"К нравственности через социализацию и воспитание младших школьников"

Автор: Тишкова Виктория Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12
Населённый пункт: город Урай
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "К нравственности через социализацию и воспитание младших школьников"
Дата публикации: 09.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


1. Информация о педагогическом опыте

1.1. Условия возникновения и становления опыта
В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить … Шалва Амонашвили В настоящее время современная школа осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом нравственного сознания. В этих условиях борьбы за своё собственное существование школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьёй, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности. Управление процессом развития личности имеет диалоговый характер, является не столько воздействием субъекта на объект, сколько взаимодействием сторон. Управлять – значит создавать условия для развития ребёнка, включать его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулировать самопознание, саморазвитие, самореализацию. Каждый воспитатель в значительной мере осуществляет педагогическую поддержку развивающейся личности. Выбор направления воспитательной работы в классе осуществился на основе и в соответствии с результатами первичной диагностики изучения уровня сформированности личностной культуры (низкий уровень составляет 57,7%), социальной культуры (низкий уровень – 65,3%) и семейной культуры (низкий уровень – 53,8%), что говорит о сложившейся проблеме духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 1 г класса МБОУ СОШ № 12. Приоритетное направление в воспитательной системе является духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. На основании интересов родителей и учащихся класса была сформулирована
идея
, которая легла в основу концепции воспитательной системы класса: «Хочешь быть успешным? Стань Человеком!» Эта идея ложится в основу целевых ориентиров воспитательной системы класса. Основная
цель воспитательной системы класса
– социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, подготовленного к жизненному самоопределению, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Эта цель определена в соответствии с проблемой, над которой работает МБОУ СОШ № 12 - модель выпускника, адаптивная к социуму, способная инвестировать позитивные изменения, формировать экологическую среду
.
Для достижения цели воспитательной системы класса необходимо решить следующие
задачи:
1. Создать условия для воспитания у детей:  гражданственности;  патриотизма;  трудолюбия;  уважения к правам и свободам человека и гражданина;  представления о нравственной и духовной культуре;  экологической культуры, предполагающей целостное отношение к природе, людям, собственному здоровью;  усвоение прогрессивного культурного наследия человечества. 2. Использовать потенциал социума и собственного образовательного учреждения для более полного творческого, интеллектуального развития личности. 3. Способствовать формированию классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ученика. 2
4. Содействовать повышению воспитательного потенциала в процессе образования младших школьников. 5. Развивать самоуправление учащихся в классе в творческой и общественной деятельности. Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются воспитательная система, педагогическая модель сопровождения социализации, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Одним из показателей наличия воспитательной системы класса являются отношения между всеми участниками образовательного процесса, которые складываются в результате жизнедеятельности классного коллектива. Эти отношения строятся на принципах равенства всех субъектов:  «Ученик – ученик» - толерантность, взаимопомощь, взаимоуважение, сотрудничество, сотворчество.  «Ученик – классный руководитель (Тишкова В.С.) – толерантность, мотивации, взаимоуважение, взаимопонимание, сотрудничество, сотворчество, индивидуализация.  «Родители – классный руководитель (Тишкова В.С.) – сотрудничество, сотворчество, содружество.
Апробация и внедрение
в практику результатов педагогического опыта осуществлялось посредством участия в модульном курсе «Изучение истории религий и воспитание духовно-нравственной культуры школьников» (2012 год), в конкурсе инновационных проектов среди педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Урай в номинации «Создание условий для развития и реализации творческих способностей одарённых детей» (2012 год), в IV городской научно-практической конференции педагогов: «Образовательные стандарты – формула развития» по теме «Инновационные формы работы с родителями» (2012 год), в городских выступлениях на круглом столе «Формирование семейной культуры в условиях реализации программы духовно-нравственного развития» (2013 год), в V городской научно-практической конференции педагогов: «Образование: новые требования, новые стимулы, новые результаты» по теме «Здоровый ребёнок – здоровая семья – здоровое общество» (2013 год), участие в Интернет – семинаре «Технология обучения для одарённых детей и детей, нуждающихся в особых условиях обучения: принципы, схемы, компьютерные инструменты, портал, содержащий информацию о работе с одарёнными детьми и молодёжью» (2014 год), в региональном практическом семинаре «Формирование экологической культуры обучающихся в условиях реализации ФГОС» (2014 год), в городском семинаре «Формирование гражданственности и правовой культуры» с творческим проектом «Я живу в России» (2014 год), в I региональном и II межрегиональном этапе в Уральском федеральном округе X Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2015 г.).
