"Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"

Автор: Чепкина Оксана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №171 "Изюминка"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 08.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречия между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего культурного общества. В наше конфликтное время одной из актуальной проблем воспитания подрастающего поколения является воспитание толерантности по отношению к другим народам и культурам. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия. Мы вполне согласны с мнением многих исследователей, что воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением. На наш взгляд необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, особенно в последние годы, по воспитанию у детей доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, практические работники все - таки недостаточно используют все пути, средства и методы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. Рассмотрим одно из важнейших средств толерантного воспитания –
традиции.
Традиции, облаченные в форму привычек массового характера, поддерживаемые силой общественного мнения, по своей природе наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их «своего рода хранителями достижений прошлого». Традиция-передача, предание - элементы культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных социальных группах в течении длительного
времени. Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость. Широко и разнообразно практическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на уровне этноса, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации и т.д. Для нас в рамках затронутой проблематики более приемлемо определение национальных ритуалов как одной из форм поведения, как части культуры этнической общности, тесно связанной с традициями и обычаями, образующей вместе с ними нормативную систему поведения. Важнейшее качество этноса – сотрудничество, сплоченность, способность образовывать дружеские союзы. Стереотипам поведения, ставшим широко известными, не следуют везде и всегда. У всех этносов существуют собственные представления о том, что более или менее важно, значимо. Вот почему нередки несоответствия между их обрядами, а также между обычаями, под которыми принято понимать устойчивые системы поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшие нормой и передающиеся из поколения в поколение. В известной степени традиции влияют на развитие общества, поскольку оказывают психологическое воздействие, играют определенную роль в развитии национальных отношений. Традиции влияют на формирование личности в силу преемственности, устойчивости и эмоционального характера. Привитие детям прогрессивных, позитивных традиций не только своей, но и другой национальности непременно скажется на восприятии родной культуры, осознанного отношения к своим истокам. Роль отечественной традиции в жизни современного общества становится малозначимой. В итоге не только прерывается естественная связь поколений, но и становится произвольным выбор той информации, тех сведений и знаний, которые передаются новым поколениям. Устойчивость, стабильность, консерватизм обычаев, традиций, обрядов, их неискоренимость были важным условием сохранения и преумножения
достижений культуры. Благодаря этому народ оставался самим собой. Традиции выступают важнейшим элементом духовности. Национального самосознания, материализованным в поведении. Народный календарь – удивительный памятник духовной педагогической культуры. В нем заключена ритмическая память народа, воплощены опыт земледелия, хозяйственная сметка и мудрость, наблюдательность и поэтическое восприятие жизни, религиозные воззрения, обычаи и обряды, приметы. 1. Воспитательная роль традиций заключается в стереотипных требованиях к поведению личности в обществе. По своей сущности традиции, а следовательно, и подлинно национальные идеи носят интернациональный характер. Чем лучше человек знаком с духовным наследием различных народов, тем проще ему воспринять иную культуру, а значит, и быть терпимее, толерантнее. Не вызывает сомнений, что межнациональная и межконфессиональная толерантность сможет в конечном счете привести к содержательному, конструктивному диалогу культур. Но это утверждение, подчеркнем, утопично без придания народному просвещению и образованию мультикультурной направленности. Важным средством воспитания этно - толерантности является
общение.
