста

.
Прочитайте предложения и скажите, какие предметы вы подарите ребятам (о которых говорится в предложениях). (На доске помещены рисунки, на которых изображены самолет, мыло, зубная щетка, дудочка). Pete doesn’t clean his teeth. Tom wants to be a pilot. Ann likes music. Mike doesn’t wash his face. Прочитайте предложения и оденьте куклу по сезону. ( На рисунках представлены предметы одежды). It is winter. It is very cold. It is snowing. The girl is going to school. It is summer. It is warm. The children are playing. It is autumn. It is cold. It is raining. A cold wind is blowing. The children are going to school. Прочитайте предложения и сложите вещи в портфель. (На столе разложены учебники, тетради и другие школьные принадлежности). This is my bag. I have three books in it. I have four exercise- books in it too. There is a pencil- box and a nice picture in my bag.
Задания

,

требующие

определения

последовательности

фактов
Это письмо написал Незнайка. Он все перепутал. Прочитайте предложения в нужной последовательности. Dear Znaika! Good-bye. We go to bed at 11 o’clock. We are blowing up a ballon. We are busy. We get up at 7 o’clock.

Задания

,

требующие

определения

причины

и

следствия
Прочитайте текст и ответьте по-русски на вопрос: Why is Ann’s mother tired every day? Ann’s mother is a doctor but she does a lot of housework too. She cooks breakfast, dinner and supper. Then she washes up. She cleans the flat. She washes Ann’s clothes. In the evening she is tired. Why? Is your mother tired too? Прочитайте предложения в первой колонке и найдите объяснение во второй. Bob is often ill. He is lazy. Nick is often tired. He has a birthday. Pete is happy today. He is ill. Tom is absent today. He works a lot. Steve is not a good pupil. He doesn’t like sports. Прочитайте предложения и заполните таблицу: Название животногокличка величина Цвет This is my cat. Its name is Murka. It is small. Murka is grey. This is Ann’s dog. Its name is Rex. Rex is big. It is black. This is Pete’s squirrel. Its name is Tommy. Tommy is not big. It is red.
Задания

,

требующие

оценки

фактов

,

изложенных

в

тексте

.
Прочитайте текст и скажите, согласны ли вы с тем, что говорится в нем о коте Базилио. Bazilio is a cat. It is black. It has a big green eye. It is a nice cat. You like it. It is a good friend. Прочитайте текст и скажите, нравятся ли вам герои этих сказок. This is Buratino. He has a father. He has many friends. He always helps his father. This is Winnie-the-Pooh. He is small and funny. He likes songs.
Тексты

-

инструкции
Если вы внимательно прочитаете текст, то сможете найти предмет, спрятанный учителем. The teacher has it. It is black and blue. It is small. Go to the table. Take the book. It is under the book. It is red and white. It is big. Go to the table. Take the box. It is in the box. Where is our picture? Go to the door, open it. The picture is on the floor.
Задания

,

требующие

сравнения
Прочитайте предложения и скажите, какие ошибки допустил художник (на рисунке незнайка изображен высоким с красной шляпой на голове). This is Neznaika. He is not tall. He has a blue hat on.
Прочитайте текст и скажите, что в нем не соответствует тому, что изображено на рисунке, (На рисунке семья за столом обедает). It is 6 o’clock. Ann and her grandfather are having breakfast. They are drinking milk. Ann’s cat is sitting on the table. It is having breakfast too. It is not drinking milk. It doesn’t like milk. Прочитайте текст и скажите, все ли в вашем распорядке дня совпадает с тем, что делает Том. Every Sunday Tom gets up at 10 o’clock. He has his breakfast and go to his friend. They watch TV and play computer games. Then they go for a walk. Tom comes home at 9 o’clock. В заключение подчеркну, что соответствующим образом подобранные тексты и задания к ним требуют от учащихся определенной мыслительной деятельности и поэтому концентрируют их внимание именно на содержании читаемого. При этом мотив к чтению возникает через интерес к заданию.
Взаимосвязанное

обучение

письму

,

чтению

и

говорению

на

начальном

этапе

обучения

английскому

языку
Из всех форм устного и письменного общения письмо, говорение и чтение наиболее взаимосвязаны, и это обусловлено тесным взаимодействием различных анализаторов – речедвигательного, зрительного и слухового. Связь письма с чтением объясняется и тем, что обе формы базируются на одном графическом коде. Чтение выступает как средство развития навыков письма и говорения. Предлагаемые ниже упражнения построены таким образом, чтобы избежать монотонности, быстрой утомляемости, а также имеют целью задействовать сложные комплексные механизмы человеческой психики. Упражнения чередуются с другими видами деятельности (подвижными играми, считалочками, описанием картинок), предложенными основным УМК. При разучивании песенки «Алфавит» перед каждым учеником находится алфавит, напечатанный на отдельном листе. По мере звучания песни учитель показывает нужную букву. Потом это же проделывают ученики, вызываемые по одному к доске. На заключительном этапе детям выдаются листки, где изображены три- четыре буквы. Дети вслед за исполнителем песни находят на столе и поднимают нужные буквы. Для удобства заучивания английских букв их можно разными способами систематизировать, например, по принципу рифмовки друг с другом. Если обвести буквы, то получится фигура, напоминающая ключик. Можно обыграть это, пояснив детям , что это волшебный ключик, который откроет дверь в огромный, увлекательный мир английского языка. Чтобы разнообразить и облегчить работу над техникой чтения на английском языке, можно использовать рифмовки, объясняющие наиболее трудные правила чтения. 1.
e, i, y