1.2. Актуальность опыта
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей осуществляется в процессе социализации, и формулируется в контексте национального воспитательного идеала, представляющего высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций. В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе и вне школы, который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание. Изучение проблемы нравственной социализации младшего школьника обусловлено современными тенденциями в России и определяется рядом факторов: растущим темпом 3
развития общества, усложнением социальной среды, обилием противоречивой информации, снижением воспитательного потенциала семьи.
Актуальность опыта
определяется:  необходимостью теоретического и практического изучения модели педагогического сопровождения процесса социализации личности младшего школьника по типу социального партнёрства;  потребностью реконструировать традиционную педагогическую систему в целях успешного формирования социальной компетентности младшего школьника;  обеспечением социокультурной модернизацией российского общества. В результате проведённого анализа научно-практических исследований позволяет определить существующие
противоречия
в социализации нравственной личности младшего школьника:  между стремлением общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития и инертностью педагогической системы традиционной школы, не обеспечивающей социальное становление младших школьников;  между растущими потребностями современного образования в эффективной модели социализации младших школьников и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения и условий организации процесса социализации, отсутствием опыта работы в данном направлении на практике общеобразовательных учреждений. Противоречия определили проблемное поле и позволили сформулировать
проблему
опыта, которая заключается в разрешении противоречия между потенциальными возможностями социализации нравственного потенциала и реально сложившейся практикой, не всегда учитывающей эти возможности. Теоретическая и практическая значимость данной проблемы, её недостаточная разработанность послужили основанием для выбора
темы педагогического опыта:
«К нравственности через социализацию и воспитание младших школьников».
Цель педагогического опыта:
создание педагогической модели сопровождения социализации младших школьников с учётом специфики направленности.
Задачи:
1. изучить опыт работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по данному направлению; 2. провести и описать процедуры педагогического опыта по реализации модели педагогического сопровождения; 3. выявить и установить критерии и показатели становления социальной активности младших школьников; 4. адаптировать методические рекомендации по педагогической поддержке и сопровождению процесса социализации младших школьников в условиях города; 5. провести анализ и обобщить результаты, полученные в ходе опыта. В ходе опыта для решения поставленных цели и задач были применены следующие
методы:
теоретические – анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, моделирование; эмпирические – анкетирование, тестирование, наблюдение, метод экспертных оценок; изучение и анализ продуктов деятельности и собственного опыта; опытно-поисковая работа; методы статистической обработки данных педагогического опыта.
1.3. Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической
идеей
опыта «К нравственности через социализацию и воспитание младших школьников» является формирование единого воспитательного 4
пространства через предложенную модель педагогического сопровождения процесса социализации младших школьников, которая обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
1.4. Длительность работы над опытом
Методическая работа по обобщению опыта была прогнозирована и проходила с 2011 по 2015 годы в три этапа. На
первом (контрольном) этапе
(2011 – 2012 гг.) изучалась научная, философская, психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме; осуществлялось наблюдение за уровнем развития показателей духовно-нравственного воспитания в процессе социализации младших школьников, анализировались его результаты; определялись цель, задачи педагогического опыта. На
втором (формирующем) этапе
(2012 – 2014 гг.) разрабатывалась и внедрялась модель педагогического сопровождения и поддержка процесса социализации младших школьников в социально-педагогических условиях МБОУ СОШ № 12, отслеживалась динамика показателей нравственного развития и социализации младших школьников; осуществлялась апробация элементов программно-методического обеспечения и готовность их использования в новой практике. На
третьем (итоговом) этапе
(2014 – 2015 гг.) проводился сравнительный анализ, обобщались результаты опыта, формулировались выводы и рекомендации по внедрению результатов в педагогическую практику.
Практическая значимость
опыта заключается в том, что педагогическая модель сопровождения социализации младших школьников может быть использована в других общеобразовательных учреждениях и применена педагогами. Она определяется:  внедрением модели в образовательное учреждение;  разработкой авторской программы «Проектная мастерская «Я – гражданин России – часть Югры»;  определением мониторинга результатов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, который позволяет изучить динамику и оказывать корректирующее воздействие на результативность процесса социализации младших школьников.
1.5. Диапазон опыта
Представленный опыт работы является воспитательной системой класса через интеграцию урочной, внеурочной, внеклассной деятельности (участие в предметных неделях), что позволяет сделать школьное образование интересным, увлекательным и полезным.
1.6. Теоретическая база опыта