Ребенок испытывает потребность в общении с людьми. В общении с окружающими у детей складываются определенные отношения. Общественные отношения возникают и существуют объективно. В.Г.Белинский утверждал, что «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т.е. тем более его должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам…,основывая все, преимущественно на привычке». В педагогике и психологии признается важность общения ребенка с окружающими людьми, но также установлено, что общение ребенка с детьми своего возраста важнее, чем общение с взрослыми. Ребенок, лишенный детского окружения, не может развиваться нормально. Нельзя не согласиться с утверждением Богомоловой М. И., что общение детей разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою
симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам. В детских садах в основном используются два вида общения детей с людьми другой национальности. Первый вид общения осуществляется в специально организованных интернациональных детских садах или группах с многонациональным составам. В этих случаях происходит систематическое этнотолерантное воспитание детей. На сближение детей разных национальностей в этом случае оказывают влияние общие игры, прогулки, участие в общественно полезной работе. Но при таком объединении детей необходимо продуманное, целенаправленное руководство всем педагогическим процессом. Большие требования здесь предъявляются к педагогу. Он должен располагать значительным запасом знаний в области толерантного воспитания, проявлять такт и чуткость по отношению к детям любой национальности. Когда ребенок одной национальности попадает в группу детей другой национальности, то ласковое и нежное отношение воспитателя к такому ребенку не остается не замеченным детьми. Подражая педагогу, они начинают проявлять заботу, чуткость, внимание, ласку по отношению к сверстнику другой национальности. Это подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения. Второй вид общения осуществляется при организации встреч детей односоставных по национальности детских садов с людьми другой национальности. При налаживании дружеского контакта детского сада с иным национальным составом, наиболее ценным является непосредственное общение детей. Такая возможность есть во всех дошкольных учреждениях, но сначала необходимо продумать план работы. Важно помимо повседневного общения организовывать встречи, заранее продумывать их цель и содержание. Наиболее реальный путь в толерантном воспитании – практическое участие в жизни другого человека. Как утверждает Богомолова М.И., наилучшее воздействие на формирование дружеских чувств к детям других национальностей оказывает общение с ними в быту и детском саду. В тех случаях, когда нет условий для непосредственного общения, следует организовать переписку. Но можно сказать, что этот вид общения не нашел должного отражения в исследованиях и
практическом применении детских садов. Но многие педагоги указывают на ценность его использования. Переписка может возникнуть при следующих обстоятельствах: в результате общения с детьми другой национальности; в организации совместных праздников; при желании поделиться своими знаниями о труде и быте других национальностей, полученных от чтения детской литературы и бесед по рассматриванию картин серии «Наши маленькие друзья»; при проявлении симпатии к детям другой национальности. В ходе переписки в каждом письме должно сообщаться что-то новое о жизни, играх, праздниках, занятиях детей. В переписке должны быть заинтересованы не только дети, но и педагоги и даже родители. Каждое письмо от друзей других национальностей должно быть большим событием в жизни детского сада. Мы вполне согласны с мнением Э. Сусловой, которая считает, что общеизвестна огромная роль детской
художественной литературы
в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, формировании начатков мировоззрения и первоначальных основ социальной активности. Составленные и выдержавшие несколько изданий хрестоматии для малышей и старших дошкольников, куда вошли произведения поэтов и писателей разных народов, несомненно, оказали положительное влияние на формирование личности ребенка. Благодаря им дети уже двухлетнего возраста приобщаются к многонациональной советской литературе. Художественные произведения в образной форме знакомят детей с жизнью общества, помогают ему познать внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношения к другим людям. Но сегодня нужна специальная хрестоматия, которая более основательно, полней знакомила бы с художественной многонациональной литературой, лучшими произведениями, подобранными через призму тех нравственных общечеловеческих ценностей, которые с одной стороны, вызывают симпатию, интерес и уважение к людям различных национальностей, а с другой – закладывают основу человеческой духовности. Итак, формирование уважения к народам нашей и других стран начинается с воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей. Используя художественную литературу, как русскую, так и национальную Н.К. Крупская советовала обращать внимание дошкольников на положительные особенности в характере тех или иных национальностей. Она писала: «Прежде
