"Государство на берегах Нила"

Автор: Хазиева Ольга Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №69"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Конспект
Тема: "Государство на берегах Нила"
Дата публикации: 09.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок-путешествие "Государство на берегах Нила" (5 класс, учебник “История Древнего мира”, авт. А.А. Вигасин и др., 2011 г.) Цель урока:  Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.  Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.  Обеспечить усвоение учащимися понятия “цивилизация”.  Продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника, историческим документом. Учебное оборудование:  карта “Древний Восток. Египет и Западная Азия”;  презентация “Древний Египет”; (Приложение 1)  маршрутные листы (Приложение 2) и визы (Приложение 3) для учащихся. На доске: тема урока, новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Форма проведения: урок-путешествие. Ход урока: 1. Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока. 2. Цель урока. 3. Изучение новой темы. План. - От первобытности к цивилизации. - Страна Египет. - Разливы Нила. - Объединение Египта. 4. Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске. Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта. – Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация? На слайде ученики читают определение: Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления. 5. – Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет! Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу (лежат на столе), а каждой группе в ходе путешествия необходимо заполнить маршрутный лист. Для того чтобы вернуться домой вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания и получить как можно больше печатей – символа власти любого государства. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом. И так, в путь! Ваша первая задача: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. Для этого вы должны прочитать текст учебника §6 п. 1,2 и воспользоваться картой учебника на странице 31. После чего заполнить предложенную таблицу (маршрутный лист). Ответы учащихся. Заполнение таблицы.
Работа по карте. Слайд-вывод: Египет – страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря. 6. Работа с историческим документом. Диодор Сицилийский (греческий историк). Историческая библиотека. П. 36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лето еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. – О каком явлении идёт речь? – Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни. 7. Решение творческой задачи: Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет “даром Нила”? Подумайте, прав ли был Геродот? 8. Физкультминутка. 9. Комментированное чтение текста учебника. п. 3 – Единое государство Египет сложилось не сразу. Давайте узнаем как? Демонстрация слайдов – Объединение Египта. Карта. 10. Закрепление. Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог. Не забываем ставить печати за правильный ответ! 1) Работа по карте: Показать: реку Нил, дельту, 1-й порог, Мемфис, Средиземное море. 2) Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания теста. Слайд-викторина 11. Итог урока. Оценки (по количеству печатей на визе). 12. Д.З. §6 вопросы. Словарная работа. Контурная карта задание 1,2. 13. Рефлексия: Ребята, что вам понравилось в путешествии? Что вы узнали нового, интересного? Хотели бы еще совершить путешествие в другую страну?