Теоретическая значимость
опыта заключается в том, что полученные результаты расширяют научные представления о процессе духовно-нравственного развития младших школьников через социализацию личности посредством:  выявления компонентов социализации и содержания показателей социализированности современного младшего школьника;  определения и апробации результатов педагогической модели сопровождения и условий успешной её реализации с учётом требований ФГОС второго поколения.
Методологической и теоретической основой
опыта являются:  теория деятельности (А.Г. Асмолов, В.А. Беликов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);  системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Сагатовский, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин) и его интерпретация в образовании (Ю.А. 5
Коноржевский, И.О. Котлярова, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Кузьмин, Г.Н. Сериков, Т.И. Шаламова);  компетентностный подход (Б.А. Адольф, Р. Арнольдс, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Д. Мартенс, Д. Равен, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, А. Шелтен);  личностно-ориентированный подход (А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);  социологические, психологические и педагогические положения о процессе социализации личности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Голованова, И.С. Кон, И.Б. Котова, Р.А. Литвак, Д.Г. Мид, А.В. Мудрик, В.С. Мухина. Е.М. Николаева, А.В. Петровский, Б.Д. Парыгин, М.И. Рожков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов). Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально- коммуникативную на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни осуществляется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии других субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций). Организация социального открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни младшего школьника осуществляется на основе следующих принципов:  Принцип ориентации на идеал. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.  Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно- нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который раскрывается в этой системе ценностей.  Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития младшего школьника имеет пример учителя и родителей.  Принцип идентификации (персонификации). У младшего школьника выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально- привлекательные образы людей, неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.  Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Содержанием этого педагогически организованного общения является освоение базовых национальных ценностей. 6
 Принцип полисубъектности воспитания. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания учащихся.  Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя интеграцию содержания различных видов деятельности учащихся. Таким образом, перечисленные принципы определяют концептуальную основу нравственного уклада школьной жизни. Педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается нравственное самосознание. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
1.7. Новизна опыта