Нас, малыш, не забывай. Мы зовемся
e, i, y
Если слева
c
стоит, Она весело свистит. (
ce
iling,
ci
nema, bi
cy
cle). После
c
когда нас нет, Кашель слышится в ответ. ( music) 2. .
e, i, y
Нас, малыш, не забывай. Мы зовемся
e, i, y
Если слева
g
стоит, Как мотор она гудит. (
g
entleman, giraffe, gymnastics). После
g
когда нас нет, Кашель слышится в ответ. (pig, gold). 3. Меня Яга заколдовала злая, Когда я на конце, я не читаюсь. (to giv
e
, people)
4.

e, i, o, a.
Если будем на конце, Русская немая
e
Нас в словах произносите, Словно буквы в алфавите. ( Pet
e
, like, table, home). 5.
u
Я – простая буква u, Но я знаю роль свою. Если слог закрыт, тогда Звук похож на русский
a,

(c
u
p, gun).

6. ck.
Злится
k
на букву
c
. Почему – не знаю. Но когда вдвоем они, Я лишь
k
читаю. (clo
ck
, black). 7.
ee.
Мы сестренки- близнецы, Годовалые мальцы. Если рядом – мы пищим, Потому что есть хотим. (d
ee
p, to meet, street). 8.
oo + k
. Мы два маленьких мяча,
Катимся мы с горки. И в погоне сгоряча, Воем от восторга. (sp
oo
n, moon). Но когда мы
k
встречаем, Выть мы просто прекращаем. (b
ook
, look).
9.

h
Если
s
передо мной, Как змея шиплю я. (
sh
elf, she, sheep). 10.
th
Первокласснику пока Трудно сладить с нами. Надо кончик языка Захватить зубами. (
th
ick, three,north). 11.
r
Бывают слева гласные, согласные. И после них читаюсь я по-разному: После согласных я рычу, В начале слова я рычу. А после гласных я мычу. (
br
ead, red, bird). 12
. igh
Если буквы igh мы поставим рядом, Будут все они втроем «ай» кричать с досады. (n
igh
t, light, bright, sigh). 13.
wh
Если будем справа Буквы «о» стоять, H один читать. (
wh
ose,
wh
o). Букву «
о
» мы заменили,
w
читать решили. (
wh
at,
wh
ite). 14.
a
Роль дана мне непростая: Алфавит я начинаю. Мне совсем не тяжело Перед
l
звучать как
о
. (ch
al
k, w
al
k, b
al
l). После
w
мне тоже О приятней и дороже. (s
wa
n,
wa
ter).

Об

изучении

транскрипции

на

начальном

этапе

обучения

.
В настоящее время сложились два диаметрально противоположных взгляда на изучение транскрипции на начальном этапе обучения. Один из них заключается в убеждении, что учащиеся легче овладевают основами иностранного языка, начиная его освоение с транскрипционных знаков, прочитывая таким образом (в транскрипции) слова, словосочетания, предложения (З.Н.Никитенко). Представители другого направления считают, что обучение транскрипции не должно опережать обучение чтению (И.Н.Верещагина). Мы придерживаемся концепции З.Н.Никитенко, Е.Н.Негневицкой и др. и считаем, что место изучения транскрипции – между изучением звуков и обучением чтению. Изучение транскрипции осуществляется таким образом. Знакомим учащихся со всем алфавитом в занимательной форме. « К нам в гости спешат все буквы английского алфавита. Я назову их по именам (называю все буквы). Много? Давайте сосчитаем. Не огорчайтесь, что не запомнили все буковки. С каждой из них мы будем подробно знакомиться». Приступаем к освоению по нескольку букв в алфавитном порядке и сразу же тех звуков, которые есть в названии этих букв: Aa ei , Bb bi: и т.д. Буквы и звуки прописываются. Подводим итоги: какие буквы мы знаем? ( ei , b , i ). Выучив весь алфавит, дети будут знать почти все звуки. В такой подаче материала видится завершенная система: начали с алфавита, разбили его на части, усвоили буквы и звуки, снова пришли ко всему алфавиту. Детям становится понятным, откуда такое количество звуков. Остается ввести звуки. Не входящие в алфавит: e , o . n , O , o . Звуки закрепляем в такой последовательности: 1) звуки, входящие в алфавит; 2) звуки, не входящие в алфавит. Затем, чтобы избежать типичных ошибок, читаем следующие пары звуков: b- d , d- g , n- p , n- h , r- p , t- f , m- t , w- m , i –u .Ошибки связаны со сходством в написании звуков между собой и сходством с русскими буквами. Руководствуясь законами памяти о лучшем запоминании материала, мы предлагаем учащимся самостоятельно вычленить все звуки из названий букв:
Gg – dzi , g , dz , i

Rr – a

Список

использованной

литературы
1. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов.- М.: Просвещение, 2000 г. 2. Психология обучения чтению. Клычникова Е.Н. 3. Журнал «Иностранные языки в школе» № 8, 2005 г. стр. 60. 4. Журнал «Иностранные языки в школе» № 4 2003 г., стр.27 5. Журнал «Иностранные языки в школе» № 7, 2009 г., стр. 45.