"Использование проектного метода на музыкальном занятии"

Автор: Макарова Ольга Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: мадоу "црр - детский сад №!;"
Населённый пункт: г. Соликамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование проектного метода на музыкальном занятии"
Дата публикации: 09.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр раз- вития ребенка – детский сад №14 «Оляпка»
Текст выступления на Всероссийской конференции

«Использование проектного метода на музыкальном занятии с детьми стар-

шего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель: Макарова О.Н. 1 квалификационная категория Г. Соликамск, 2010 г.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей. Интерес дошкольника к музыке, желание познать и освоить все новое – основа для фор - мирования этого качества. В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение.. В этом ему помогают продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлек - сия и анализ результатов. Это и есть проектирование, которое помогает устранять различные проблемы, где бы они ни возникали, позволяют избежать ошибок, сде - лать выбор способа решения проблемы оптимальным. Данные исследований диагностик показали, что у детей недостаточен объем знаний в области восприятия. Решением проблемы, мы думаем, может стать использование проектного метода в музыкальной деятельности. Проектная деятельность является достаточно эффективной и инновационной. Определена цель – направить детей на поисково-познавательную деятельность в процессе восприятия музыки, а также способность к выражению эмоционально- оценочного отношения к музыке. Для реализации цели обозначили задачи: - определить влияние музыкальных произведений, развивающих у детей му - зыкальное восприятие, эмоциональное чувство; - разработать систему проектов, направленных на развитие эмоционально- оценочного отношения к музыке; - показать пути активизации метода проектов на музыкальном занятии – раз - витие творческой инициативы, самостоятельности, активности; - отразить способность выражения эмоционального отношения детей к музы - ке; - укрепить сотрудничество между детьми, родителями, педагогами. В основе метода проектов лежит креативность; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания. В процессе проектной деятельности создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной личности ребенка, для формирования его музы - кальных способностей. В связи с этим была поставлена задача: выявить и сравнить уровень эмоцио - нального развития детей, с которыми работа ведется по программе традиционно, без использования проектного метода, и уровень развития детей эксперименталь - ной группы, для которых организуется проектная деятельность. Для решения этой задачи была разработана система занятий, на которых организуется проектная дея - тельность. Интересен, на наш взгляд, способ разработки тематического проекта, связанный с использованием модели трех вопросов. Ее суть в том, что мы задаем детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы не знаем? Как можно узнать? Эксперимент проводился с детьми 5-6 лет двух старших групп. Но в экспери - ментальной группе использовалось проектное обучение, в контрольной, же груп - пе проект не использовался.
Проблема первого проекта «Танцевальные жанры» исходила от детей; имен - но они задали ключевой вопрос, который и стал впоследствии стержнем проекта: как узнать танцевальные жанры? Как их различать? Где можно использовать знания о танцевальных жанрах? Выслушав предположения детей, было предложено про - верить гипотезы. В ходе обсуждения многие воспитанники нашли такой экспери - ментальный путь: изучить в научной литературе происхождение танцев, побеседо - вать с родителями о впечатлениях изученного материала. Итоги данной проблемы бурно обсуждались на каждом этапе проекта, в ре - зультате чего был сделан коллаж с выступлением детей, где сами воспитанники во - одушевленно рассказывали обо всем, что им пришлось узнать; на презентации ис - полнялись песни, танцы в различных танцевальных жанрах, рассказывались исто - рии возникновения вальса, пляски, польки. На самом деле, процесс работы над дан- ным проектом позволил решить целый ряд образовательных задач: развитие музы - кального вкуса, эмоционального чувства, творчества,… но выполнена главная цель музыкального воспитания – закрепление знаний детей о танцевальных жанрах. Кроме того, в процессе