Новизна
педагогического опыта: 1. Разработана педагогическая модель сопровождения социализации младших школьников в условиях МБОУ СОШ № 12, включающая контрольный, формирующий, итоговый этапы. 2. Уточнены компоненты социализации младших школьников и соотнесена эффективность реализации педагогической модели сопровождения. 3. Разработан программно-методический комплекс, обеспечивающий духовно- нравственное развитие через социализацию личности.
2. Технология педагогического опыта
Федеральные государственные образовательные стандарты вносят определённые изменения в систему школьного образования. Появляется новая модель образовательного пространства школы, включающая в себя организацию урочной и внеурочной деятельности в рамках компетентностного и системно-деятельностного подходов, с опорой на государственный и социальный заказ. Сегодня воспитание должно быть направлено на достижение двух взаимосвязанных целей: успешной социализации младших школьников в современных условиях и саморазвитии его как личности и субъекта деятельности. В образовательном учреждении социализация понимается как процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путём узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. А.В. Мудрик под социализацией понимает развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит. А.В. Мудрик, давая характеристику сущности социализации, приходит к выводу, что «в процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе» [6]. 7
Позитивным результатом компонентов социализации является социализированность – совокупность индивидуальных особенностей личности, обеспечивающих наибольшую успешность в значимой деятельности (табл. 2.1). Таблица 2.1 Компоненты социализации и показатели социализированности (Матвеева О.Н.) Компоненты социализации Показатели социализированности Когнитивно-рефлексивный (познавательный) - потребность, способность и готовность к учебно- познавательной деятельности; - знание и понимание роли природы в жизни человека; - знания о явлениях природы, представляющих опасность для человека; - способность к самонаблюдению и самоанализу; - способность к адекватной реакции на изменение ситуации; - любознательность; - умение планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; - способность к самопознанию. Коммуникативный - умение общаться и взаимодействовать со сверстниками; - умение общаться и взаимодействовать со старшими детьми и взрослыми (умение взаимодействовать в составе разновозрастной группы); - умение сотрудничать; - способность к эмпатии, толерантность. Практический - способность к репродуктивным действиям; - способность к творческим действиям; - самостоятельность в деятельности. Ценностно-смысловой - представления об основных человеческих ценностях: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир; - наличие сформированных нравственных качеств: любовь к родному краю, дружелюбие, трудолюбие, доброта, готовность помочь товарищу, отзывчивость, честность, справедливость, вежливость, исполнительность, чувство стыда. - способность к нравственной самооценке; - сформированность социально одобряемого поведения. Перечисленные компоненты социализации и их показатели позволяют определить и реализовать на практике педагогически обоснованные и эффективные подходы к организации воспитания и социализации младших школьников в семье и образовательных учреждениях. Развитие личности в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, требуется создать для этого модель сопровождения процесса социализации младших школьников к истокам нравственности (рис.2. 1).
Педагогическая цель:
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России
1.

Содержательно-целевой компонент

Цель:
формирование социально активной личности в процессе духовно- 8
нравственного развития и воспитания младших школьников
Социализированная составляющая
(компоненты социализации и показатели социализированности младших школьников)
Нормативная составляющая
(направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников)
Программно-методическое обеспечение модели сопровождения процесса

социализации младших школьников к истокам нравственности
(программа «Проектная мастерская «Я – гражданин России – часть Югры» (1 – 4), исследовательский педагогический проект «Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта образовательного пространства)
2.

Процессуальный компонент
Организация духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Процесс саморазвития младших школьников (Сборник исследовательских и творческих работ учащихся «К истокам нравственности»)
групповые

дифференцированные

парные

индивидуальные

группы сменного состава

фронтальные

3.