всего, детская книжка должна освещать вопросы современной общественной жизни в ярких и живых образах». Для воспитания дружеских чувств к людям и детям другой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностью писать интересно и содержательно. Такие книги вызывают большой интерес у старших дошкольников, способствуют их умственному развитию. Сила воздействия литературного произведения на развитие личности ребенка чрезвычайно велика. Исследования психологов показали, что дети дошкольного возраста могут испытывать чувства, которые переживают герои книг. Чтение художественных произведений содействует развитию детского мышления, служит источником новых представлений и знаний. Влияние художественной литературы на нравственное, толерантное воспитание дошкольников значительно усиливается, если одной и той же темой объединено несколько произведений. Подбирать литературу необходимо по таким направлениям как: познавательные рассказы о республиках; рассказы о труде и быте людей других национальностей; рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов; рассказы о жизни детей разных национальностей. По данным исследования Н.В. Мельниковой, высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок, решении речевых логических задач) используются ситуации из художественных произведений, где действующими лицами являются сами дети. Если гуманные нравственные чувства, трудолюбие свойственны героям разных национальностей, у детей начинает формироваться первоначальное представление об их общечеловеческом характере. В связи с этим при подборе художественных произведений национальных авторов целесообразно ориентироваться на следующее. Симпатичные герои (дети), любящие своих самых близких (маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках, требующих трудолюбия. Желательно, чтобы о маленьких неудачах сверстников разных национальностей, по-настоящему любящих своих мам, рассказывалось с улыбкой, по-доброму, а отрицательные проявления высмеивались. Важно, чтобы и в домашнем чтении не было стихийности, случайности. В помощь семье в уголках детского сада необходимо вывешивать список литературы,
рекомендуемой для чтения, который время от времени пополняется новыми произведениями. Мы вполне согласны с мнением Богомоловой М.И., которая считает, что
национальная кукла
является игрушкой, способствующей воспитанию толерантных чувств. Для ознакомления детей с разными народами, населяющими нашу страну, педагоги детских садов в основном используют иллюстрации, чтение рассказов, просмотр диафильмов, пляски в национальных костюмах, но этого не достаточно, не хватает соответствующей игрушке, в первую очередь национальной куклы. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокие требования: 1. В ее облике должны быть представлены черты, свойственные представителям определенной национальности; 2. Выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию. Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр. Нередко кукол вносят в группу лишь для пополнения игрового хозяйства, часто находится в виде сувенира, служит украшением. И поэтому зачастую дети не знают имен этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какую национальность представляют. Нельзя не согласиться с мнением Р.И. Жуковской, которая считает, что национальная кукла становится средством национального, а значит и толерантного воспитания лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера. Особую симпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают, которые представляют литературных героев. Куклы несут радость детям, на наш взгляд нет ребенка, который бы равнодушно отнесся бы к кукле в национальном костюме. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республике она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?
Очень важно, чтобы каждая национальная кукла, отличалась какими – либо особенными чертами. В ДОУ должен быть продуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать их следующим образом: 1. Куклы, передающие характерные черты национальности; 2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев; 3. Куклы, которые своими костюмами и элементами атрибутов напоминают о труде, характере той или иной национальности. Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе
подвижных игр
, с использование национальных атрибутов. В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. Выготский Л.С, указывал, что в дошкольном возрасте происходит «интеллектуализация», т. е. переход от неосознанных элементарных эмоций, к осознанным и обобщенным. В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания. Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям. Игра может выступать как эмоционально-действенное средство уточнения и обогащения знаний дошкольников, как способ организации взаимоотношений между детьми в игровой деятельности. Нельзя не согласиться с утверждениями Д.Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений» В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.
В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес. Большое влияние на толерантное воспитание детей оказывают
произведения

искусства,
в частности изобразительного: картины, иллюстрации. Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры. Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказывают
пословицы и поговорки .
Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту и в какой-то степени к подавлению своего «
Я»: Не стучи в чужие ворота, и в

твои стучаться не будут (татарская).
Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других. Эффективным средством являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов. Можно быть уверенным, что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее. Таким образом, на основе анализа исследуемой нами проблемы были сделаны следующие выводы: 1. Психологи, педагоги, занимавшиеся данной проблемой, считают, что воспитание толерантного отношения к людям других национальностей необходимо заниматься с ранних лет. 2. Исследования Богомоловой М.И., Сусловой Э.К. показали, что в настоящее время достаточно полно разработаны средства, методы воспитания у детей толерантного отношения к людям разных национальностей, однако среди педагогов нет единого мнения о
принципах и требованиях к отбору содержания работы. Одни считают, что нужно знакомить с народами по принципу национальной близости. Данной точки зрения придерживается М.И. Богомолова. А Э.К.Суслова предлагает знакомить детей с жизнью других народов по территориальному принципу. 3. Как показывают многие исследования, прежде, чем планировать работу с детьми дошкольного возраста, по вышеуказанной проблеме педагогам необходимо расширение знаний в области толерантного воспитания.