"Проектная деятельность на уроках ИЗО"

Автор: Макарова Анастасия Ярославовна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" г. Емвы
Населённый пункт: г. Емва Республики Коми
Наименование материала: Программа дополнительного курса по ИЗО в 5 классе
Тема: "Проектная деятельность на уроках ИЗО"
Дата публикации: 07.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Емвы УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №1» ___________В.Н. Матыкин


Дополнительная образовательная

программа курса

"Проектная деятельность на уроках ИЗО"

Направленность:
Срок реализации: 1 год Для обучающихся: 5 классов Составитель: Макарова А.Я., учитель ИЗО

Пояснительная записка
Данный курс построен на основе системы заданий для организации учебного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний учащимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе. Рабочая программа для 5 класса "Проектная деятельность на уроках ИЗО" рассчитана на 17 часов (2 раза в месяц). Занятия по курсу «Проектная деятельность на уроках ИЗО» проходят в виде уроков и являются частью традиционной классно – урочной системы. Однако от традиционных уроков они отличаются большей степенью самостоятельности учеников, деятельностной основой организационной формы и нацеленностью на освоение способов действия и деятельностей.
Актуальность
проектной деятельности сегодня осознается всеми. Введение новых образовательных стандартов требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа; методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность
программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью
данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:  Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;  Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;  Системность организации учебно-воспитательного процесса;  Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель работы над проектами на уроках ИЗО:
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Требования к результатам усвоения курса
Приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Итоги реализации программы
могут быть представлены через презентации проектов, участие в творческих конкурсах, выставки, конференции, фестивали и пр.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом
— работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов
Последовательность работы над проектом

Технологический (творческий) проект

1-й этап. Разработка проекта
Для чего и кому нужен проект? 1. Выполнить творческую работу. 2. Подготовиться к празднику. 3. Что-то другое… Что будем делать? 1. Обсуждаем и выбираем работу. 2. Определяем конструкцию 3. Подбираем подходящие материалы. 4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта. 5. Выбираем лучший вариант. Как делать? 1. Подбираем технологию выполнения. 2. Продумываем возможные конструкторско- технологические проблемы и их решение. 3. Подбираем инструменты.
2-й этап. Выполнение проекта
Воплощаем замысел 1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте). 2. Выполняем работу. 3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
3-й этап. Защита проекта
Что делали и как? 1. Что решили делать и для чего. 2. Как рождался образ объекта. 3. Какие проблемы возникали. 4. Как решались проблемы. 5. Достигнут ли результат.
Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть
■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. сформированы следующие способности:  Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);  Целеполагать (ставить и удерживать цели);  Планировать (составлять план своей деятельности);  Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Содержание учебных разделов В том числе теория практика Введение. Цели и задачи курса. Инструктаж обучающихся по ТБ. 1 Структура проектной деятельности. Общие требования по оформлению творческих работ. Этапы организации проектной деятельности. 1 Основные источники получения информации. Поиск информации в сети Интернет. 1 Оформление списка литературы и использованных электронных источников. Подготовка творческих работ презентация результатов проектной, исследовательской деятельности. 1 1
Проект «Моя семья» 1 1 Защита проекта 1 Проект «Профессии моих родителей» 1 1 Защита проекта 1 Проект «Если бы я был волшебником…» 1 1 Защита проекта 1 Проект «Я на радуге» 1 1 Защита проекта 1 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. Участие в конкурсах творческих работ в теч. года в теч. года Всего 8 9
Список литературы
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003. 2. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. 3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 201