"Эффективная форма сотрудничества семьи и школы ".

Автор: Даммер Ирина Алексеевна
Должность: учитель изо и технологии 5-9 классы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: Город Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективная форма сотрудничества семьи и школы ".
Дата публикации: 08.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г. Абакана Тема:
«Эффективная форма сотрудничества семьи и школы ».
Подготовила: Даммер Ирина Алексеевна учитель МБОУ «СОШ №11» г. Абакана РХ г. Абакан 2016 «Школа и семья – два важнейших
образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой» Семья и школа – это трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с родителями, родными, учителями, одноклассниками. Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы-основы всего этого закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Педагоги это хорошо понимают и успешно используют в организации школьного учебно- воспитательного процесса. Даже если школы могут воспитать учеников — а опыт показывает, что они на самом деле могут это сделать, — вероятность стабильного становления характера ребенка уменьшается, если предлагаемые школой нравственные ценности не поддерживаются всей атмосферой дома, семьи. Поэтому школа и семья должны прийти к взаимопониманию и сотрудничеству. Работая вместе, эти два социальных института приобретают реальную силу в воспитании нравственных людей, оказывая влияние на уровень нравственности нации в целом. В прошлом веке семье придавалось первосте пенное значение в воспитании и образовании детей. Однако в 20 веке, осо бенно после революции, эта роль была частично передана государственным учреждениям, таким, как детские сады и школы. В течение нескольких деся тилетий, в соответствии со взглядами, господствовавшими в обществе, основной обязанностью обоих родителей считалась работа на производстве. И в значительной мере функции воспитания детей были переложены на тех, кого считали лучшими специалистами в этой области, чем родители, то есть на профессиональных воспитателей, работников детских садов и школ. В результате того, что такая политика процветала десятилетиями, многие родители настолько привыкли считать воспитание исключительной преро гативой школы (в конце концов, за эту работу учителям платят деньги), что они стали устраняться от процесса воспитания детей. Разобщенность между ро дителями и детьми усугубляется тем фактом,
что женщины вынуждены работать, поэтому в большинстве случаев не имеют возможности оставаться дома, чтобы заботиться о собственных детях. Соответственно, наше общество пропагандировало такую модель жизни, которая все более и более затруд - няла выполнение родителями их обязанностей, а это в значительной мере повлияло на распад семей. В настоящее время одни родители стараются привить детям сдержанность и воспитать у них чувство ответственности, другие этого не делают. Широко распространено мнение о том, что основ ная обязанность родителей — зарабатывать деньги и обеспечивать матери альное благосостояние детей, а любое нравственное воспитание, воспитание характера, передача знаний считается функцией воспитательных и образова тельных учреждений. Однако мы не можем игнорировать тот факт, что этот подход показал себя как чрезвычайно неэффективный. Сначала может показаться, что дей ствительно легче оставить за школой функцию воспитания детей, снимая это бремя с собственных плеч. Но что, если школьный учитель будет при вивать им ценности, которые противоречат вашим собственным убеждени ям? Каким образом вам в дальнейшем удастся справиться с отчуждением, которое в результате возникнет между вами и вашими детьми? Как вы сможете найти общий язык? Если вы добровольно уступаете свою роль, как основных воспитателей ваших собственных детей, другим учреждениям, имеете ли вы право впоследствии винить ваших детей за то, что они не проявляют к вам особой привязанности? Например, когда вы состаритесь, и они предоставят заботу о вас домам для престарелых, не будут ли их дей ствия оправданны? Тем самым, не повторят ли они ваши действия? Для нашей страны характерно одно ещё явление, о котором здесь следует упомянуть. Зачастую молодые родители так взволнованы перспективой ро ждения своего ребенка, что проводят массу времени за чтением книг по воспитанию маленьких детей . Однако к тому времени, когда ре бенок становится подростком, большая часть энтузиазма исчезает. Помимо этого, родители приходят к убеждению, что подросток уже почти взрослый, и поэтому к нему можно относиться, как к другим взрослым. Некоторые совсем перестают интересоваться вопросами воспитания подростков, а это говорит о том, что они склонны полагаться на жизненный опыт ребенка, который якобы позволит ему преодолеть бурные подростковые годы. И, ра зумеется, представление о том, что школа всегда готова компенсировать пробелы в знаниях родителей, не поддерживает их в желании уйти в сторону от воспитания своих детей-подростков.
В любом случае, как это бывает с большинством проблем в нашей жизни, оптимальное решение лежит где-то посередине между двумя крайностями. Очень важно найти разумное равновесие, сотрудничество между семьей и школой, как в отношении семилетних детей, так и в отношении подростков. Я уверена, что это наиболее эффективный способ помочь детям стать гар моничными, любящими личностями, порядочными людьми. Неоспоримо наиболее важными учителями для ребят навсегда останутся его родители, однако учителя и родители должны ступать как единая команда. Двое всегда являются источником боль силы и мудрости, чем один. Родителям всегда непросто говорить с детьми о сексуальности, будущей семейной жизни и интимных отношениях. Кто из вас может противостоять вмешательству школы в эту сферу воспитания, в то время как другие будут только рады передать школе часть своих обязанностей. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Такое сотрудничество позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Литература
1.Григорьева М.Н. Родительская неделя - эффективная форма сотрудничества семьи и школы // Начальная школа. – 2005. – №.11. – С. 49-52. 2. Гребенников И.В. Основы семейного воспитания. – М.: Просвещение,1991. – 158 с. 3.Акутина С.П. Воспитание: семья и школа. // Классный руководитель. – 2006. – №7. – С. 26-43. 4. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с. 5. Жукова З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 21-23. 6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Академия», 1999. – 232 с. 7. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высш. Шк., 2003. – 325 с. 8. Кукушин В.С. Педагогические технологии. – М.: ИКЦ «МарТ» , 2006. –336 с. 9. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.