Результативный компонент
Критерии оценки эффективности педагогической модели сопровождения: критерий новизны; критерий эффективности социальной активности младших школьников к истокам нравственности; критерий действенности педагогической модели сопровождения. - Уровень духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников на каждом этапе эксперимента:  низкий;  средний;  высокий. - Уровни процесса социализации младших школьников к нравственности в интерпретационном этапе исследования (4 класс, май 2015 г.):  низкий;  достаточный;  высокий. Положительная динамика духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в процессе социализации личности Рисунок 2.1 Модель сопровождения процесса социализации младших школьников к нравственности
(Тишкова В.С)
Представленная модель включает следующие компоненты: 9
Формы работы:
игры, тренинги, проекты, исследовательская деятельность, упражнения, анализ проблемных ситуаций
 Содержательно-целевой компонент, конкретизирующий цель. Данный компонент включает социализированную составляющую, которую составляют компоненты социализации и показатели социализированности младших школьников; нормативную составляющую, которая определяется направлениями и ценностными основами духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Для реализации модели сопровождения процесса социализации необходимо и программно-методическое обеспечение.  Процессуальный компонент включает непосредственно организацию духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников через различные формы и достаточный уровень мотивации, при котором возникает устойчивая и действенная потребность в саморазвитии.  Результативный компонент обеспечивает оценку эффективности модели и осмысление младшими школьниками собственного опыта в различных видах деятельности. Все компоненты разработанной модели и их содержательное наполнение взаимосвязаны, образуют целостную систему. Для обеспечения успешности реализации модели были определены следующие условия:  Первое условие – направленность процесса социализации младших школьников к нравственности, в результате, которого саморазвитие и самореализация являются доминирующими показателями качества школьного образования.  Второе условие – интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно- воспитательной, общественно-полезной деятельности, направленной на процесс социализации младших школьников.  Третье условие – использование соответствующей коррекции уровня социализации, форм, методов и средств педагогической поддержки. Для позитивной социализации младших школьников к нравственности необходима определённая модель взаимоотношений (рис. 2.2). Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада школьной жизни. Для эффективного взаимодействия реализуются следующие виды деятельности:  организационная (включение в родительский комитет класса, в Управляющий совет школы); 10 Рисунок 2.2 Модель взаимоотношений 1 г класса Школа Школа Тишкова В.С. (классный руководитель) Тишкова В.С. (классный руководитель) Семья Семья
 информационно-просветительская (классные родительские собрания, выпуск информационных листов для родителей);  психолого-педагогическая (индивидуальные консультации, мониторинг родительско-детских отношений);  досуговая (совместные спортивные соревнования, праздники, конкурсы, экскурсии, открытые занятия для родителей). Следующая представленная модель реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с другими субъектами социализации – социальными партнёрами класса (рис. 2.3). Рисунок 2.3 Социокультурная среда 1 г класса МБОУ СОШ № 12 Интеграция социального партнёрства осуществляется через призму интересов семьи как первичного пространства социализации ребёнка. Таким образом, предложенная модель сопровождения процесса социализации младших школьников к нравственности будет эффективна в том случае, когда все компоненты её будут направлены только на положительную динамику духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников в процессе социализации личности. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственного сознания и поведения. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе и её роль в процессе социализации ребёнка огромна. Была проведена
экспериментальная работа
по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников посредством педагогической модели сопровождения процесса социализации младших школьников.
Цель экспериментальной работы:
проверка эффективности функционирования педагогической модели сопровождения процесса социализации. Цель обусловила выдвинутые
задачи:
1. определить этапы экспериментальной работы, определить задачи и методы на каждом этапе; 2. создать условия для проведения педагогического эксперимента; 3. апробировать программно-методическое обеспечение модели сопровождение процесса социализации младших школьников; 11 1 г класс ККЦК "Юность Шаима Эколого- биологичес кая станция КДЦ "Нефтяник" и Свердловская Филармония Музей истории города Урай Дворец спорта "Старт" Городская детская библиотека Воскресная школа Городской детский клуб "Ровесник"
4. проанализировать данные уровня духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников; 5. обобщить динамики нравственного развития в процессе социализации младших школьников в условиях педагогической модели сопровождения в 4 классе. Экспериментальная работа осуществлялась в естественных условиях учебно- воспитательного процесса на базе МБОУ СОШ № 12 в три этапа (2011 – 2015 гг.). 
Констатирующий этап (2011 – 2012 гг.)

Цель:
выявление уровня духовно-нравственного развития и воспитания на начало эксперимента. Проанализировав компоненты социализации и показатели социализированности, были выделены следующие уровни духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников: уровень сформированности личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры. На констатирующем этапе эксперимента был предоставлен следующий результат уровня (табл. 2.2): Таблица 2.2 Уровень духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 1 г класса на констатирующем этапе эксперимента Класс (количество учащихся) Уровни духовно-нравственного развития и воспитания уровень сформированности личностной культуры уровень сформированности социальной культуры уровень сформированности семейной культуры 1 г класс (26 учащихся) низкий – 57,7% средний – 30,7% высокий – 11,5% низкий – 65,3% средний – 30,7% высокий – 3,8% низкий – 53,8% средний – 23,0% высокий – 23,0% Результаты, полученные на констатирующем этапе экспериментальной работы, позволили сделать
выводы
: проблема духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в 1 г классе решается недостаточно эффективно, развитие процесса социализации учащихся не всегда носит направленный характер. Для эффективного развития нравственности необходима разработка и внедрение педагогической модели сопровождения процесса социализации младших школьников. 
Формирующий этап (2012 – 2014 гг.)

