Рабочая программа факультатива "Подготовка к ОГЭ по истории"

Автор: Туова Магирет Зульканиновна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11
Населённый пункт: а.Пшизов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа факультатива "Подготовка к ОГЭ по истории"
Дата публикации: 07.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Рабочая программа факультатива « Подготовка к ОГЭ по истории » Учитель истории Туова Магирет Зульканиновна

Рабочая программа факультатива «Подготовка к ОГЭ по истории»
Основной государственный экзамен по истории (ОГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по истории. ОГЭ проводится с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), а также с использованием специальных бланков для записи ответа на задания КИМ. ОГЭ по истории – сложный и специфический экзамен. В отличие от наиболее близкого ОГЭ по обществознанию, история - более комплексный, объемный и информативный предмет. Подготовка ОГЭ по истории является актуальной задачей, как для учащихся, так и для учителей. ОГЭ по истории России охватывает исторический материал с древности до наших дней. Для успешной сдачи экзамена требуется знания огромного количества фактов, терминов, хронологии. При этом надо усвоить и уметь анализировать разные аспекты истории. Программа курса подготовки к ОГЭ по истории России составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цель программы
–подготовка учащихся к экзамену по истории через актуализацию знаний по основным темам курса; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
Задачи программы:
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); - сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; - формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях,
явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века; - акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них трудными, сложными; - овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации.
Требования к результатам:
Личностные результаты: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование исторической компетентности; осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей; осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Предметные результаты:
учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке; основные этапы и особенности исторического процесса в России; содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные даты истории России; составлять хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с опорой на легенду; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку; решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.
Литература:
П.П. Епифанов, О.П. Епифанова «Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XVIII века».- М.: Просвещение,1989 . .А.Н. Сахаров «История России конец XVII – XIX век»- М.: Просвещение ,2010 . А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко «История России XX – начало XXI века.- М.: Просвещение ,2009 . М.Н. Чернова, В.Я. Румянцев «Работа с документами на уроках истории».- М.: Айрис пресс 2008 . Сахаров «История России XX – начало XXI века» - М.: Просвещение, 2010 . Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010. А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.
Календарно-тематическое планирование факультатива

«Подготовка к ОГЭ по истории» (17 часов)

I-вариант



Тема занятия

Кол-

во

часов

Дата

проведения
1 Вводное занятие 1 2 Народы и государства на территории нашей страны в древности 1 3 Русь в IX – начале XII в. 1 4 Русские земли и княжества в XII – середине XV в. 1 5 Российское государство во второй половине XV – XVII в. 1 6 Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в. 1 7 Россия в XVIII – первой половине XIX вв. 1 8 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. 1 9 Российская культура в XVIII – начале ХХ в. 1 10 Советская Россия – СССР в 1917–1991 гг. 1 11 Современная Россия 1 12- 14 Работа с частью «С» ГИА по истории 2 15 Итоговое тестирование 1
16- 17 Работа над ошибками 2 _____________________________________________________________
Календарно-тематическое планирование факультатива

«Подготовка к ОГЭ по истории» (34 часа)

II- вариант



п/п

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

РАЗДЕЛ 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

(разделы А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8 в ГИА по истории)
1 Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество Отработка заданий разделов ГИА по истории А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8
РАЗДЕЛ 2. Русь в IX – начале XII в. (разделы А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8 в ГИА по

истории)
2. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства Владимир I. Крещение Руси Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах Отработка заданий разделов ГИА по истории А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8. Работа с бланками.
РАЗДЕЛ 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в. (разделы А1-А4, А9,

А21, А22, В1-В8 в ГИА по истории)
3 Политическая раздробленность Руси. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский
4 Начало объединения русских земель. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский Отработка заданий разделов ГИА по истории А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8. Работа с бланками..
РАЗДЕЛ 4. Российское государство во второй половине XV – XVII в. (разделы А1-

А4, А9, А21, А22, В1-В8 в ГИА по истории)
5 Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. 6 Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири в ГИА по истории) 7 Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский Россия при первых Романовых 8 Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права Церковный раскол. Никон и Аввакум 9 Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России Отработка заданий разделов ГИА по истории А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8. Работа с бланками.
РАЗДЕЛ 5. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII

в. (разделы А9, А10, А21, А22, В1-В8 в ГИА по истории)
10 Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Фёдоров Отработка заданий разделов ГИА по истории А9, А10, А21, А22, В1- В8. Работа с бланками.
РАЗДЕЛ 6. Россия в XVIII – середине XIX в. (разделы А5-А9, В1-В8 в ГИА по

истории)
11 Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Абсолютизм Создание регулярной армии и флота. Северная война 12 Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя 13 Социальные движения. Е.И. Пугачев Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков 14 Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский Отечественная война 1812 г.
15 Движение декабристов Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы 16 Начало промышленного переворота 17 Присоединение Кавказа. Крымская война Отработка заданий разделов ГИА по истории А5-А9, В1-В8. Работа с бланками.
РАЗДЕЛ 7. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. (разделы А5-А9, В1-В8

в ГИА по истории)
18 Реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества 19 Общественные движения второй половины XIX в. Россия в военно-политических блоках Промышленный подъем. Формирование монополий. С.Ю. Витте Русско-японская война 20 Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума П.А. Столыпин. Аграрная реформа . Россия в Первой мировой войне Отработка заданий разделов ГИА по истории А5-А9, В1-В8. Работа с бланками.
РАЗДЕЛ 8. Российская культура в XVIII – начале ХХ в. (разделы А9, А10, В1-В8 в

ГИА по истории)
21 Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Наука и образование. М.В. Ломоносов. Н.И. Лобачевский. Д.И. Менделеев. Литература и искусство. Отработка заданий разделов ГИА по истории А9, А10, В1-В8. Работа с бланками.
РАЗДЕЛ 9. Советская Россия – СССР в 1917–1991 гг. (разделы А11-А22, В1-В8 в

ГИА по истории)
22 Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы 23 Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи 24 Гражданская война. Красные и белые. «Военный коммунизм» Новая экономическая политика. Образование СССР 25 Поиск путей построения социализма. Формирование централизованной (командной) экономики. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. 26 Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии.
СССР в системе международных отношений в 1920–1930-х гг. 27 СССР во Второй мировой войне. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Битва за Москву 28 Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе войны Советский тыл в годы войны. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли 29 Итоги Великой Отечественной войны. Советские полководцы. Г.К. Жуков. Послевоенное восстановление хозяйства. 30 «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев. «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы Внешняя политика СССР в 1945–1980-е гг. Холодная война. Разрядка 31 Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической и культурной жизни. М.С. Горбачев. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ Отработка заданий разделов ГИА по истории А11-А22, В1-В8. Работа с бланками.
РАЗДЕЛ 10. Современная Россия (разделы А16-А22, В1-В8 в ГИА по истории)
32 Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Принятие Конституции Российской Федерации Российская Федерация в 2000 – по настоящее время: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев Отработка заданий разделов ГИА по истории А16-А22, В1-В8. Работа с бланками.
РАЗДЕЛ 11. Работа с частью «С» ГИА по истории
33 Работа с текстом. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос (разделы С1-С2 в ГИА по истории) Развитие навыков использования принципов структурно- функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником, а также при рассмотрении фактов, явлений, процессов (разделы С3-С4 в ГИА по истории) Составление плана. (раздел С5 в ГИА по истории) Отработка заданий разделов ГИА по истории А16-А22, В1-В8. Работа с бланками. 34 Пробный ГИА по истории на бланках Федерального Центра Тестирования в конце второго семестра