работы и подведении итогов, были поставлены новые по - знавательные задачи. Определился мотив для создания нового проекта «Музыка до- броты». Данный проект посвящался решению цели: побуждать детей к выражению добрых чувств, эмоций, вызванных музыкой. Разработка этого проекта и реализа - ция его раздела должна была позволить нам привлечь внимание дошкольников, во - влечь их в разные совместные мероприятия, участниками которых стали бы: дети – родители – педагоги. На первом этапе определялся статус каждого ребенка в системе личных взаимоот - ношений в группе, сформулировали проблему: как стать добрыми при помощи му - зыки На втором этапе пришлось помочь спланировать деятельность На третьем этапе (практическая деятельность) выяснились знания детей о чуткости, отзывчивости по отношению к товарищу, о честности, скромности, до - броте, о взаимовыручке, об умении договориться и распределять обязанности меж - ду собой, о справедливой оценке поведения товарищей и своего, об умении дру - жить, о необходимости преодоления личного желания в пользу коллектива. С этой целью дети объединялись в группы, в ансамбль. Они заметили, что, играя в ансам - бле, быстро преодолеваются затруднение исполнения песни, танца. На четвертом этапе (презентация продукта деятельности) дети сами пришли к вы - воду, что добрыми быть нам помогает музыка. Результаты реализации данного проекта позволили: оказать влияние на развитие музыкальных способностей ребенка и, прежде всего, музыкальной отзывчивости, интереса к музыке; создать коллективистические взаи - моотношения детей; определить влияние тех музыкальных произведений, которые послужили средством воспитания и эмоционального развития ребенка. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» менее разработан вопрос обучения детей игре на музыкальных инструментах. Выделив в качестве основной проблему обучения игре на детских музыкальных инструментах, выявилась новая тема для проекта «Музыкальная лаборатория». Продуктом деятельности стал альбом «Музыкальные инструменты » с иллю - страциями и рассказами о каждом инструменте, и выступление оркестра на инструментах, изготовленных самими участниками.
Ненавязчиво, неназойливо, появилась тема для следующего проекта «Город музыки». Цель четвертого проекта: в процессе поисковой деятельности позна - комить детей с нотной грамотой для проявления эмоционального отношения к му - зыке. Проблема вышла от ребят, которые спросили: «Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей?», «Как отличаем звучание одного инструмента от дру - гого?», «Почему высокие звуки мы видим светлые, а низкие звуки вызывают ощу - щение темноты?» Принято решение: создать новый проект « Город музыки», где го- род – это нотный стан, скрипичный ключ – король, а ноты – жители музыкального города. Так появился элемент заинтересованности в воспроизведении выученного, желание проявить свои знания и умения. В результате такого проекта дети экспериментальной группы научились строить песенки – попевки на нотоносце. Во время слушания песен все ребята стали актив - ны, причем сам процесс разучивания стал протекать значительно быстрее. Дети овладели определенным запасом знаний о музыкальных звуках, наиболее полно научились чувствовать красоту музыки и осознавать ее, выражать в своей исполни - тельской и творческой деятельности эмоциональный отклик музыки. Огромный ин- терес к поисковой деятельности проявлялся на каждом музыкальном занятии. Когда дети уже овладели навыком знания нот, форма работы усложнилась в проблеме: на столе лежит книга, а картинок нет, только ноты. Как прочитать? Как узнать, о чем эта книга? В проекте «Музыкальная книга» дети самостоятельно определили, что ноты можно прочитать, и тогда узнают, о чем книга. Вся предыдущая педагогическая работа по воспитанию интереса к нотной грамоте, к исполнительству служила хорошей основой для дальнейшего познания музыки. Наша работа подтвердила исходное положение настоящего исследования, что целе - направленное педагогическое руководство, как восприятием, так и процессом со - здания музыкальных образов, приводит к возникновению у детей более глубокого интереса к музыке. В ходе эксперимента подтвердилось влияние проектного обуче - ния на эмоциональное развитие дошкольников. Во время слушания музыкального произведения все дети без труда устанавливают характер произведения, высказы - вают интересные суждения, пытаются мотивировать их 92%детей.