Цель:
внедрение педагогической модели сопровождения процесса социализации младших школьников к нравственности. На данном этапе реализовывался содержательно-целевой и процессуальный компоненты модели сопровождения. Духовно-нравственное развитие и воспитание у младших школьников должно опираться на целостный учебно-исследовательский процесс класса. Отсюда следует, что методические основы развития нравственности в процессе социализации должны определяться соответствующей программой. Процессуальный компонент включает два блока: I блок – организация духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников; II блок – процесс саморазвития младших школьников. При реализации первого блока была разработана программа «Проектная мастерская «Я – гражданин России – часть Югры». Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 33 часа (1 класс) и 34 часа (2 – 4 классы). Программа внеурочной деятельности для НОО «Проектная мастерская «Я – гражданин России – часть Югры» по духовно-нравственному направлению основана на модели проектов: «Моя семья» (1 класс), «Моя школа» (2 класс), «Моя малая родина – мой город Урай» (3 класс), «Югра – мой край родной» (4 класс). Каждый проект имеет свою 12
цель, задачи, содержание. Проекты «Моя семья», «Моя школа», «Моя малая родина – мой город Урай» состоят из трёх модулей: «Учусь учиться» (практические занятия), «Я открываю мир вокруг себя» (исследовательская практика), «Я и мои ценности» (защита исследовательских работ и творческих проектов). На основании объявленного Губернатором Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Года по сохранению и развитию традиционных промыслов и ремёсел, исторического и культурного наследия народов, населяющих округ» содержание программы 4 класса целенаправленно формирует направление «Югра – мой край родной», которое состоит только из исследовательской практики и трёх мини-проектов. Проект «Югра – мой край родной» состоит целенаправленно из двух модулей: «Я открываю мир вокруг себя» и «Я и мои ценности». Содержание модуля «Я открываю мир вокруг себя» представлено следующими мини-проектами: «Край ты мой – моя Югория, край лесов и озёр голубых…», «Здесь сердце тихое Югры, и сквозь него течёт дорога…», «Югорский край, моя седая Русь, я именем твоим горжусь…». Программа внеурочной деятельности ориентирована на становление таких личностных характеристик выпускника, как: любящий свой народ, свой край и свою страну; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. К данной программе составлены методические рекомендации при проведении занятий, подготовлены рекомендации по созданию условий и ресурсов для реализации программы, по организации совместной работы класса МБОУ СОШ № 12, семьи и социума в рамках программы, а также подготовлены диагностики изучения личности ребёнка и методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя. Личностно- профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребёнка. Успешная реализация второго блока в учебно-воспитательном процессе будет осуществляться благоприятнее при следующих условиях:  воспитательное взаимодействие учителя с учащимися ориентировано на формирование у детей потребности в нравственном саморазвитии, а учитель выступает нравственным образцом в глазах учащихся;  для формирования у учащихся представлений о нравственных качествах личности, его умений оценивать нравственные поступки и действия сверстников, взрослых, будут использованы все возможности, заложенные в содержании и организации учебно-воспитательного процесса, и приобретённые знания реализуются в совместной деятельности, вызывающей у младших школьников положительный эмоциональный отклик;  формирование нравственного сознания осуществляется на основе единства интеллектуального, эмоционального, поведенческого и ценностного компонентов. На данном этапе эксперимента в модели педагогического сопровождения процесса социализации внедрялся исследовательский педагогический проект «Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта образовательного пространства», который обеспечивает полноценное развитие личности; развивает мотивацию личности к познанию и творчеству; расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки; раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, что помогает для самореализации, самоопределения личности, её профориентации. Интеграция урочной, внеурочной, внеклассной деятельности (участие в предметных неделях) позволяет сделать школьное образование интересным, увлекательным и полезным. В урочной деятельности для развития творческого потенциала 13
необходимо применять нетрадиционные формы: урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, урок-инсценировка, учебная конференция, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, урок-диалог, урок-игра. Внеурочная деятельность привлекает из-за активной совместной деятельности педагогов и учащихся: экскурсионная работа, участие в творческих конкурсах (в том числе дистанционных), создание фотоальбома – летописи школьной жизни (4 класс). Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеют кружковые, клубные занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, они способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно- мотивирующий потенциал и исключительно эффективны для развития творческого потенциала и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству). На формирующем этапе эксперимента проходило одновременно исследование по блокам нравственного развития и социализации младших школьников на контрольном (начало учебного года 1, 2, 3, 4 класса) и интерпретационном (конец учебного года 1, 2, 3, 4 класса) этапах. На данном этапе эксперимента был проведён анализ уровня духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников (табл. 2.3.). Таблица 2.3 Сравнительный анализ уровня духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 1 г класса на констатирующем (КЭ) и 2 г класса на формирующем (ФЭ) этапах эксперимента Класс (количество учащихся) Уровни духовно-нравственного развития и воспитания уровень сформированности личностной культуры уровень сформированности социальной культуры уровень сформированности семейной культуры 1 г, 2г класс (26 учащихся) КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ низкий 57,7% 42,3% 65,3% 53,8% 53,8% 26,9% средний 30,7% 34,6% 30,7% 26,9% 23,0% 38,4% высокий 11,5% 23% 3,8% 19,2% 23,0% 34,6% Результаты, полученные на формирующем этапе экспериментальной работы, позволили сделать
вывод:
уровень духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в процессе социализации значительно вырос благодаря реализации модели сопровождения процесса социализации к нравственности младших школьников. 
Итоговый этап (2014 – 2015 гг.)

Цель:
проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы. На данном этапе апробировался результативный компонент модели, который обеспечивает оценку эффективности педагогической модели сопровождения процесса социализации и уровень духовно-нравственного развития и воспитания младших 14
школьников, а также уровень процесса социализации к нравственности в интерпретационном этапе исследования. Одновременно с исследованием уровня духовно-нравственного развития и воспитания внутри эксперимента были предоставлены результаты контрольного и интерпретационного этапов в 4 г классе МБОУ СОШ № 12, а также итоговые результаты интерпретационного этапа по блокам исследования (май, 2015 год) на выходе итогового этапа эксперимента (табл. 2.4). Таблица 2.4 Итоговые результаты 4 г класса МБОУ СОШ № 12 интерпретационного этапа исследования (май, 2015 год) Блок исследования Параметры исследования Критерии оценки Исследование социального развития младших школьников Параметр 1. Знание основных понятий, символов государства Хорошие знания государственной символики Параметр 2. Сформированность представлений о поведении в коллективе Высокая степень включённости учащегося в жизнь коллектива класса Исследование нравственной сферы младших школьников Параметр 1. Мотивы нравственного поведения Доминирование нравственных мотивов в поведении Параметр 2. Сформированность нравственной самооценки Достаточная степень сформированности положительной нравственной самооценки Исследование отношения младших школьников к учению и труду Параметр 1. Мотивы учебной деятельности Достаточная степень учебной мотивации Параметр 2. Навыки самостоятельной организации своей трудовой деятельности Достаточная степень сформированности навыков самостоятельной организации своей трудовой деятельности Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде Параметр 1. Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде Хорошие знания правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде Параметр 2. Ценностное отношение к природе Достаточная степень сформированности ценностного отношения к природе 15
Исследование эстетического развития младших школьников Параметр 1. Сформированность первичных представлений о красоте Достаточная степень сформированности первичных представлений о красоте Параметр 2. Сформированность первичных представлений о культурном человеке Достаточная степень сформированности первичных представлений о культурном человеке Таким образом, результаты исследования на контрольном и интерпретационном этапе в 4 г классе свидетельствуют об устойчивости высоких (положительных) показателей и является характеристикой положительной динамики развития.
3.

Результативность педагогического опыта
Сравнительный анализ констатирующего, формирующего и итогового этапов экспериментальной работы показал, что произошли значительные изменения в нравственном развитии младших школьников в процессе социализации. Учащиеся 4 г класса МБОУ СОШ № 12 значительно продвинулись по всем показателям уровня духовно- нравственного развития и воспитания (табл. 3.1). Таблица 3.1 Сравнительный анализ уровня духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 1 г класса на констатирующем (КЭ), 2 г класса на формирующем (ФЭ) и 4 г класса на итоговом (ИЭ) этапах эксперимента Класс Уровни духовно-нравственного развития и воспитания уровень сформированности личностной культуры уровень сформированности социальной культуры уровень сформированности семейной культуры 1 г, 2г, 4 г класс КЭ ФЭ ИЭ КЭ ФЭ ИЭ КЭ ФЭ ИЭ низкий 57,7% 42,3% 15,3% 65,3% 53,8% 19,2% 53,8% 26,9% 3,8% средний 30,7% 34,6% 38,4% 30,7% 26,9% 73,0% 23,0% 38,4% 26,9% высокий 11,5% 23% 46,1% 3,8% 19,2% 46,1% 23,0% 34,6% 69,2% Таким образом, результаты экспериментальной работы по развитию нравственности младших школьников в процессе социализации показали, что уровень духовно-нравственного развития и воспитания одного класса МБОУ СОШ № 12 значительно повысился. В среднем количественный показатель низкого уровня сформированности личностной культуры сократился с 57,7% до 15, 3%, уровень сформированности социальной культуры - с 65, 3% до 19, 2%, уровень сформированности семейной культуры - с 53, 8% до 3,8 %. Наиболее существенное изменение наблюдается на высоком уровне сформированности личностной культуры, которое повысилось с 11, 5% до 46, 1%, на уровне сформированности социальной культуры – с 3, 8% до 46, 1%, а на уровне сформированности семейной культуры – с 23, 0% до 69, 2%. 16
В целом можно констатировать положительную динамику духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 4 г класса МБОУ СОШ № 12 в процессе социализации личности.
Заключение
На основе теоретического анализа установлено, что в образовательном учреждении социализация понимается как процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путём узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребёнком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. Обобщив теоретические и экспериментальные результаты можно сделать следующие выводы: 1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить актуальность проблемы в социализации нравственной личности младшего школьника, что подтверждается противоречиями между: стремлением общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития и инертностью педагогической системы традиционной школы, не обеспечивающей социальное становление младших школьников; растущими потребностями современного образования в эффективной модели социализации младших школьников и недостаточной разработанностью научно- методического обеспечения и условий организации процесса социализации, отсутствием опыта работы в данном направлении на практике общеобразовательных учреждений. 2. Раскрыта сущность понятия «социализация» и определены компоненты социализации, позитивным результатом которых является социализированность. 3. Выделена совокупность методологических подходов, позволяющих разработать и обосновать модель сопровождения процесса социализации младших школьников к истокам нравственности, включающую содержательно-целевой, процессуальный, результативный компоненты и педагогические условия её эффективного функционирования. 4. Определены уровни духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников: уровень сформированности личностной культуры, социальной культуры и семейной культуры. 5. Проверена в ходе эксперимента эффективность разработанной модели сопровождения и условий её реализации, которая реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с другими субъектами социализации. Выполненная работа не исчерпывает всех проблем развития нравственности в процессе социализации. Дальнейшее исследование по проблеме может быть осуществлено в следующих
направлениях
:  выявление закономерностей процесса социализации к истокам нравственности и его программно-методического обеспечения;  расширение диагностических методик по оценке степени духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников;  поиск, внедрение новых методик, педагогических условий и технологий развития процесса социализации;  разработка авторских краткосрочных и долгосрочных программ нравственного развития в процессе социализации младших школьников;  подготовка педагогов общеобразовательных учреждений к педагогическому обеспечению процесса социализации к истокам нравственности. 17

Список литературы
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. 2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2012. 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 3-е изд. – М., 2012. 4. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 4 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2013. 5. Матвеева О.Н. – О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГПУ имени В.Г. Белинского, 2010. № 16 (20), с. 151 – 157. 6. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 18